Корпоративная и социальная ответственность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.

Работа содержит 1 файл

Корпоративная и социальная ответственность на предприятии.docx

— 28.61 Кб (Скачать)
 

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «РЕНОВА-СтройГруп» . 

Тема корпоративной  социальной ответственности (КСО) сегодня  одна из самых обсуждаемых в деловом  мире. Связано это с тем, что  заметно возросла роль бизнеса в  развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что  успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной  социальной ответственности в стратегию  развития бизнеса становится характерной  чертой ведущих отечественных компаний.

Современный мир  живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность  бизнеса - предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением  и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они  обладают основными финансовыми  и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих  перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей  роли в такой работе привело к  рождению в конце 20-го века понятия  «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в  целом.

В мировой практике существует устоявшееся понимание, что такое корпоративная социальная ответственность. Организации, которые  оперируют в этой области, определяют данное понятие по-разному.

«Бизнес для  социальной ответственности»: корпоративная  социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и  окружающую среду.

«Международный  форум бизнесс-лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.

«Мировой совет  бизнеса для устойчивого развития»: определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство  бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения  с работниками, их семьями, местным  сообществом и обществом в  целом для улучшения их качества жизни.

«Центр системных  бизнес-технологий «SATIO»: Социальная ответственность бизнеса (СОБ) -- это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Социальная ответственность  бизнеса носит многоуровневый характер.

Базовый уровень  предполагает выполнение следующих  обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности -- предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень  предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности  условно назван «корпоративной ответственностью».

Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную  деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно  отнести:

1. Безопасность  труда.

2. Стабильность  заработной платы.

3. Поддержание  социально значимой заработной  платы.

4. Дополнительное  медицинское и социальное страхование  сотрудников.

5. Развитие человеческих  ресурсов через обучающие программы  и программы подготовки и повышения  квалификации.

6. Оказание помощи  работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно  отнести:

1. Спонсорство  и корпоративная благотворительность.

2. Содействие  охране окружающей среды.

3. Взаимодействие  с местным сообществом и местной  властью.

4. Готовность  участвовать в кризисных ситуациях.

5. Ответственность  перед потребителями товаров  и услуг (выпуск качественных  товаров).

Мотивы социальной ответственности бизнеса: 

1. Развитие собственного  персонала позволяет не только  избежать текучести кадров, но  и привлекать лучших специалистов  на рынке. 

2. Рост производительности  труда в компании. 

3. Улучшение  имиджа компании, рост репутации. 

4. Реклама товара  или услуги. 

5. Освещение  деятельности компании в СМИ. 

6. Стабильность  и устойчивость развития компании  в долгосрочной перспективе. 

7. Возможность  привлечения инвестиционного капитала  для социально-ответственных компаний  выше, чем для других компаний. 

8. Сохранение  социальной стабильности в обществе  в целом. 

9. Налоговые  льготы. 

Направления деятельности, виды социальных программ. 

Административный/социальный бюджет -- финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ. 

Корпоративный кодекс -- это формальное изложение ценностей и принципов деловых отношений компаний. В кодексе содержаться заявленные минимальные стандарты и поручительство компаний их соблюдать, а так же требовать соблюдения этих стандартов от своих поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и лицензиатов. Кодекс не является законом, поэтому обязательный характер носит только для тех, кто обязался их соблюдать. 

Миссия социально ответственной компании - это официально сформулированная позиция компании в отношении своей социальной политики. 

Приоритеты социальной политики компании - это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании. 

Социальные программы - добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании. 

Типы социальных программ могут быть следующие: собственные  программы компаний; программы партнерства  с местными, региональными и федеральными органами государственного управления; программы партнерства с некоммерческими  организациями; программы сотрудничества с общественными организациями  и профессиональными объединениями; программы информационного сотрудничества со СМИ. 

Управление корпоративными социальными программами состоит  из этапов: 

- Определение  приоритетов социальной политики  компании; 

- Создание специальной  структуры управления социальными  программами; 

- Проведение  программ обучения в области  социальной ответственности; 

- Реализация  социальных программ компании; 

- Оценка и  доведение до сведения заинтересованных  сторон результатов социальных  программ компании. 

Направления социальных программ: 

Добросовестная  деловая практика -- это направление  социальных программ компании, которое  имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании. 

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение -- это направление социальных программ компании, которое осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок). 

Развитие местного общества -- это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (социальные программы и  акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки  детству и юношеству, поддержка  сохранения и развития жилищно-коммунального  хозяйства и объектов культурно-исторического  значения, спонсирование местных  культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка  социально-значимых исследований и  кампаний, участие в благотворительных акциях). 

Развитие персонала -- это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с  целью привлечения и удержания  талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и  досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников  в принятии управленческих решений). 

Социально ответственная  реструктуризация -- это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, в интересах персонала компании. 

Социально ответственное  инвестирование -- инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм. 

Инструменты реализации социальных программ: 

1. Благотворительные  пожертвования и спонсорская  помощь -- форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения  социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.). 

2. Делегирование сотрудников компании - добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников. 

3. Денежные гранты - форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты - один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса. 

4. Корпоративное  спонсорство -- предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы. 

5. Корпоративный  фонд -- фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности. 

6. Социальные  инвестиции -- форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества. 

7. Социально  значимый маркетинг -- форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании. 

Информация о работе Корпоративная и социальная ответственность на предприятии