Королёв Сергей Павлович

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:46, доклад

Описание работы

Сергей Павлович Королёв принадлежит к тому особому типу управленцев, с которым связаны звездные часы человечества. С его именем связано первое преодоление человеком земного притяжения, первый его выход за пределы планеты Земля в космическое пространство.

Работа содержит 1 файл

Королёв-управленец.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     А то, что стратегия Главного конструктора была стратегией в полном смысле этого, по существу, всеобъемлющего понятия  убедиться не составляет особого  труда. Наличие долговременных стратегических целей не вызывает сомнения. Они  были у Королёва, казалось, с рождения, постепенно приобретая все более реальное содержание. Преодоление земного притяжения, выход в открытый космос, полеты к другим планетам, а, возможно, и к другим звездным мирам. А затем добавившаяся к ним цель создания ракетного щита России. Похоже на то, что реализация последней стратегической цели удержала мир от сползания в Третью мировую войну.

     Наличие необходимых ресурсов и технологий для реализации поставленных целей  было обеспечено всей деятельностью  Королёва на посту Главного ракетного конструктора страны.  Необходимые ресурсы поставляла вся страна. Над созданием необходимых технологий работали ведущие НИИ и КБ страны, лучшие ее интеллектуальные силы, а они в то время по своему потенциалу были, пожалуй, самыми мощными в мире, вряд ли уступая колоссальному интеллектуальному потенциалу, собранному в США.

     Что касается системы управления ходом  реализации поставленных стратегических целей, то она создавалась самим  Королёвым. Ее мозгом и душой был  сам СП. В рамках этой эффективно управляемой Королёвым системы управления успешно выполнялись все основные функции управления: и принятие решений, и планирование, и организация, и мотивация, и контроль.

     Анализ  управленческой ситуации. Этой составляющей основного управленческого цикла Королёвым придавалось исключительно важное значение. Тщательнейшему анализу подвергались результаты деятельности предшественников и прежние собственные наработки, вся информация, которая могла способствовать принятию важных управленческих решений. Анализу подвергались даже найденные остатки взорвавшихся при неудачных запусках ракет, поскольку такой анализ позволял понять причины неудач, а, значит, нередко служил ключом к новым, ведущим к достижению цели решениям. Королёвым анализировалась не только деятельность его собственного ОКБ-1, но и деятельность «смежников», поскольку решалась одна общая задача, поскольку основные нити управленческих воздействий были собраны в его руках.

     Подготовка, принятие и реализация принятого  решения были четко отработаны Главным. При подготовке важных решений рассматривались, как правило, несколько альтернативных вариантов. Даже когда потребовалось определить место размещения будущего космодрома рассматривались три альтернативных варианта: район Перми, район Дагестана и район, располагавшийся в полупустыне Казахстана неподалеку от станции Тюратам. После их тщательного сравнительного анализа и оценки был выбран последний альтернативный вариант, который впоследствии стал известен всему миру под названием Байконур, населенного пункта, расположенного в полутысяче километров от Тюратама. А то, что за принятием решения неукоснительно следовала его реализация сегодня хорошо известно всему миру по тем воистину великим свершениям, которые связаны с именем Королёва. 

Управленческая  ситуация №5 

     Сергей  Павлович Королёв после его назначения Главным конструктором был наделен  исключительно большими полномочиями. Можно сказать, что вся громадная  страна работала на его грандиозные  замыслы. На проводимые им работы выделялись колоссальные средства, по его заказам добывались необходимые материалы, строились заводы. А поскольку то, что делал Королёв, как правило, делалось впервые, требовались многие исследования, создание новых методов и технологий, принятие нестандартных решений. На это работали многие ведущие НИИ страны или специально создавались новые, как например, известное НИИ-88, на котором впоследствии решались многие важные вопросы развития ракетной техники.

     Но  столь высокое положение и  предоставленные возможности имели  и обратную сторону медали. Деятельность Королёва была на виду у самого высокого руководства страны. Ее контролировал сам Лаврентий Павлович Берия. Королёв не раз приглашался для беседы в кабинет шефа НКВД. Создание принципиально новых «изделий» требовало экспериментов, оно требовало и многочисленных неудачных запусков, взрывов дорогостоящих и с таким большим трудом конструировавшихся мощных ракет. Требовало, потому что без вот таких промежуточных экспериментов и неудач невозможен был конечный успех.

     Это понимал и на это шел Королёв. Но это же вызывало, подчас, недоуменные  вопросы, «разносы», а то и прямые угрозы со стороны Лаврентия Павловича. Были и неожиданные ночные звонки по телефону по поводу очередного взрыва «изделия» во время запуска. Или  же шутки типа: «Кто-то хлопочет, чтобы вам дали орден, а я полагаю, что вы заслуживаете ордера …». В устах Лаврентия Павловича это звучало зловеще.

     О ходе ведущихся Королёвым работ  ежедневно, а, точнее, еженочно, докладывалось  Сталину. Иосиф Сталин любил ночные доклады. Иногда помолчав после очередного такого доклада, он многозначительно замечал: «Надо проверить, чем вы там занимаетесь».

     Как говорится, нелегка ты шапка Мономаха. Такова была цена за реализацию принятой Королёвым стратегии, такова была плата  за возможность рисковать ради реализации своих идей, важность которых в полной мере понимал он один. Гетевский Фауст за возможность познания отдал дьяволу душу, Сергей Павлович Королёв готов был в случае неудачного исхода отдать собственную жизнь.

     Проблема  №5. Насколько, с вашей точки зрения, оправданной была избранная Королёвым стратегия и та плата за возможность ее реализации, которую пришлось платить Главному конструктору? Как, по вашему мнению, следовало действовать Королёву в сложившейся ситуации?

       Развитие управленческой ситуации №5. За принятой на вооружение ракетой Р-2 последовала работа над колебаний идет навстречу своей судьбе. Он просто делает то, что считает нужным, без чего он уже не мыслит своей жизни. Вспомним: «Все начинается с самого обычного. Необычным оно становится уже потом …».

     За  успешными испытаниями ракеты Р-1, прообразом которой была немецкая баллистическая ракета «Фау-2″, последовало создание собственной Р-2. Однако реализованное  становится вчерашним днем. Таков  закон вечного поиска, вечного стремления к неизведанному. Такова стратегия Королёва. созданием новой ракеты Р-5 и ее модификации Р-5М. Ее созданию предшествовали многократные встречи и беседы с Курчатовым, создателем отечественного ядерного оружия. Была поставлена задача особой важности – поместить на разрабатываемую Королёвым стратегическую ракету дальнего действия ядерный заряд. Проблема состояла в том, чтобы вес полезной нагрузки ракеты соответствовал весу бомбы, которую предполагалось на ней разместить. А она в то время весила пять тонн.

     И вот настал момент испытаний стратегической ракеты дальнего действия с ядерной  боеголовкой. Испытания ракеты проходили  в облюбованном ракетчиками Капустином Яру, в Капяре, как называли его  испытатели. Первый пуск ракеты с ядерной  боеголовкой! Какова же была мера ответственности, которая легла на плечи Главного? 20 февраля 1956 г. состоялся первый пуск. Ракета благополучно «ушла» в небо. Потянулись долгие минуты ожидания.

     Наконец, раздался телефонный звонок: «Наблюдаем «Байкал»". Это означало, что ракета достигла полигона и взрыв произошел над заданной точкой. Королёв не сразу отнимает руки от своего лица. Его бьет нервная дрожь. Ведь последствия могли оказаться непоправимыми! И только через некоторое время он, обведя присутствующих тяжелым взглядом, произносит: «Жарко здесь, откройте двери … Кажется, все получилось…».

     Еще один этап пройден, еще одна веха, оставившая неизгладимую отметину в истории  человечества. Однако этап тем и  характерен, что вначале его достижение кажется трудным, практически, невероятным … Но проходит некоторое время, и о нем вспоминаешь уже, как о прошлом. А впереди новые задачи, новые цели, достижение которых еще более значимо, а вероятность их достижения кажется такой малой.

     Следующим таким этапом стало создание новой  ракеты – первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, способной достигать любой точки земного шара, а если на ее борту находится ядерная боеголовка, то и поражать, практически, любую точку земного шара. Америка теряет свою неуязвимость. Отныне все в равных условиях. Ядерный меч занесен над всем человечеством. И это действует на «ястребов», в первую очередь американских, отрезвляюще. При таком соотношении сил победить в войне невозможно –победителей не будет.

     Как показали более поздние исследования академика Н.Н. Моисеева, при одновременном взрыве достаточного количества ядерных боезарядов, а их в мире накопилось гораздо больше критической нормы, на планете Земля может наступить ядерная зима, в результате которой все формы жизни на ней погибнут. Действительно, мир, в котором мы живем – хрупок! Об этом не следует забывать и сегодня. 

     Однако  вернемся к основному управленческому  циклу и анализу того, как он реализовывался Главным конструктором.

     Контроль  исполнения и анализ результатов  реализации принятых решений. Как мы уже видели, контроль за работой ракетостроителей был достаточно жестким и охватывал всю вертикаль, начиная от контроля за самим Главным, хотя этот контроль, скорее, мешал, чем помогал, и кончая исполнителем, который завинчивал в «изделие» последний шуруп. Безусловно, эффективная организация «сквозного» контроля в условиях, когда на решение единой задачи, работают многие заводы, НИИ, испытательные полигоны, сама по себе была очень непростой управленческой задачей. Но она была Королёвым решена и решена успешно. Он лично вникал во многое, еще большая работа в этом плане проводилась его сотрудниками, проводившими специальные исследования для того, чтобы поставить перед «смежниками» реальные требования и затем контролировать их исполнение. Малейшее нарушение, малейшая небрежность или недомыслие могли закончиться весьма плачевно, сводя на нет труд многих тысяч людей, подвергая их неоправданному риску.

     Не  менее тщательным был и анализ реализации принятых решений. Конечно, далеко не лучший способ учиться на собственных ошибках. Но, когда, практически, все приходится делать впервые, и других, на опыте и ошибках которых можно было бы поучиться, попросту нет, выбора не остается. Поэтому в деятельности ОКБ-1, возглавляемого Королёвым, и его «смежников» анализ сделанного ранее, положительных и, что не менее важно, отрицательных результатов имеет исключительно важное значение. Не наша задача вдаваться в технические детали и технологии работы сверхзакрытых конструкторских бюро. Мы можем лишь констатировать, что метод «проб и ошибок» широко используется в практической работе Королёва. В одном из писем он пишет: «… все мои усилия и мой разум и опыт направлены на то, чтобы предупредить как раз то худшее, что подстерегает нас на каждом шагу в неизведанное».

     После первого испытательного пуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, который постигла вполне естественная для первого пуска неудача, на поиск обломков ракеты были направлены самолеты и вертолеты. Наконец, после длительных поисков обломки были найдены и причина срыва установлена. На этот раз виновником оказался клапан. Каждый найденный дефект, каждый новый разгаданный секрет техники позволял нащупывать путь к верному решению, которое, в конечном счете, приведет к успеху.

     Не  выдерживала не только техника, не выдерживали и люди. И если Королёв готов был взять всю ответственность на себя и, как говорится, «поставить на карту» собственную жизнь, то далеко не все разделяли его отношение к решению поставленных задач и той цене, которые приходилось за такие решения платить. После первых неудачных запусков Р-7 многие теряют веру в успех, даже главные конструктора. Неожиданно в Москву улетают Бармин и Пилюгин, заболевает Воскресенский. В письме к жене Королёв пишет: «Настроение паршивейшее, на кого надеялся, бегут как крысы с тонущего корабля». Да, праздники имеют свою изнанку. Будни, трудности, неудачи по плечу далеко не всем. Лишь тот, кто живет достижением поставленных перед собой стратегических целей, кто согласен ради этого на все, не оставит свое детище в трудную минуту. Лишь тот будет бороться до конца. 

Управленческая  ситуация №6 

     Ракета  Р-7, созданная Королёвым, обладает высокими летными характеристиками. Они оказываются  достаточными для выхода в космическое  пространство. С 1957 г. стратегическая линия  развития ракетостроения раздваивается. Наряду с военной линией, впервые появляется космическая линия.

     Во  время одного из визитов Никиты Сергеевича Хрущева, пользуясь удобным случаем  и его хорошим расположением  духа, Королёв обращается к нему с предложением начать работы по выходу в космическое пространство. Тем более, что американцы давно такие работы ведут. Хрущев соглашается с Королёвым: «Если главная задача не пострадает, действуйте».

     На  самом деле, работы по использованию  ракетной техники для штурма стратосферы  и космического пространства ведутся уже с начала работ по созданию прообраза немецкой «Фау-2″. Наряду с основным вариантом ракеты Р-1, ведется работа и над созданием ее научной модификации Р-1А (А – академическая), предназначенная для подъема на большую высоту научной аппаратуры. Впоследствии работы такого характера, по возможности, продолжаются.

     Американцы  еще в апреле 1946 г. ставят задачу выхода в космическое пространства. В документе с грифом «Для служебного пользования» появляется пункт, связанный  с полетами «выше атмосферы, включая космические аппараты и приспособления для использования космоса». Еще через три года заказчиком разработок, связанных с полетами в космос, становится военное ведомство США Пентагон. Появляются первые сообщения о разработке в США управляемого космического корабля. 3 августа 1956 г. в приветствии президента США Эйзенхауэра конгрессу международной астронавтической федерации говорится о намерении США в ближайшее время выйти в космическое пространство. В сентябре 1956 г. американцы делают первую попытку запуска искусственного спутника Земли, которая кончается неудачей.

Информация о работе Королёв Сергей Павлович