Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:10, контрольная работа
Вопрос 1. Соотнесите понятия «руководство» и «лидерство».
Вопрос 2. Дайте характеристику базовым стилям лидеров. Какие требования предъявляются к менеджеру?
Вопрос 1. Соотнесите понятия «руководство» и «лидерство».
Ответ 1. Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем.
Лидерство — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.
Основные различия между руководством и лидерством сводятся к следующему:
Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.
Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.
Лидерство возникает
и функционирует
Процесс принятия
решений в системе руководства
носит более сложный и
Вопрос 2. Дайте характеристику базовым стилям лидеров. Какие требования предъявляются к менеджеру?
Ответ 2. Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным, который в 1938 г. предложил три типа стилей.
Авторитарный (диктаторский), для которого характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны.
Демократический. Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.
Попустительский. Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования.
Можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности (знание технологии производственного процесса и его функционирования; знание теории менеджмента, основных законов и приемов; знание общей экономической теории; знание теории маркетинга; а также общая эрудиция по специальности; знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества ( умение быть в форме; выносливость в состоянии неопределенности и стресса; выдержка в любой конфликтной ситуации; коммуникативность; умение слушать; интуиция; приспособляемость к ситуации; восприимчивость критики, самокритичность; уверенность в себе; авторитетность; возраст и внешние данные;
3. Личные способности ( умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма); умение распределять обязанности и давать четкие указания; умение стимулировать и мотивировать работников; легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности ( ум и рассудительность; творческий потенциал; иумение принять нужное решение;
логическое, структурное, системное мышление; интуиция;
5. Рабочие приемы ( рациональность и системность в работе; умение максимально концентрироваться; умение принятия решений и снятия проблем; самоменеджмент; умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности ( активность и подвижность; энергичность; сила и здоровье.
Вопрос 3. Дайте характеристику основным элементам процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал, получатель).
Ответ 3. Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
Отправитель— это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
Сообщение— сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
Канал — средство передачи информации.
Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
Вопрос 4. Определите сущность, функции, виды и этапы контроля.
Ответ 4. Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
Сущностью контроля является выработка и осуществление эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения цели деятельности.
Виды контроля
По степени охвата объекта |
Сплошной или выборочный |
По режиму |
Нормальный или усиленный |
По уровню субъекта контроля |
Руководителем (предпочтителен) Специально назначенными для этого лицами (группой контроля, проверяющими) Самими работниками (самоконтроль) |
По источнику субъекта контроля |
Внутренний Внешний |
По форме |
Открытый Наглядный Видимый Неофициальный |
По периодичности |
Предварительный Текущий Итоговый Внезапный |
Этапы процесса контроля.
Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю.
Уточнение модели функционирования организации и определение «точек контроля».
Осуществление наблюдения, сбор и обработка информации.
Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях.
Вопрос 5. Чем отличаются социальные группы от других видов социальных общностей? В чем состоит отличие групп в организации от других социальных групп?
Ответ 5. Социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: I) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
В других социальных группах отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними. Такие группы могут превратиться в социальные группы, только если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Социальный контроль в группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно в разрозненно. Именно социальный контроль за деятельностью коллектива определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.
Таким образом, отличие групп в организации от других социальных групп заключается в наличии в них: взаимодействий между членами; появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов; социального контроля между ее членами.
Вопрос 6. Чем отличаются решения, принимаемые в группах, от решений, принимаемых отдельными членами организации?
Ответ 6. Совместный подход к принятию решений чаще всего более эффективен, чем единоличное решение. Чем больше людей в группе, тем больше вероятность того, что, по крайней мере, один из них найдет верное решение. Групповое обсуждение порождает в два раза больше идей, по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично. Решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения. Это объясняется тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, чем один индивид. Информация является более разносторонней, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы.
При групповом принятии решений возрастает приемлемость принятых решений для всех членов группы. Известно, что многие решения не удается воплотить в жизнь, потому что люди не согласны с ними. Но если люди сами участвуют в принятии решений, они охотнее поддерживают их и побуждают других согласиться с ними.
Участие в процессе принятия решений налагает на индивида соответствующие моральные обязательства и повышает уровень его мотивации, если ему предстоит выполнять эти решения. Важное достоинство групповых решений состоит в том, что они могут восприниматься более легитимными по сравнению с решениями, принятыми единолично.
Решения, принятые той или иной реальной группой, на практике всегда имеют социальный характер. В этих решениях неизбежно отражаются цели, ценности и нормы соответствующих социальных групп.
Вопрос 7. Назовите основные ключевые принципы управления качеством в концепции всеобщего управления качеством.
Ответ 7. Для успешной деятельности в настоящее время системы управления должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством:
ориентация на потребителя;
ведущая роль руководства;
вовлечение всех работников;
процессный подход;
системный подход к управлению;
постоянное улучшение;
принятие решений, основанных на фактах;
взаимовыгодное отношение с поставщиками.
Вопрос 8. Почему маркетинговая модель управления получила большое распространение и приобрела такую популярность?
Ответ 8. Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Философия маркетинговой концепции исходит из того, что ключ к успешной деятельности необходимо искать на рынке. Целью должно являться удовлетворение потребностей клиентов путем применения комплексного подхода и использования специальных инструментов.
Все большее число компаний рассматривают маркетинговую модель управления как центральное звено политики компании. Основанием для этого служат причины, как общего, так и частного характера.
Общими причинами, которые привели к росту популярности маркетинговой модели управления, являются:
Частными причинами, по которым компании прибегают к маркетинговой модели управления, являются:
Вопрос 9. Можно ли эффективно управлять организацией без стратегического планирования?
Ответ 9. Необходимость стратегического планирования организациями обусловлена рядом внешних объективных причин, главные из которых следующие: глобализации мировой экономики; формирование свободных экономических зон, единого таможенного и экономического пространства; быстрой смене технологий, а значит, появлению угроз, связанных с исчезновением старых сфер бизнеса, товаров, услуг; интеллектуализация большинства сфер человеческой деятельности, что требует перспективного планирования их развития с учетом данных реалий; перемещение конкуренции в сферу управления основными ресурсами организаций, а значит, необходимость закладывать в стратегических планах развития организации их оптимальное соотношение; все большая открытость национальной экономики; нарастающая общемировая тенденция трансформации экономики, производящей товары, в экономику, производящую услуги.
Это требует от организаций выработки адекватной стратегии поведения на динамичном рынке товаров и услуг в рамках диверсификации своей деятельности, прогнозирования, направленного на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках.
Информация о работе Контрольная работа по «Основы менеджмента »