Контрольная работа по "Муниципальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное управление – это комплексное и многоуровневое явление, которое определяет многообразие явлений. Местное самоуправление – это организация властвующих сил на малой территории, которая предполагает решение возникших вопросов на месте. В полномочия местных органов самоуправления входит право регулирования подведомственных вопросов и управление в интересах населения. Муниципальное управление выполняет ряд установленных функций и имеет перед собой задачи. Понятие функции определяется как определенная совокупность направленных действий, которые приводятся в исполнение управляющими органами в целях достижения вышепоставленных задач.

Содержание

Сущность и содержание муниципального управления.
Каковы основные признаки муниципального образования?
Типология муниципальных образований. Различия между городским и сельским поселениями.
Какие типы организационных структур используются в МУ?
Каковы основные проблемы ЖКК в России и в чем их причина?
Муниципальная жилищная политика. Модели государственной и муниципальной жилищной политики
Какие экономические проблемы возникают в процессе управления муниципальным имуществом?
Налоговое, ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне.
Муниципальные целевые программы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 42.05 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Муниципальное управление»

 

 

 

 

 

Работу выполнил:                             Андросов Владимир Михайлович

 

Курс V ОЗО                                     Факультет управления и психологии   Специальность                  Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2013 год.

Вариант 1.

  1. Сущность и содержание муниципального управления.
  2. Каковы основные признаки муниципального образования?
  3. Типология муниципальных образований.  Различия между городским и сельским поселениями.
  4. Какие типы организационных структур используются в МУ?
  5. Каковы основные проблемы ЖКК в России и в чем их причина?
  6. Муниципальная жилищная политика. Модели государственной и муниципальной жилищной политики
  7. Какие экономические проблемы возникают в процессе управления муниципальным имуществом?
  8. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне.
  9. Муниципальные целевые программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность  и содержание муниципального  управления.

Муниципальное управление –  это комплексное и многоуровневое явление, которое определяет многообразие явлений. Местное самоуправление –  это организация властвующих  сил на малой территории, которая  предполагает решение возникших  вопросов на месте. В полномочия местных  органов самоуправления входит право  регулирования подведомственных вопросов и управление в интересах населения. Муниципальное управление выполняет  ряд установленных функций и  имеет перед собой задачи. Понятие  функции определяется как определенная совокупность направленных действий, которые приводятся в исполнение управляющими органами в целях достижения вышепоставленных задач. К функциям муниципального управления относят: 1) учет прошлого и настоящего опыта для проектирования будущего с учетом положительного изменения в развитии событий; 2) составление плана, в котором будет учитываться направление развития, постановка целей, точная формулировка задач, отбор качественных и больших по объему показателей, собственно организация поля деятельности; 3) организация исполнения установленных задач; 4) направления работы субъектов при помощи распорядительства, которое воспроизводит деятельность непосредственного решения аппаратного управления; 5) осуществление регулирования распорядительной деятельности при помощи законодательства; 6) осуществление контроля в реализации поставленных задач с целью избежания несанкционированных действий или их предотвращения; 7) учет ресурсов; 8) финансирование. Задачи – это список мероприятий, которые должны осуществиться в процессе реализации запланированных целей. Понятие «решение задачи» может пониматься в трех вариациях. Это, во-первых, решение как собственно план решения задачи, во-вторых, решение задачи как процесс выполнения предложенного плана и, в третьих, решение задачи в целях получения результата. Принципы муниципального управления: 1) разработка программ развития в условиях рыночной экономики, расчет и прогнозирование использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных); 2) объективность во всех управленческих процессах при учете фактического состояния социальной сферы, влияния демографического фактора на развитие субъекта, эффективности управления; 3) деление полномочий всех должностных лиц в соответствии с их профессиональным уровнем подготовки и опытом работы; 4) использование информации в муниципальном управлении: сбор, обработка и распределение по сферам управления в соответствии с целями и задачами; 5) рациональность и ответственность муниципального управления и другие принципы. Цели и задачи муниципального управления зависимы исключительно от интересов местного населения.

 

 

 

 

2. Каковы основные  признаки муниципального образования?

Даваемое в Федеральном  законе о местном самоуправлении определение муниципального образования, хотя в нем более ярко выражен  территориальный аспект по сравнению  с социальным, близко понятию местного сообщества как территориально организованного коллектива. Анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что муниципальное образование - это не только территориальная, но и социальная общность. Речь, в частности, идет о городском или сельском поселении, иной населенной территории. 
Как особые субъекты права на местное самоуправление муниципальные образования обладают следующими признаками: 
·       "ведают вопросами местного значения", а также вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, т.е. осуществляют "публичную власть особого рода" - местное самоуправление; 
·       имеют устав (муниципального образования), который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и подлежит государственной регистрации и свою символику; 
·       реализуют право на объединение в ассоциации и союзы; 
·       имеют территорию и границы; 
·       выборные и иные органы местного самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности; 
·       за муниципальными образованиями закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности: именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований (ст.35 п.1); органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов (средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, других финансовых средств) от имени муниципальных образований (ст.2 п.3 Федерального закона о финансовых основах). 
          Как видно из перечисленных признаков, муниципальные образования имеют целый ряд черт, присущих организациям - юридическим лицам: органы, устав, подлежащий государственной регистрации, имущество; в отношении них применяются процедуры образования, объединения, преобразования и упразднения (ст.13 п.1 Федерального закона о местном самоуправлении); не только уставы, но и сами муниципальные образования проходят процедуру государственной регистрации, вносятся в региональные реестры муниципальных образований и в Федеральный реестр муниципальных образований. 
Несмотря на наличие отдельных признаков юридического лица и корпорации, муниципальное образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом. Его статус отличается от статуса юридического лица и корпорации по следующим позициям: 
1.     Муниципальное образование не основано на членстве, что является определяющим признаком корпорации. 
2.     Муниципальное образование признается в соответствии с гражданским законодательством особым субъектом гражданско-правовых отношений, наряду с государством и государственным образованием, но не юридическим лицом. 
3.     Юридическими лицами являются органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. 
4.     В федеральном законодательстве отсутствует обобщенное понятие нормативно-правовой системы местного самоуправления или системы нормативных правовых актов муниципального образования: все акты, кроме устава, признаются правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления (ст.19 и др. Федерального закона о местном самоуправлении). 
5.     Субъектами наделения "отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и Федерации" являются не муниципальные образования, а органы местного самоуправления (ч.2 ст.132 Конституции РФ, пдп.5 ст. 4, пдп.6 ст.5, п.1 ст.38 Федерального закона о местном самоуправлении). 
6.     Именно деятельность и акты органов и должностных лиц местного самоуправления (а не муниципального образования в целом) являются объектом контроля и надзора со стороны государства (пдп.5, пдп.15 ст.4, пдп.6 ст.5, ст.51 Федерального закона о местном самоуправлении). 
7.     Органы и должностные лица местного самоуправления (а не муниципальные образования) признаются субъектами ответственности перед государством, физическими и юридическими лицами (пдп.14 ст.4, ст.ст.49, 50 Федерального закона о местном самоуправлении). 
8.     Право местного самоуправления на судебную защиту трактуется как право граждан и органов (должностных лиц) местного самоуправления (ст.46 Федерального закона о местном самоуправлении), а не как право муниципального образования. 
9.     Создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций закрепляется как функция органов местного самоуправления, именно они, а не муниципальные образования, выступают в качестве учредителей муниципальных предприятий (ст.30 Федерального закона о местном самоуправлении). 
10.  Не муниципальное образование, а органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции выступают в качестве стороны в договорах, заключаемых ими с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами (ст.32 Федерального закона о местном самоуправлении); они же являются заказчиками на выполнение работ в рамках муниципального заказа (ст.33 Федерального закона о местном самоуправлении). 
11.  Органы местного самоуправления названы в Федеральном законе (ст.34) субъектами внешнеэкономической деятельности. 
12.  В Федеральном законе говорится о доходах и расходах органов местного самоуправления (ст.38), о праве органов местного самоуправления на компенсацию увеличения расходов и уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ (ст.38 п.2), о праве органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами (ст.40). 
13.  Органы местного самоуправления признаются также субъектами кредитных отношений: они вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения (ст.42). 
           Хотя Федеральный закон и упоминает в качестве "главных действующих лиц" органы местного самоуправления, более подробный анализ большинства из названных выше правоотношений показывает, что органы местного самоуправления выступают в них лишь как органы муниципального образования, т.е. от имени последнего. Следовательно, субъектом указанных правоотношений должно быть признано муниципальное образование. Полагаем, что это признание должно получить соответствующее законодательное оформление: созрела необходимость устранить имеющуюся в настоящее время в федеральном законодательстве не всегда оправданную подмену муниципальных образований органами местного самоуправления, преодолеть непоследовательность федерального, а вслед за ним и регионального законодателя, в определении истинной роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в муниципально-правовых отношениях.

3. Типология муниципальных образований.  Различия между городским и сельским поселениями.

МО в России разнообразны по численности населения и многим другим параметрам  и могут классифицироваться по различным признакам. Классификация  по правовому признаку была рассмотрена  в прошлой лекции (городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские  округа).

Разнообразие МО вызвано  различием природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обуславливающих обособленность и структуру этих территорий.

МО можно классифицировать на следующие 3 группы:

    1. Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфраструктуру.
    2. Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунктов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственными интересами. Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий его район.
    3. Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях, например, на хуторах или при кочевом образе жизни в условиях Крайнего Севера.

 Наиболее существенным  является различие между городскими и сельскими МО, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни. Для сельских поселений характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция.

Основные различия между городскими и сельскими  поселениями.

Сельские  поселения

Городские поселения

Правовой статус сельского  поселения

-//- городского поселения  или гор-го округа

Инженерная инфраструктура децентрализована и поддерживается самими жителями

-//- централизована и обслуживается специализированными службами

Преобладание сельскохозяйственных видов занятости

-//- несель-ных видов занятости

Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и  образ их жизни

Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деят-ть жителей местом работы

Характер застройки: низкоэтажная, малоквартирная

-//_ многоэтажная, многоквартирная

Заключаемые сделки имеют, как  правило, личностный характер и вызывают низкий уровень трансакционных издержек

-//- осущ-ся, как правило, между малознакомыми людьми и вызывают высокий уровень трансакционных издержек


К промежуточной форме  между поселениями и городами  относятся поселки городского типа.

 

    1. Какие типы организационных структур используются в МУ?

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений), и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Структура местной администрации напрямую зависит от типа МО, поскольку тип МО предопределяет состав предметов ведения МСУ, что, со своей стороны, обуславливает объем задач и функций всех органов МУ.

Цели, задачи и функции МУ непосредственно  влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ней самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных задач.

Важнейшим фактором влияющим на формирование организационной структуры, является норма управляемости.

Нормой управляемости  называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.

Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех или иных функций МУ за отдельными  управленческими подразделениями и должностными лицами.

При проектировании организационных  структур важно соблюдать следующие  принципы их построения:

  1. Направленность на достижение целей. Организационная структура должна способствовать достижению целей управления МО.
  2. Перспективность. Органы МСУ должны, решая вопросы оперативного характера, одновременно проводить работу по определению стратегии, связанной с соц-но-эк-м развитием МО.
  3. Способность к развитию (адаптивность). Необходимость развития оргстр-ры объясняется тенденцией постоянного изменения внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе МУ.
  4. Принцип комплексности требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции.
  5. Индивидуализация. Формирование организационной структуры должно основываться на учете индивидуальных особенностей конкретного МО.
  6. Экономичность. Организационная структура должна обеспечивать эффективное и рациональное осуществление процесса МУ, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем.

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной  структуры местной администрации является: глава администрации; его заместители по сферам муниципальной деятельности; структурные подразделения; коллегиальные совещательные органы; аппарат администрации.

Структурные подразделения  подразделяются на 4 группы;

1.Отраслевые. к их предмету ведения относят вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями муниципальной деятельности. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории.

  1. Предметы деятельности функциональных (штабных, общей компетенции) структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурах подразделений (финансовая, экономическая, правовая, информационная, контрольно-аналитическая службы и служба по управлению имуществом).
  2. Создание территориальных подразделений связано с необходимостью приближения органов МСУ к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функций на высшем уровне МУ с повышением оперативности при решение текущих вопросов (районные администрации в крупном городе).
  3. Вспомогательные подразделения (аппарат) не облают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции сервисного обслуживания руководства администрации и ее структурных подразделений.

 Для выполнения функций,  делегированных органами гос. управления, иногда целесообразно использовать отдельные обособленные структурные подразделения.

 

    1. Каковы основные проблемы ЖКК в России и в чем их причина?

Уровень обеспечения населения  ЖКУ (услугами) – один из самых важных показателей качества жизни на территории МО. Управление ЖКК, согласно ФЗ 2003г., относится в основном к компетенции поселений.

В состав ЖКК входят 3 основных блока:

  • жилищное хозяйство, т.е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций;
  • система инженерного обеспечения поселений, или коммунальная энергетика;
  • общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство территорий, вывоз и переработка отходов и др.).

В условиях реформирования ЖКК перед местными органами возникают следующие проблемы и задачи:

  1. совершенствование местной нормативной базы;
  2. установление экономики обоснованных тарифов на содержание жилищного фонда, водоснабжение, теплоэнегрию и др.;
  3. разработка и реализация программ ресурсосбережения;
  4. поощрение создания собственников жилья;
  5. реформирование муниципальных предприятий;
  6. содействие созданию конкурентной среды в управление и эксплуатации жилищного фонда;
  7. организация службы жилищных субсидий;
  8. создание муниципальных расчетно-кассовых центров для сбора платежей за ЖКУ;
  9. установление нормативов качества отдельных видов ЖКУ, контроль за их соблюдением.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному управлению"