Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:49, контрольная работа
Цель дипломного проекта – теоретически обосновать анализ и проектирование системы управления персоналом фирмы и разработать практические рекомендации по ее совершенствованию на примере ТСЖ «Горбачевский».
Введение...................................................................................................................4
Глава 1 Теоретические основы проектирования систем управления персонала на предприятиях...............................................................................................................7
1.1 Понятие и сущность системы управления персоналом.........................7
1.2 Методы проектирования системы управления персоналом в организации..............................................................................................................16
1.3 Особенности современного этапа в развитии систем управления персоналом в организации......................................................................................27
Глава 2 Анализ и проектирование системы управления персоналом товарищества собственников жилья «Горбачевский»...............................................36
2.1 Организационно – управленческая характеристика ТСЖ «Горбачевский».............................................................................................................36
2.2 Основные направления деятельности товарищества собственников жилья «Горбачевский»..................................................................................................56
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса проектирования системы управления персоналом товарищества собственников жилья «Горбачевский»..................................................................................................63
Глава 4 Компьютерное обеспечение проекта.....................................................78
Глава 5 Экономическая оценка проекта..............................................................81
Глава 6 Правовое обеспечение проекта..............................................................87
Заключение.............................................................................................................91
Список использованной литературы...................................................................94
Следовательно, социально экономическая система являет собой единство управляющей и управляемой систем, а механизм управления - это совокупность отношений, форм и методов влияния на формирование, распределение и использование трудовых ресурсов в государстве.
Система управления персоналом в организации состоит с комплекса взаимосвязываемых подсистем (элементов).
Подсистема - это выделенные за функциональными элементами или организационными признаками части системы, каждая из которых выполняет определены задания, работает автономно, но направлена на решение общей цели.
Система подсистем имеет многостепенную структуру, с большим количеством направлений деятельности.
Традиционно выделяют подсистемы, что отвечают основным функциям управления человеческими ресурсами. Система управления персоналом - система, в которой реализуются все функции управления персоналом.
Таблица 1. Подсистемы управления персоналом.
Подсистема общего и линейного руководства |
осуществляет управление организацией
в целом, управление отдельными функциональными
и производственными |
Подсистема планирования и маркетинга |
выполняет разработку кадровой политики, стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы. |
Подсистема управления подбором и учетом персонала |
Осуществляет организацию подбора персонала, собеседования, оценки, отбора, учета зачисления, перемещения, поощрения и освобождения персонала, профессиональную ориентацию организацию рационального использования персонала, управления занятостью, делопроизводства системы управления персоналом. |
Подсистема управления трудовыми отношениями |
Проводит анализ и регуляцию групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства, управления производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управления взаимодействием с профсоюзами. |
Подсистема обеспечения нормальных условий труда |
Выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдения требований технической эстетики, охраны труда, военной охраны организации и отдельных должностных лиц. |
Подсистема управления развитием персонала |
Осуществляет учебу, переподготовку и повышение квалификации, адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения |
Подсистема управления мотивацией поведения персонала |
выполняет такие функции: организацию нормирования и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях, форм морального поощрения персонала |
Подсистема управления социальным развитием |
Осуществляет организацию |
В зависимости от размера организации, состав подсистемы изменяется: в малых организациях в одну подсистему включают функции нескольких подсистем, а в больших - функции каждой подсистемы выполняют отдельные подразделы.
Комбинация этих подсистем уникальна для каждой организации и определяет ее специфику.
Люди исполняют специальную роль в организации. С одной стороны, они являются творцами организации, определяют ее цели и выбирают методы достижения этих целей, а с другой — люди являются важным ресурсом, который используют все организации для реализации собственных целей. В этом качестве персоналу необходимо управление. Управление персоналом являет собой особенную сферу управления в связи со спецификой его объекта — человека. В практике управления персоналом в последние годы четко прослеживается переплетение разных его моделей: американской, японской и западноевропейской. В этом проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка разных моделей организации, как системы — не только функционирующей, но и такой, которая развивается, на основе каких формируется новый подход в кадровом менеджменте - управлении человеческими ресурсами.
В современной теории и практике систем управления персоналом на фирмах индустриально развитых стран доминируют два диаметрально противоположных подхода — американский и японский.
Американский —
Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Вся управленческая деятельность в американских компаниях основывается на механизме индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, разработки количественных выражений целей, какие имеют краткосрочный характер. Управленческие решения, как правило, принимают конкретные лица и несут ответственность за их реализацию.
Рисунок 2. Условия труда при американском подходе
Традиционно в индустриальных странах, Канаде, США как малые, так и большие предприятия придерживаются открытой политики «вход - выход», при которой процедура подбора кадров простая, поэтому рабочего можно освободить или переместить, если это нужно фирме.
Японская модель предусматривает начальное изучение сильных и слабых сторон личности работника и подбор для него соответствующего рабочего места (система «работник — должность»).
Японской модели характерная ориентация на:
— длинную перспективу работы на одном предприятии;
— качество образования и личный потенциал рабочего;
— оплата труда определяется комплексно, с учетом возраста, стажу работы, образования и способностей к выполнению поставленного задания;
— участие работников в профсоюзах, которые создаются в пределах организации, а не отрасли.
Основными принципами управления персоналом является:
— переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирмы и работников;
— высокая зависимость работников от фирмы, предоставление ему значительных гарантий в обмен на преданность фирме и желание защищать ее интересы;
— приоритет коллективным формам, поощрение трудовой кооперации в середине фирмы в рамках небольших групп;
— атмосфера равенства между работниками независимо от их должностей;
— поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, что обеспечивают деятельность фирмы: руководителей, инвесторов и работников.
В Японии не существует традиции распределения работников на три категории (высококвалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных). Все работники во время принятия их на работу является неквалифицированными. Они обязательно будут повышать свою квалификацию. К тому же, здесь нет четкого предела между инженерно-техническим персоналом и рабочими.
В Европе и США четко определены
служебные обязанности
Управление персоналом — многогранный
и исключительно сложный
1.2 Методы проектирования системы управления персоналом в организации
Процесс управления трудом можно разделить на три составляющие: привлечение персонала; задействование персонала; управление мотивацией работников. Привлечение персонала предусматривает выполнение следующих действий:
а) определение потребности в персонале; б) вербовка и отбор персонала; в)обучение и переобучение; г) высвобождение.
Управление определением потребности в рабочей силе осуществляется с помощью разных средств, в том числе путем планирования, дифференциации потребности в разные периоды времени и корректировки состояния рабочей силы с учетом рыночной конъюнктуры.
Вербовка и
отбор персонала
В работе
по привлечению персонала
Распределение сотрудников по рабочим местам производится на основе их соответствия трудовым функциям, с учетом интересов и склонностей, выявленных и изученных в ходе испытательного срока или иными методами, а также с учетом внешних условий работы.
Контроллинг персонала — это современная концепция управления персоналом. Он включает: во-первых, разработку гипотезы достижения экономической и социальной эффективности управления трудом; во-вторых, координацию различных мер кадровой политики предприятия с политикой, например, в области технической модернизации; в-третьих, подготовку информации для принятия обоснованных решений.
Ротация, или запланированная смена для работника рабочего места, позволяет избежать монотонности труда.
Планирование карьеры работника — это осуществляемое заранее планирование развития конкретного работника за время его работы на предприятии, в том числе определение последовательности занимаемых им должностей по штатному расписанию. Оценка работы сотрудников применяется как для организационного воздействия на них, так и для материального вознаграждения. Руководство сотрудниками в управлении трудом осуществляется путем воздействия на целевые установки и поведение в целях активизации труда работника, в том числе в незапланированных ситуациях.
В процессе управления трудом уделяется внимание иерархии подчиненности персонала; предусматриваются централизация и децентрализация управления, определяется компетенция отделов, служб и каждого работника.
Управление производством руководитель осуществляет с помощью методов и рычагов управления.
Метод применительно к управлению означает прием или образ действий способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего
воздействия – это средство, применение
которого позволяет выполнить
Успешное решение любой
производственно-хозяйственной
Экономические методы –
это элементы экономического механизма,
с помощью которых
Огромное значение в
системе материального