Контроль и регулирование в управлении предприятием
Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, курсовая работа
Описание работы
Цель данной курсовой работы заключается в анализе системы контроля и регулирования на ООО «Инола». Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи: - раскрыта сущность и роль контроля в управлении предприятием; - рассмотрены виды контроля; - показаны процесс контроля и регулирования на предприятии; - выявлены условия эффективности контроля; - рассмотрена система контроля и регулирования в ООО «Инола»; - предложены пути совершенствования системы контроля на ООО «Инола».
Содержание
Введение 4 1 Теоретические аспекты контроля и регулирования в управлении предприятием 6 1.1 Сущность и роль контроля в управлении предприятием 6 1.2 Виды контроля 8 1.3 Процесс контроля и регулирования на предприятии 10 1.4 Эффективность контроля 14 2 Анализ системы контроля и регулирования на ООО «Инола» 17 2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 17 2.2 Анализ системы контроля и регулирования в ООО «Инола» 19 3 Предложения по с овершенствованиюсистемы контроля на ООО «Инола» 24 Заключение 27 Список использованной литературы 29
2 Анализ системы
контроля и регулирования на ООО «Инола»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
организации
Общество с ограниченной ответственностью
«Инола» было зарегистрировано в Едином
государственном регистре юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
решением Минского Горисполкома 2 марта
2000 года.
ООО «Инола» является юридическим
лицом по законодательству Республики
Беларусь и имеет свой самостоятельный
баланс, расчетный и иные счета в банках,
печать со своим наименованием и другие
реквизиты.
ООО «Инола» осуществляет предпринимательскую
деятельность (бытовая химия) в сферах:
- закупка товаров;
- хранение;
- сбыт;
- доставка.
Управлением предприятия в целом
занимается директор (в прошлом - индивидуальный
предприниматель). В его ведении находятся
вопросы стратегического характера.
Центральная проблема фирмы в сфере
закупок состоит в координации закупок
и продаж. В виду небольшого размера рассматриваемого
предприятия закупка и продажа находится
в одних руках, т.е. руководитель фирмы
владеет сферой сбыта и информацией о
спросе, что дает ему быстро реагировать
на изменения на рынке.
В обязанности главного бухгалтера
входит ведение бухгалтерского учета,
формирование отчетов для налоговой
инспекции, начисление налогов, решение
всех вопросов связанных с налоговой
отчетностью и др. Кассир принимает
выручку у экспедиторов и оформляет документы
по движению товаров.
Общество с ограниченной ответственностью
«Инола» арендует складские площади и
офисные помещения в черте города. Офис
ООО «Инола» находится в одном здании
со складом. Поэтому менеджеры могут контролировать
наличие материала на складе, отгрузку,
погрузку и проводить инвентаризацию
в непосредственной близости от офиса.
Благодаря этому упрощена схема документооборота.
Менеджер по закупкам отвечает за
организацию поставок товаров, поиск
поставщиков, приемку товаров, слежением
за товарными запасами. Менеджер по работе
с покупателями решает вопросы, связанные
с качеством товаров и предоставляемых
услуг, вырабатывает политику поддержания
связей с покупателями, следит за расчетами
с покупателями. Менеджер по сбыту координирует
действия торговых агентов, занимается
приемом их на работу, увольнение, начислением
зарплаты, контролирует качество их работы,
готовит необходимые материалы (бланки
заказов и рекламную продукцию). Он же
занимается приемом заказов от покупателей
по телефону. Менеджер по доставке контролирует
деятельность экспедиторов, следит за
отгрузкой товара и возвратами от покупателей.
Еще один менеджер занимается организационными
вопросами, анализом деятельности, т.е.
«на подхвате».
На ООО «Инола» для доставки товаров
в магазины приглашают водителей с собственным
автотранспортом. В их обязанности входит
доставка товаров в магазины и инкассация
средств за товар.
Задачей торговых агентов является
регулярное посещение магазинов, прием
заказов, доставка рекламных материалов,
сбор информации о магазинах, поиск новых
покупателей.
Для оценки текущего финансового состояния
ООО «Инола» использована финансовая
отчетность за 2008 и 2009 годы.
В 2008 году среднесписочная численность
работников была 8 человек, фонд заработной
платы составил 72,3 млн. руб. В 2009 году в
связи с увеличением объемов производства
выросла среднесписочная численность
работников до 10 человек, и фонд заработной
платы составил 91,4 млн. руб. Можно сделать
вывод, что за отчетный год заработная
плата выросла на 26,4%. Увеличение данного
показателя связано с увеличением в течение
года минимальной заработной платы и количества
работников на данном предприятии.
Выручка от реализации услуг в 2009 году
составила 8 921,4 млн. руб., что на 32,9%
больше чем в 2008 году (6 714,0 млн. руб.). Увеличение
выручки на данном предприятии связано
с тем, что в 2009 году расширился рынок сбыта
продукции и услуг данной фирмы.
Из полученной выручки уплачиваются
налоги, сборы и отчисления, которые
в 2009 году составили 2 176,3 млн. руб. На производство
услуг было затрачено 4 677,2 млн. руб. В итоге
чистая прибыль предприятия в 2009 году
составила 2 067,9 млн. руб., что в 1,3 раза выше,
чем в 2008 году (1,6 млн. руб.). Приведенные
выше показатели сведем в таблицу 1.
Проанализировав данные таблицы 1, можно
сделать вывод, что из-за увеличения
себестоимости продукции и услуг рентабельность
снизилась до 44,2%. Несмотря на это все остальные
показатели заметно возросли, что позволяет
сказать об увеличении эффективности
производства на ООО «Инола».
Таблица 1 - Экономические показатели
деятельности ООО «Инола» за 2008-2009
гг. (млн. руб.)
Показатели
2008 год
2009 год
Отклонения, +/-
Темп роста, в %
Выручка от реализации
6 714,0
8 921,4
2207,4
132,9
Затраты на производство
2 579,7
4 677,2
2097,5
181,3
Налоги, сборы и отчисления
1 083,3
2 176,3
1093,0
200,9
Прибыль
1604,0
2 067,9
463,9
128,9
Численность, чел.
8
10
2
125,0
Фонд заработной платы
72,3
91,4
19,1
126,4
Рентабельность, %
62,2
44,2%
-18%
71,1
Примечание. Источник: собственная
разработка на основании данных ООО
«Инола»
Снижение рентабельности деятельности
ООО «Инола» отрицательный момент
в деятельности данной организации, но
освоение новых видов деятельности и расширение
рынков сбыта своих товаров позволит в
будущем ООО «Инола» улучшить показатели
своей экономической деятельности.
2.2 Анализ системы контроля и регулирования
в ООО «Инола»
ООО «Инола» имеет линейную структуру
управления, которая образуется в результате
построения аппарата управления только
из взаимно подчиненных органов в виде
иерархической лестницы. Каждый работник
организации подчинен только одному руководителю
и, следовательно, связан с вышестоящим
органом через него.
Во время динамичных перемен в
хозяйственной и социальной жизни общества
актуален вопрос автоматизации документооборота
в любых подразделениях организации. В
результате возникает необходимость создания
эффективной информационной системы,
обеспечивающая возможность принятия
оптимальных управленческих решений на
всех уровнях, позволяющая повысить качество
и оперативность реализации принимаемых
решений.
Практически все процессы управления
предприятием вплотную связаны с
теми или иными документами. Для
эффективного развития бизнеса компании
необходимо управление документами
на протяжении всего их жизненного цикла
- от создания до списания в архив.
В процессе управления документами
возникают различные проблемы. Среди
общих проблем управления документированной
информацией в организациях можно выделить:
- большое количество документов;
- большое количество сотрудников,
работающих с документами (бумажными и
электронными);
- сложные схемы согласования документов;
- отсутствие информации об исполнении
в реальном времени;
- поиск документов в рамках организации
затруднен из-за децентрализованной регистрации
и хранения.
Основными задачами организации
контроля докусментооборота в ООО «Инола»
являются:
- обеспечение выполнения поручений
директора ООО «Инола» и данных по поступившим
заявкам;
- организация и осуществление контроля
своевременного исполнения решений, поручений,
содержащихся в организационно-распорядительных
документах предприятия;
- обеспечение руководства предприятия
оперативной информацией о ходе и результатах
выполнения поручений, систематизация
и анализ материалов по вопросам исполнения
поручений и организации работы;
- обеспечение соблюдения установленного
порядка работы.
Все служащие обязаны выполнять установленные
требования по организации работы с документами,
поставленными на контроль. Руководитель
организации обязан знакомить принятых
на работу сотрудников с нормативными
документами и установить порядок работы,
исключающий нарушения действующих процедур.
Контроль исполнения документов включает
в себя:
- постановку документов на контроль;
- доведение документа (поручения)
до исполнителя;
- проверку хода исполнения;
- учет и обобщение результатов исполнения,
информирование руководства о состоянии
исполнительской дисциплины.
Поручение по исполнению документа
должно быть дано руководителем в
течение суток со времени поступления
документа на рассмотрение. В резолюции
необходимо указать ответственного исполнителя,
срок и форму исполнения.
Документы и поручения считаются
исполненными после выполнения содержащихся
в них заданий и представления сотруднику,
осуществляющему контроль материалов,
подтверждающих исполнение.
Для обеспечения своевременного исполнения
поручений контрольные документы,
находящиеся у сотрудника в случае его
отсутствия по уважительной причине, должны
быть переданы по указанию руководителя
на исполнение другому сотруднику с соответствующей
отметкой в учетных формах.
Обязательному контролю исполнения подлежат:
- поручения и указания, содержащиеся
в указах, постановлениях, распоряжениях,
письмах представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
РБ, судебных органов;
- решения ООО «Инола»;
- приказы, распоряжения, нормативные
акты;
- поручения руководителя;
- распорядительные документы.
Постановке на контроль подлежат также
поручения с формулировками
«доложить», «представить», «внести предложения»,
«подготовить проект ответа (документа)»
и другие поручения, предусматривающие
выполнение какой-либо работы в установленный
период времени.
Необходимость постановки документа
на контроль и срок исполнения определяются
на основании резолюции руководителя
и содержания документа.
Сроки исполнения могут указываться
в самих документах (приказы, распоряжения,
решения) или фиксироваться в резолюции
руководителя.
Если срок исполнения приходится на
нерабочий день, документ должен быть
исполнен в первый следующий за
ним рабочий день.
В случаях, когда срок исполнения не
указан в тексте документа или
резолюции руководителя, а осуществление
контроля исполнения поручения необходимо,
применяются типовые сроки исполнения,
исчисляемые со дня регистрации в организации.
На ООО «Инола» такие операции,
как закрытие счетов, формирование затрат
и финансового результата осуществляются
ежемесячно, т.е. экономист предприятия
определяет на месяц выпуск продукции,
затраты и финансовый результат, а затем
рассчитывает фактические данные и сравнивает
с плановыми.
Недостаток этой системы - неоперативность.
Закрытие счетов, расчет затрат и финансового
результата отнимает у бухгалтерии столько
времени, что обычно фактическую смету
затрат получают к 20-му числу следующего
месяца. Это значит, что, принимая решение,
руководитель вынужден оперировать данными
двухмесячной давности и больше полагаться
на свою интуицию. Оперативно может быть
предоставлена только информация об объеме
реализованной продукции и о движении
денег на расчетном счете (платежные поручения
и выписки поступают к экономисту ежедневно).
Вышесказанное делает необходимым
создание системы обеспечения руководителя
данной организации оперативной информацией
о выручке и затратах. Создание такой системы
- важная задача службы контроллинга: руководители
должны получать информацию о затратах
чаще, чем раз в месяц.
Важной задачей организации
в данном случае становится совершенствование
системы информационных потоков, изменение
алгоритмов прохождения документов, автоматизация
передачи информации.
Информация, которая собирается для
обработки и анализа, должна отвечать
следующим требованиям:
- своевременности, т.е. информация
по затратам, выручке, прибыли должна поступать
тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать;
- достоверности;
- релевантности, т.е. информация должна
помогать принимать решения;
- полезности (эффект от использования
информации должен перекрывать затраты
на ее получение);
- полноте, т.е. не должно быть упущений;
- понятности, т.е. информация не должна
требовать «расшифровки»;
- регулярности поступления.
Система контроллинга решает свои задачи
и в области автоматизации
на предприятии. Трудоемкость обработки
детализированной информации по центрам
затрат огромна, вручную ее обрабатывать
сложно. Экономисты сразу требуют автоматизировать
их труд, так как для них работа в системе
контроллинга - дополнительная нагрузка
даже в том случае, если сбор плановой
и фактической информации происходит
раз в месяц. Если информация собирается
раз в неделю, то подразделения физически
не успеют обработать и предоставить информацию
службе контроллинга, которая в свою очередь
не будет успевать сводить все данные
по предприятию. Поэтому если автоматизируется
обработка проводок и сальдо по счетам
или начисление амортизации, или расчет
заработной платы, точно так же целесообразно
автоматизировать и контроллинговую работу.
Для создания системы информационных
потоков необходимо:
- определить структуру информации,
которую необходимо предоставлять;
- проанализировать существующий
на предприятии документооборот;
- разработать новую систему документооборота.
В процессе анализа информационных
потоков предприятия служба контроллинга
изучает процессы возникновения, движения
и обработки информации, а также направленность
и интенсивность документооборота на
предприятии.
Цель анализа информационных потоков
- выявление точек дублирования, избытка
и недостатка информации, причин ее сбоев
и задержек.
Наиболее распространенный и, по-видимому,
самый практичный метод анализа
информационных потоков - составление
графиков информационных потоков. Для
построения графиков информационных потоков
следует знать (или выработать самим) определенные
правила их составления и условные обозначения
отдельных элементов.