Контроль и регулирование в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в анализе системы контроля и регулирования на ООО «Инола».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и роль контроля в управлении предприятием;
- рассмотрены виды контроля;
- показаны процесс контроля и регулирования на предприятии;
- выявлены условия эффективности контроля;
- рассмотрена система контроля и регулирования в ООО «Инола»;
- предложены пути совершенствования системы контроля на ООО «Инола».

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты контроля и регулирования в управлении предприятием 6
1.1 Сущность и роль контроля в управлении предприятием 6
1.2 Виды контроля 8
1.3 Процесс контроля и регулирования на предприятии 10
1.4 Эффективность контроля 14
2 Анализ системы контроля и регулирования на ООО «Инола» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 17
2.2 Анализ системы контроля и регулирования в ООО «Инола» 19
3 Предложения по с овершенствованиюсистемы контроля на ООО «Инола» 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

168-Контроль и регулирование в управлении предприятием-Менеджменти-прак. курс.doc

— 178.00 Кб (Скачать)


РЕФЕРАТ

Курсовая работа 29 стр., 1 табл., 16 источников.

 

Ключевые слова: контроль, регулирование, виды контроля, процесс контроля, эффективность контроля.

 

Объект исследования: организация ООО «Инола».

Цель исследования: анализ системы контроля и регулирования на ООО «Инола».

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и роль контроля в управлении предприятием;

- рассмотреть виды контроля;

- показать процесс контроля  и регулирования на предприятии;

- выявить условия эффективности  контроля;

- рассмотреть систему контроля и регулирования в ООО «Инола»;

- предложить пути совершенствования  системы контроля на ООО «Инола».

 

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда ими сформулированы цели и задачи, создана организация. Контроль очень важен для успешного функционирования организации.

Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится чрезвычайно сложно. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности организации.

Необходимость в контроле обусловлена предупреждением возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Таким образом, функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризисную ситуацию.

Положительной стороной контроля является поддержка всего успешного в деятельности организации. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, руководители получают возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным условиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации. Контроль – это функция управленческой деятельности. Одной из задач управленческой деятельности является количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации. Для этого руководитель сопоставляет плановые и фактические показатели и выявляет их совпадение или несовпадение. При несовпадении он вынужден реагировать и регулировать деятельность подчиненных.

Это приводит к необходимости проверки разнообразных параметров деятельности организации и, следовательно, появлению разных видов контроля. Мы различаем контроль по времени осуществления, степени охвата, срокам проведения и форме осуществления. С другой стороны, реализация контрольной функции в управлении всегда растянута во времени и, следовательно, мы вправе говорить о процессе контроля, который основан на целях контроля и состоит из четырех этапов: установление целей контроля, проведение наблюдений и измерений, сравнение со стандартами и коррекция деятельности. Для успешной управленческой деятельности необходим эффективный контроль, и он становится эффективным только при наличии следующих характеристик: действенность, гибкость, систематичность, комплексность, экономичность, гласность, своевременность и понятность. Контроль необходим для регулирования деятельности организации, формы реализации этой функции постоянно совершенствуются и развиваются.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе системы контроля и регулирования на ООО «Инола».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

- раскрыта сущность и роль контроля в управлении предприятием;

- рассмотрены виды контроля;

- показаны процесс контроля и регулирования на предприятии;

- выявлены условия эффективности  контроля;

- рассмотрена система контроля и регулирования в ООО «Инола»;

- предложены пути совершенствования  системы контроля на ООО «Инола».

 

1 Теоретические аспекты контроля и регулирования в управлении предприятием

1.1 Сущность и роль контроля в управлении предприятием

Слово «контроль» происходит от французского controle, что в буквальном переводе означает вторичная запись с целью проверки первой. Первоначально это слово использовалось преимущественно в бухгалтерском учете. Однако английское слово control имеет другой смысл: «господство», «власть», «насилие». Поэтому термин «контроль»  вызывает отрицательные эмоции. Для многих он ассоциируется с насилием, командованием, со словами «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от его истинного предназначения. [1, с. 172]

На самом деле контроль – это  не опека и не насилие. Эффективный  контроль – это, прежде всего совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение, одобрение и т.д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения. Контроль – это не чрезвычайная мера, он не является вопросом доверия к сотрудникам, а представляет неотъемлемую часть управленческой деятельности, его функцию.

Академик В.Г. Афанасьев рассматривал контроль как труд «по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта, принятым управленческим законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, функциональных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корректирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы». [7, с. 214]

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контролировать – вовсе не значит только вскрывать  недостатки: необходимо анализировать любые отклонения – как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения показателей, надо  выявлять и положительный опыт, с тем, чтобы своевременно поддерживать новое, прогрессивное, создать возможности для его широкого распространения. Сила контроля состоит именно в том, что он помогает аккумулировать передовой опыт, находит наиболее эффективные методы и пути улучшения деятельности социальных систем.

Контроль – это скорее способ взаимного согласования действий, чем  инструмент директивного воздействия на подчиненных. В этой связи интересно пояснение английского специалиста по управлению – Джеффри Викерса: «Контроль не означает власти А над В. В самом деле, там, где в этом нуждались, контроль неэффективен. Чем лучше работает организация, тем меньше требуется такого вторжения власти. В идеале контроль опосредуется не властью, а информацией, и эта информация поднимается, опускается и уходит в сторону внутри хорошо работающей организации, и эффект ее зависит от уместности, а не источника. Обязанности структурированы, но контроль взаимен».

Цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности  принятия эффективных решений. При  этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет давать желаемый результат, и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей.

Очевидно, что с изменением условий  хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является: [12, с. 322]

- неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

- «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Организационные формы и методы контроля задаются структурой и процессом системы управления, а его возможности определяются, прежде всего, тем, насколько четко определены полномочия и ответственность подразделений и работников аппарата управления. Поэтому контроль наиболее успешен тогда, когда он адекватен природе и требованиям, уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта.

1.2 Виды контроля

В практике управления используются различные виды контроля. В основном их можно разбить на четыре группы: [4, с. 397]

1. По времени осуществления.

2. По степени охвата.

3. По срокам проведения.

4. По форме осуществления.

Рассмотрим первую группу, к которой относятся виды контроля, различаемые по времени осуществления. В неё входят:

- предварительный контроль; ·

- текущий контроль;

- заключительный контроль. Предварительный контроль осуществляется до начала фактических работ по всем видам ресурсов. Основным средством предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

Чаще всего объектом контроля является деятельность подчинённых. Его цель – исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он, во-первых, дает руководителю информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем; во-вторых, за счет оценки качества выполненной работы способствует совершенствованию мотивации эффективности деятельности персонала.

Во второй группе – по степени  охвата наблюдаемых явлений и  процессов - контроль делится на:

- общий (полный, сплошной);

- выборочный.

Общий контроль предполагает сплошное изучение производственно-хозяйственной деятельности, социально-экономического процесса. Выборочный контроль получил наиболее широкое развитие в проверке соблюдения технологических процессов, прежде всего в изготовлении крупных партий деталей, массовом производстве. При его организации активно используются методы статистического контроля качества. Суть данного метода заключается в том, что проверке подвергаются особым образом отобранные из партии образцы продукции, а выводы делаются по всей партии.

В третьей группе, выделяющейся по установлению рациональных сроков проведения, различают следующие виды контроля:

- систематический;

- периодический;

- разовый.

Систематический контроль организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме. При этом сроки проверок прямо зависят от степени важности процесса. В обычной, повседневной производственно-хозяйственной деятельности используются преимущественно периодические формы контроля: проверка хода выпуска продукции, наличие материалов на складе, выход рабочих на работу. К этой же группе относится статистическая отчетность.

Особое место в управлении принадлежит разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности.

Четвёртой, заключительной группой является группа контроля, отличающаяся по форме осуществления. В ней выделяют следующие виды контроля:

- финансовый контроль;

- административный контроль;

- технический контроль.

Финансовый контроль проводится путем  получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние и др.

Административный контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете: производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке – как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. В то же время административный контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Технический контроль используется для проверки производственных параметров. Он необходим для своевременного устранения технических неполадок, проверки состояния оборудования.

1.3 Процесс контроля и регулирования  на предприятии

Для начала дадим определение понятию  процесс. [5, с. 183]

Процесс - это явление, протекающее  во времени.

Процесс контроля состоит из четырех  взаимосвязанных этапов:

1. Установление целей контроля;

2. Измерение фактических результатов работы;

3. сравнение фактических результатов с запланированной нормой или стандартом;

4. Управленческие мероприятия для исправления любых значительных отклонений от плановых норм и стандартов.

Информация о работе Контроль и регулирование в управлении предприятием