Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:27, реферат
Процесс управления это своего рода бесконечный процесс, который всегда сопровождают различные неопределенности. То планы не всегда выполняются так, как было задумано, то люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. А бывает, что руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация соответственно тоже должна адаптироваться к ним.
Введение………………………………………………………………………………………………………2
1. Понятие и сущность контроля. Виды контроля……………………………………3
2. Процесс контроля………………………………………………………………………………….5
3. Основные принципы контроллинга……………………………………………………..7
4. Понятие о современных системах управленческого контроля…………..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….9
Литература………………………………………………………………………………………………….10
Тараклийский Государственный Университет
имени Г. Цамблак
Факультет
Истории
Тема: Контроль
и регулирование в системе
управления
Тараклия
2011
Содержание.
Введение……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Процесс управления это своего рода бесконечный процесс, который всегда сопровождают различные неопределенности. То планы не всегда выполняются так, как было задумано, то люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. А бывает, что руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация соответственно тоже должна адаптироваться к ним. И зачастую непонятно каким образом руководству организации удается определить достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала, и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации. Ответ прост. С функцией планирования и анализа связна функция регулирования или попросту контроля, которая осуществляется органами управления в процессе выполнения планов.
Контроль управленческий
- одна из функций управления, без которой
не могут быть реализованы в полной мере
все другие функции. Он призван обеспечивать
правильную оценку реальной ситуации
и тем самым создавать предпосылки для
внесения корректив в запланированные
показатели развития, как отдельных подразделений,
так и всей фирмы. Поэтому «управленческий
контроль» выступает одним из главных
инструментов выработки политики и принятия
решений, обеспечивающих нормальное функционирование
фирмы и достижение ею намеченных целей,
как в долгосрочной перспективе, так и
в вопросах оперативного руководства. В функцию
контроля входят учет (сбор, обработка)
и анализ информации о фактических результатах
деятельности всех подразделений организации,
сравнение их с плановыми показателями,
выявление отклонений и анализ их причин;
разработка мероприятий для достижения
поставленных целей. Появление отклонений
в деятельности организации от плана может
потребовать срочных решений, что осуществляется
через рассмотренную функцию координации
и регулирования.
Слово «контроль» как и слово «власть» рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. — в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, — это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе — это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, — означало бы упустить из виду основную задачу управления.
КОНТРОЛЬ —
это процесс обеспечения
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Планы и организационные структуры — это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих перемен.
Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди не компьютеры. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью.
Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации» переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Это может привести к плачевным для фирмы последствиям к постоянным кризисам из которых очень трудно выйти и в конце концов банкротство.
Таким образом функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
В процессе управления
выделяют 3 вида контроля: предварительный,
текущий и заключительный.
I.Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ благодаря планированию и созданию организационных структур. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.
Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов.
Важнейшим средством
предварительного контроля финансовых
ресурсов является бюджет, который
позволяет также осуществить функцию
планирования. Бюджет является механизмом
предварительного контроля в том смысле,
что он дает уверенность: когда организации
потребуются наличные средства, эти средства
у нее будут.
II.
Текущий контроль осуществляется
непосредственно в ходе проведения работ.
Регулярная проверка работы подчиненных,
обсуждение возникающих проблем и предложений
по усовершенствованию работы позволит
исключить отклонения от намеченных планов
и инструкций. Если же позволить этим отклонениям
развиться, они могут перерасти в серьезные
трудности для всей организации. Для того
чтобы осуществлять текущий контроль
аппарату управления необходима обратная
связь, т.е. данные о полученных результатах.
Простейшим примером обратной связи является
сообщение начальника подчиненным о том,
что их работа неудовлетворительна, если
он видит, что они делают ошибки. Системы
обратной связи позволяют руководству
выявить множество непредвиденных проблем
и скорректировать свою линию поведения
так, чтобы избежать отклонения организации
от наиболее эффективного пути к поставленным
перед нею задачам.
III. Заключительный контроль. При текущем контроле обратная связь используется в ходе проведения самих работ, в рамках же заключительного контроля она используется уже после того как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, по мнению профессора Уильяма Ньюмена, специализирующегося по вопросам управления, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно. По словам Ньюмена, измерять результативность и давать соответствующие вознаграждения необходимо «для того, чтобы сформулировать будущие ожидания о существовании тесной связи между фактическими результатами и вознаграждением».
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?».
Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно. Например, повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно или зачастую вообще невозможно.
Невозможность
выразить показатель результативности
непосредственно в
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он или она принимают и еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой, второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.
Показатель результативности дает четкую и ясную цель для направления усилий членов организации. Однако, за исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Информация о работе Контроль и регулирование в системе управления