Контроль и эффективность принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Целью работы является: изучение контроля исполнения управленческих решений, а также оценка их эффективности.
Задачи:
Изучить контроль реализации управленческих решений
Рассмотреть социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений.
Оценить эффективность управленческих решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Контроль реализации управленческих решений………………………………….5
Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений…………………………………………………………………………….10
Оценка эффективности управленческих решений. ……………………………12
3.1 Решение как инструмент изменений в функционировании и развитии предприятия. …………………………………………………………………….12
3.2 Особенности оценки эффективности решений……………………………15
Заключение……………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

готовый реферат орг поведение.docx

— 50.26 Кб (Скачать)

     Как видим, спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений, достаточно широк. Тем не менее теорией и  практикой управления разработаны  некоторые методологические подходы  и методические приемы для ее проведения.

     Методологические  подходы к оценке эффективности  решений

     При всех сложностях оценки эффективности  управленческого труда в большей  мере разработаны теоретико - методологические и методические приемы оценки эффективности  отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированныхсистем управления и др.

     До  недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди  других использовался обобщающий показатель - национальный доход (вновь созданная  стоимость) за конкретный период времени  на уровне отрасли - показатель производительности труда, на уровне предприятия - прибыль.

     Один  из известных подходов к оценке эффективности  управления состоит в использовании  понятий «эффективность в широком  смысле» и «эффективность в узком  смысле». Под эффективностью в широком  смысле понимается результат деятельности достигнутый за счет труда всего  коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность  выражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном  и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система линейных показателей  экономической и социальной эффективности.

     Для оценки экономической эффективности  управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели: эффективность  ресурсная и эффективность затратная.

     Частных показателей экономической эффективности  деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость  капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение  роста заработной платы и производительности труда и т.д.

     Обобщающими показателями социальной эффективности  в широком смысле могут быть:

     - степень выполнения заказов потребителей;

     - доля объема продаж фирмы на  рынке и др.

     Частными  показателями социальной эффективности  являются:

     - своевременность выполнения заказа;

     - полнота выполнения заказа;

     - оказание дополнительных услуг;

     - послепродажный сервис и др.

     Экономическую эффективность управления (Эу) в  узком смысле характеризуют следующие  показатели:

     обобщающий  показатель         

     Частные показатели:

     - доля административно-управленческих  расходов в обще сумме затрат  предприятия,

     - доля численности управленческих  работников в общей численности  работающих на предприятии,

     - нагрузка управляемости (фактическая  численность paботающих на одного работника аппарата управления) и др.

     Обобщающими показателями социальной эффективности  в узком смысле являются:

     - доля решений, принятых по предложению  работников трудового коллектива;

     - количество работников, привлеченных  к разработке управленческого  решения.

     К частным показателям социальной эффективности относятся: степень  технической оснащенности управленческого  труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень  кадров и т.п.

     Оценка  эффективности управления может  осуществляться за различные календарные  отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также  сопоставление с аналогичными данными  однородных предприятий, работающих в  подобных природно - географических и  экономических условиях, позволяют  сделать вывод об эффективности  работы аппарата управления.

     Изложенный  подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата целом, так и для  оценки конкретных решений. Эффективность  отражает результативность, в истекшем периоде. Эта изложенная методология  оценки вполне приемлема для отдельных  управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.

     Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование  объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой  деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического  характера.

     Во-первых, результативность маркетинга проявляется  через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных  мероприятий по изучению спроса. Под  эффективностью мероприятий (проведенных  в рамках принятого решения) понимается соизмерение затрат на их организацию  проведение и полученных результатов;

     во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический  эффект, т.к. в достигнутых результатах  содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов  и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы.

     в-третьих, хозяйственные организации, действующие  на рынке, ориентированы, с одной  стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой - на повышение экономических показателей  своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической  эффективности;

     в-четвертых, точный расчет эффективности решений  требует строгого учета доходов  и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование  так называемых, удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота  и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота  издержек).

     При анализе годовой эффективности  коммерческих решений целесообразно  принимать во внимание факторы организационно-технического порядка, при которых совершалась  их разработка: качественный состав работников, укомплектованность специалистами, стабильность кадров, обеспеченность вычислительной техникой и др. Это способствует повышению степени объективности оценки. Одновременно по результатам анализа условий работы могут приниматься необходимые меры по ее улучшению.

     Разработка  и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, - трудная  задача и для опытных руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к  максимизации эффекта, ибо недостаточная  эффективность квалифицируется  как « брак » в работе менеджера. Отдельные известные экономисты неэффективную работу считают безнравственной. В данном контексте заслуживает  внимания рассмотрение вопросов ответственности  руководителей, в том числе нравственной, за принятие управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Решение - это выбор альтернативы. Необходимость  принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть  любой функции управления. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. На характер принимаемых решений огромное влияние  оказывает степень полноты и  достоверной информации, которой  располагает руководитель. В зависимости  от этого решения могут приниматься  в условиях определенности (детерминированные  решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). Комплексный  характер проблем современного менеджмента  требует комплексного, всестороннего  их анализа, т.е. участия группы руководителей  и специалистов, что приводит к  расширению коллегиальных форм принятия решений. Принятие решения – не одномоментный  акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и  структуру. Процесс принятия решений  – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

        Совершенствование процесса принятия управленческих решений  и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается  за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности  организаций, невозможности проводить  эксперименты в реальном мире, необходимости  заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические). Дерево решений позволяет представить  проблему схематично и сравнить возможные  альтернативы визуально. Метод необходимо использовать применительно к сложным  ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие.    

    Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений. До трети  всех управленческих решений не достигают  своих целей по причине невысокой  исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

      В дополнение к решению проблем,  руководитель должен быть готов  к благоприятным ситуациям и  будет лучше, если  разделит  процедуру принятия решений с  подчиненными, чем  будет выполнять  все только один.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы 

  1. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов: СПб.: Питер, 2008. – 608 с.
  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 832 с.
  3. С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин Менеджмент. – М.: КолосС, 2007. – 247 с.
  4. Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента.,2006.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд»,2009.
  6. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 1990.
  7. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:«Интел-синтез»,2007.
  9. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006.

Информация о работе Контроль и эффективность принятия решений