Консалтинг и его задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития - консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек.

Работа содержит 1 файл

Консалтинг.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

                                               Введение

       В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития - консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек.

       В России особое значение приобрело консультирование по вопросам антикризисного управления предприятием. Потребность в консалтинге постоянно растет. Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса. Это обстоятельство оказывается естественным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде.

Такое положение вещей в российском бизнесе говорит об отсутствии элементарной экономической культуры, принципами которой руководствуются в своей деятельности большинство предпринимателей развитых стран. Можно еще очень долго перечислять проблемы, с которыми сталкиваются российские компании, и список этот будет огромен. Но общим для всех этих проблем будет то, что часто фирма не в силах сама справиться с ними и для успешного выхода из сложившейся ситуации требуется привлечение квалифицированных специалистов в области управленческого консультирования. Тем более что если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, сложившееся положение вещей в отечественной экономике как раз и служит развитию и росту рынка консалтинговых услуг.

       Для российских компаний основная ставка делается на поиск инструмента, с помощью которого можно было бы эффективно внедрять на российском рынке общепризнанные технологии ведения дел. В этом случае, консалтинг, как сумма знаний о практическом ведении бизнеса, подходит как нельзя лучше. 

                      1. Консалтинг. Основные черты и принципы

       Существует много определений термину «консалтинг». Не вдаваясь в теоретические споры, остановимся на следующем толковании данного вида деятельности. Консалтинг - вид бизнеса, при котором корпоративный клиент обращается за советом или помощью к независимым экспертам (советникам, консультантам) для решения одной или нескольких насущных задач. В общем случае консалтинговая деятельность может включать анализ бизнес-процессов клиента, оптимизацию управления на основе научно-технических инноваций, передового опыта других компаний, а также анализ возможных перспектив развития предприятия и обоснование предложенных стратегий.

       Консалтинг - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией - клиентом.

       Как и любая другая профессиональная деятельность, консалтинг имеет свои особые принципы, согласно которым и должна происходить любая деятельность в этой области. Это:

·         компетентность;

·         репутация;

·         соблюдение этических норм;

·         соблюдение интересов клиента;

·         ориентация на широкие общественные интересы;

·         изменение системы;

·         вовлечение персонала;

·         научность;

·         гибкость;

·         креативность;

·         конкретность и объективность;

·         эффективность;

·         поддержка взаимоотношений на должном  уровне.

       Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.

Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они -

только  советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

И, в-третьих, консультирование - это независимая служба. Консультант

оценивает любую ситуацию, предлагает объективные  рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости:

·         финансовая;

·         административная;

·         политическая;

·         эмоциональная. 
 
 
 

                             

                             2. Цель и этапы консультирования

       Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений.

 Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.   

       Существует много разделений консалтингового процесса на этапы. Любой консалтинговый проект включает в себя следующие основные этапы:

1.     диагностика (выявление проблем);

2.     разработка решений;

3.     внедрение решений.

       А. П. Посадский отмечает, что консалтинговый процесс, помимо проектной стадии, включает в себя предпроектную и послепроектную стадии. Первичным шагом предпроектной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов. Это признание является результатом двустороннего процесса: с одной стороны - осознание клиентом наличия проблемы как таковой. С другой - формирование у менеджера желания поручить разработку решения проблемы консультантам. Обычно клиент на конкурсной основе выбирает из нескольких предложений то, которое больше всего подходит ему с точки зрения качества и цены, после чего заключает контракт с выбранным им консультантом.

       Послепроектная стадия заключается в анализе происшедших в клиентской организации изменений. Далее следует решение вопросов, связанных с возможным расширением проекта, в связи с новыми проблемами - либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими, как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах.

       Для достижения максимальной эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта, в состав которой входят эксперты в различных предметных областях и менеджеры, управляющие ходом проекта. При принятии решений, диагностике проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта.

       Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных

видов деловой активности, затрагивает  технологические, экономические,

финансовые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации. Все изменения, задуманные и осуществленные при помощи консультанта, должны способствовать улучшению качества руководства и повышению эффективности работы организации. Это основные цели использования консультантов, хотя «улучшение руководства» и «эффективность работы организации» являются относительными понятиями, и их точное значение следует определять в контексте каждой конкретной организации и конкретного консалтингового проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       3. Задачи консалтинга

       Главной задачей консалтингового проекта является достижение максимально высокого качества решения проблемы при соблюдении финансовых и временных ограничений.

Существует  несколько типичных заданий на консультирование в зависимости от

качества  или уровня ситуации, с которой  столкнулась организация-клиент:

1.     Задача на исправление ситуации, которая ухудшилась;

2.     Задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует;

3.     Задача на создание совершенно  новой ситуации.

Следует также отметить две стороны возможных  изменений в организации-клиенте:

·         Техническая сторона, касающаяся характера  управленческой или

коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент. Консультант находит пути ее анализа и решения;

·         Человеческая сторона, т. е. взаимоотношения  между консультантом и

клиентом, реакция людей в организации  заказчика на изменения. Консультант помогает в планировании этих взаимоотношений и их осуществлении. Эффективное консультирование показывает, как нужно справляться с двумя этими сторонами изменений в организации.

       Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950 - 60-е годы, которые называют «золотым веком консалтинга». В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты консалтинговых компаний:

1. Консультанты  по общему управлению решают  проблемы, связанные с самим существованием  бизнеса и его перспективами.

2. Консультанты  по административному управлению  решают проблемы, связанные с  ведением бизнеса, т.е. помогают  оптимизировать управление организацией.

3. Консультанты  по финансовому управлению оказывают  помощь в решении трех основных  задач:

а) поиск  источников финансирования и эффективного его использования;

б) анализ финансовой деятельности организации  и повышение ее эффективности;

в) перспективное  укрепление финансового положения  организации.

4. Консультанты  по управлению кадрами содействуют  менеджерам в оптимизации привлечения  и использования человеческого  ресурса.

5. Консультанты  по маркетингу содействуют такому  функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.

6. Консультанты  по организации производства  решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества  и т.д.

7. Консультанты  по информационным технологиям  решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.

8. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленны видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.

Рассмотрим  их более подробно.

1. Консультирование по общему управлению.

       Это помощь в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды, определение целей и системы ценностей организации, разработка стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационных структур и т. д.

Информация о работе Консалтинг и его задачи