Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:00, реферат
В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития - консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек.
В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития - консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек.
В России особое значение приобрело консультирование по вопросам антикризисного управления предприятием. Потребность в консалтинге постоянно растет. Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса. Это обстоятельство оказывается естественным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде.
Такое положение вещей в российском бизнесе говорит об отсутствии элементарной экономической культуры, принципами которой руководствуются в своей деятельности большинство предпринимателей развитых стран. Можно еще очень долго перечислять проблемы, с которыми сталкиваются российские компании, и список этот будет огромен. Но общим для всех этих проблем будет то, что часто фирма не в силах сама справиться с ними и для успешного выхода из сложившейся ситуации требуется привлечение квалифицированных специалистов в области управленческого консультирования. Тем более что если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, сложившееся положение вещей в отечественной экономике как раз и служит развитию и росту рынка консалтинговых услуг.
Для российских компаний
основная ставка делается на поиск инструмента,
с помощью которого можно было бы эффективно
внедрять на российском рынке общепризнанные
технологии ведения дел. В этом случае,
консалтинг, как сумма знаний о практическом
ведении бизнеса, подходит как нельзя
лучше.
1. Консалтинг. Основные черты и принципы
Существует много определений термину «консалтинг». Не вдаваясь в теоретические споры, остановимся на следующем толковании данного вида деятельности. Консалтинг - вид бизнеса, при котором корпоративный клиент обращается за советом или помощью к независимым экспертам (советникам, консультантам) для решения одной или нескольких насущных задач. В общем случае консалтинговая деятельность может включать анализ бизнес-процессов клиента, оптимизацию управления на основе научно-технических инноваций, передового опыта других компаний, а также анализ возможных перспектив развития предприятия и обоснование предложенных стратегий.
Консалтинг - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией - клиентом.
Как и любая другая профессиональная деятельность, консалтинг имеет свои особые принципы, согласно которым и должна происходить любая деятельность в этой области. Это:
· компетентность;
· репутация;
· соблюдение этических норм;
· соблюдение интересов клиента;
· ориентация на широкие общественные интересы;
· изменение системы;
· вовлечение персонала;
· научность;
· гибкость;
· креативность;
· конкретность и объективность;
· эффективность;
· поддержка взаимоотношений на должном уровне.
Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.
Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.
Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они -
только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.
И, в-третьих, консультирование - это независимая служба. Консультант
оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости:
· финансовая;
· административная;
· политическая;
·
эмоциональная.
2. Цель и этапы консультирования
Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений.
Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.
Существует много разделений консалтингового процесса на этапы. Любой консалтинговый проект включает в себя следующие основные этапы:
1.
диагностика (выявление
2. разработка решений;
3. внедрение решений.
А. П. Посадский отмечает, что консалтинговый процесс, помимо проектной стадии, включает в себя предпроектную и послепроектную стадии. Первичным шагом предпроектной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов. Это признание является результатом двустороннего процесса: с одной стороны - осознание клиентом наличия проблемы как таковой. С другой - формирование у менеджера желания поручить разработку решения проблемы консультантам. Обычно клиент на конкурсной основе выбирает из нескольких предложений то, которое больше всего подходит ему с точки зрения качества и цены, после чего заключает контракт с выбранным им консультантом.
Послепроектная стадия заключается в анализе происшедших в клиентской организации изменений. Далее следует решение вопросов, связанных с возможным расширением проекта, в связи с новыми проблемами - либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими, как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах.
Для достижения максимальной эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта, в состав которой входят эксперты в различных предметных областях и менеджеры, управляющие ходом проекта. При принятии решений, диагностике проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта.
Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных
видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические,
финансовые,
юридические, психосоциологические, политические
и другие аспекты деятельности организации.
Все изменения, задуманные и осуществленные
при помощи консультанта, должны способствовать
улучшению качества руководства и повышению
эффективности работы организации. Это
основные цели использования консультантов,
хотя «улучшение руководства» и «эффективность
работы организации» являются относительными
понятиями, и их точное значение следует
определять в контексте каждой конкретной
организации и конкретного консалтингового
проекта.
3. Задачи консалтинга
Главной задачей консалтингового проекта является достижение максимально высокого качества решения проблемы при соблюдении финансовых и временных ограничений.
Существует несколько типичных заданий на консультирование в зависимости от
качества
или уровня ситуации, с которой
столкнулась организация-
1.
Задача на исправление
2. Задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует;
3. Задача на создание совершенно новой ситуации.
Следует
также отметить две стороны возможных
изменений в организации-
· Техническая сторона, касающаяся характера управленческой или
коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент. Консультант находит пути ее анализа и решения;
· Человеческая сторона, т. е. взаимоотношения между консультантом и
клиентом, реакция людей в организации заказчика на изменения. Консультант помогает в планировании этих взаимоотношений и их осуществлении. Эффективное консультирование показывает, как нужно справляться с двумя этими сторонами изменений в организации.
Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950 - 60-е годы, которые называют «золотым веком консалтинга». В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты консалтинговых компаний:
1. Консультанты
по общему управлению решают
проблемы, связанные с самим
2. Консультанты
по административному
3. Консультанты
по финансовому управлению
а) поиск источников финансирования и эффективного его использования;
б) анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности;
в) перспективное укрепление финансового положения организации.
4. Консультанты
по управлению кадрами
5. Консультанты
по маркетингу содействуют
6. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.
7. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.
Это помощь в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды, определение целей и системы ценностей организации, разработка стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационных структур и т. д.