Конкурентность, виды и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции, ее влияния на эффективность производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ ……………………………………….

Что такое конкуренция? ……………………………………….............

Конкурентность рынка. …………………………………………...........

Общие принципы поведения фирмы на рынке. ………………............

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ……………………………………………….

Совершенная конкуренция……………………………………...............

Монополистическая конкуренция. …………………………………….

Олигополия. ………………………………………………………………

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ……

КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..

Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.

Комментарии к законодательству. ……………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Конкурентность, виды и сущьность.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям:

- разработка  и реализация Государственной  программы демонополизации экономики  и развития конкуренции на  рынках Российской Федерации  и соответствующих отраслевых  и региональных программ;

осуществление антимонопольного контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

выявление и  пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, контроль за слияниями и поглощениями;

- проведение  государственного антимонопольного  превентивного контроля в процессе  второго этапа приватизации, а  также при реорганизации предприятий,

- недопущение  создания или сохранения более  благоприятных условий деятельности  для отдельных хозяйствующих субъектов в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения разного рода эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.; разработка Закона "О государственной помощи", принятого во многих странах Европы,

- выработка сбалансированной  экспортно-импортной политики, в  том числе политики умеренного  государственного протекционизма, определяемой уровнем конкурентоспособности  отечественных предприятий и  условиями вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в качестве полноправного члена;

- проведение  специальной политики в отношении  естественных монополий на основе  соответствующего законодательства;

- выявление и  пресечение незаконных действий  государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;

- снижение барьеров  для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, устранение  административных региональных  барьеров, препятствующих нормальному  развитию конкуренции;

- дальнейшая  разработка и реализация государственной  политики по поддержке предпринимательства,  в том числе мальве предприятий;

- защита предпринимателей  от преступных посягательств  и злоупотреблений со стороны  должностных лиц;

- проведение  государственной потребительской политики как важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности.

Практика применения законодательства, регулирующего вопросы  развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.

Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.

Важным направлением деятельности антимонопольных органов  является разработка нормативных документов, необходимых для реализации законов "О естественных монополиях", "О  рекламе".

Необходимо регулирование со стороны антимонопольных органов процессов аккумулирования в руках отдельных инвесторов контроля за большинством предприятий одной отрасли, то есть предотвращение создания новых частных монопольных структур или усиления существующего монополизма. В частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предусмотрены нормы, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, способствующие поддержанию определенного уровня занятости на территории страны.

Значительная  роль отводится законодательству, регулирующему  конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.

Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в  значительной степени зависит от согласованности действий федеральных  органов исполнительной власти, в  том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.

4.2. Комментарии к  законодательству.

Первый в истории  России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий "правила игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Основная особенность  этого документа - он содержит перечень запрещаемых видов поведения  конкурентов и меры ответственности  по отношению к тем, кто все  же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон "О конкуренции..." по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип "все разрешено, что не запрещено", нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.

Закон "О конкуренции..." содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание "министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров..." (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

Весьма важно  и определение в самом законе "барьера монополизации": "не может быть признано доминирующим положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 % " (статья 4).

Однако наряду с "жесткими" формулировками Закон "О конкуренции..." содержит и  такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его  эффективного применения для поддержания  рынка в "режиме конкуренции".

Так, например, Закон (см. статьи 22 - 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органов  госуправления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.

Но самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной  в нем конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики - "Антимонопольного комитета". Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой - оказался таким образом включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.

Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению  к вероятным нарушителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 - 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 - 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон - не случайно в статье 3 "Государственные антимонопольные органы РФ" упоминается в качестве "органов" лишь один "орган", Антимонопольный комитет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической  категории.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между  товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. 

Неценовая конкуренция  основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости  от того, каким образом конкурируют  между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,

Чем меньше воздействие  отдельных фирм на цену продукции, тем  более конкурентным считается рынок.

Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Главная черта  совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т. к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Совершенная конкуренция  в полном объеме недостижима. К ней  можно только приближаться. С известной  долей условности свободной можно  считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных  и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.

Монополия (греч.: monos - один, poleo - продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над  ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные  формы:

Картель - соглашение о квоте (количестве) выпускаемой  продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат - объединение  с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции  входящих в нее фирм.

Концерн - монополия  с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат - объединения, основанные на проникновении крупных  корпораций в отрасли, не имеющие  производственной и технологической  связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

Под несовершенной  конкуренцией понимается рынок, на котором  не выполняется хотя бы одно из условий  свободной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три  типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической  конкуренции на рынке продолжает  оставаться большое количество  продавцов и покупателей. Но  возникает новое явление - дифференциация  продукта, т.е. наличие у продукта  таких свойств, которые отличают  его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие  преимущества, владелец дифференцированного  продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая  конкуренция представлена таким  рынком, на котором доминирует  несколько фирм (греч. oligos - немногий, poleo - продать). Для нее характерно  наличие либо однородной, либо  дифференцированной продукции, а главная черта - установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип  предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую  же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Информация о работе Конкурентность, виды и сущность