Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:49, курсовая работа
В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции, ее влияния на эффективность производства.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ ……………………………………….
Что такое конкуренция? ……………………………………….............
Конкурентность рынка. …………………………………………...........
Общие принципы поведения фирмы на рынке. ………………............
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ……………………………………………….
Совершенная конкуренция……………………………………...............
Монополистическая конкуренция. …………………………………….
Олигополия. ………………………………………………………………
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ……
КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..
Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.
Комментарии к законодательству. ……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..
Способность удерживать
цены в краткосрочном периоде заложена
в самой структуре фирм-олигополистов:
планируя производство, они заранее подготавливают
его к возможным падениям или увеличениям
спроса. Обычно фирма-олигополист имеет
своеобразную кривую средних переменных
издержек (рис 2). При такой кривой AVC выпуск
товара с величины q1 до q2 может производиться
при одном и том же уровне переменных издержек.
На этом интервале предельные издержки
также не меняются и равны средним переменным.
Рис. 2. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде
Как мы знаем, согласно
закону уменьшающейся отдачи, если
один из факторов производства (капитал)
остается неизменным (напомним, что мы
рассматриваем краткосрочный период),
то по мере ввода в производство дополнительных
единиц переменного фактора (труда), средние
переменные издержки начинают падать.
Затем они достигают своего минимума,
и если не прекратить привлечение новых
единиц труда, то AVC начнут возрастать.
Но это верно, если мы считаем капитал
как нечто неделимое. Но, положим, на заводе
используется 25 станков, которые обслуживаются
в смену 50 рабочими и производят один и
тот же товар. Дневная производительность
25 станков - 100 единиц товара, а дневная
оплата одного рабочего - 10 руб. Легко подсчитать
величину средних переменных издержек:
Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек.
Но фирме нет
необходимости использовать 48 рабочих
и 25 станков, она сократит число действующих
станков до 24, а один станок законсервирует.
Поскольку произошло
Таким образом,
используя делимые
Как же ведет
себя фирма-олигополист в
а) б)
Рис. 3. Неизменность цен при варьировании спроса
Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MR=MC, а кривые AVC и МС совпадают, что соответствующие значения цены и объема находятся по точке А пересечения кривых MR и AVC. Цена РN - "нормальная" цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).
Следует иметь
в виду, что удержание цен
Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.1
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Анализируя взаимную
роль конкуренции и монопольно-
Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является основным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрезмерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохранения в "оптимальном режиме" механизма олигополии.
В основе современного
промышленного законодательства лежит
концепция антимонопольного регулирования
отраслевых промышленных рынков на базе
подхода "структура-поведение-
При этом:
Структура - это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).
Поведение - это
преобладающая в отрасли
Функционирование - это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.
Баланс "монополия
- конкуренция" заметно изменился
в антимонопольном
Значение этой
модели состоит в том, что на основе
общетеоретических подходов в рамках
несовершенной конкуренции в
анализ вовлекается сложная
Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают именно высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим числом производителей.
В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в монополизации является расформирование компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 - 70-е годы.
Представленный выше анализ свидетельствует о необходимости известной осторожности в отношении возможностей практического использования западного антимонопольного законодательства в наших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существующую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво не складывается олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наоборот. единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнергии и пр.).
Что касается большинства остальных отраслей, то предварительный вывод, который может следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.
В то же время, очевидно,
что ряд отраслей может не выдержать
конкуренции иностранных
4. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации
Антимонопольная и конкурентная политика наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.