Конкурентность, виды и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции, ее влияния на эффективность производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ ……………………………………….

Что такое конкуренция? ……………………………………….............

Конкурентность рынка. …………………………………………...........

Общие принципы поведения фирмы на рынке. ………………............

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ……………………………………………….

Совершенная конкуренция……………………………………...............

Монополистическая конкуренция. …………………………………….

Олигополия. ………………………………………………………………

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ……

КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………..

Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации.

Комментарии к законодательству. ……………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Конкурентность, виды и сущьность.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую средних переменных издержек (рис 2). При такой кривой AVC выпуск товара с величины q1 до q2 может производиться при одном и том же уровне переменных издержек. На этом интервале предельные издержки также не меняются и равны средним переменным. 

Рис. 2. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде

Как мы знаем, согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы рассматриваем краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда), средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое. Но, положим, на заводе используется 25 станков, которые обслуживаются в смену 50 рабочими и производят один и тот же товар. Дневная производительность 25 станков - 100 единиц товара, а дневная оплата одного рабочего - 10 руб. Легко подсчитать величину средних переменных издержек: 

Пусть дневной  спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек.

Но фирме нет  необходимости использовать 48 рабочих  и 25 станков, она сократит число действующих  станков до 24, а один станок законсервирует. Поскольку произошло одновременное  изменение и постоянного и  переменного фактора, то закон уменьшающейся отдачи не действует и в этом случае 

Таким образом, используя делимые фиксированные  факторы производства, фирма-олигополист  может на определенном интервале (q1 - q2) выпуска продукции сохранять  неизменным отношение работающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние переменные, и предельные издержки не меняются.

Как же ведет  себя фирма-олигополист в краткосрочном  периоде? Обычно на основе изучения рынка  фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой  объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. "Нормальная" кривая спроса используется для определения первоначальной "нормальной" цены товара (рис. 3,а). 

а) б)

Рис. 3. Неизменность цен при варьировании спроса

Так как любая  фирма максимизирует свою прибыль  при MR=MC, а кривые AVC и МС совпадают, что соответствующие значения цены и объема находятся по точке А  пересечения кривых MR и AVC. Цена РN - "нормальная" цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продукции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).

Следует иметь  в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменными средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.

Чтобы описать  действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.1

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ В  УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ  ЭКОНОМИКИ

Анализируя взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках высококонцентрированных  олигополистических рынков, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает в себе прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых - экономических, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничивать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, например, ценовой - на базе сговоров ведущих производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию научно-технического прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях монопольного господства в отрасли одного или нескольких производителей.

Поэтому основная цель государственной политики по отношению  к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохранении баланса  конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является основным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрезмерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохранения в "оптимальном режиме" механизма олигополии.

В основе современного промышленного законодательства лежит  концепция антимонопольного регулирования  отраслевых промышленных рынков на базе подхода "структура-поведение-функционирование".

При этом:

Структура - это  организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).

Поведение - это  преобладающая в отрасли стратегия  конкуренции и специфическая  тактика предприятий в области  ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

Функционирование - это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.

Баланс "монополия - конкуренция" заметно изменился  в антимонопольном законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовлекаются все факторы повышения эффективности производства: экономия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы деятельности, экономия трансакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отождествляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев монополия получила "теоретическую санкцию" на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее внимание уделяется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через методологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В частности, М. Портер выделяет пять основных факторов или "сил", определяющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли1.

Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках несовершенной конкуренции в  анализ вовлекается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потенциальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг - заменителей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия поставщиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономики, которые заслуживают специального изучения в отдельном докладе. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие "концентрация" автоматически не ассоциируется с понятием "монополизм".

Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах  преобладают именно высококонцентрированные  олигополистические рынки со сравнительно небольшим числом производителей.

В западной экономической  теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в монополизации является расформирование компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 - 70-е годы.

Представленный  выше анализ свидетельствует о необходимости известной осторожности в отношении возможностей практического использования западного антимонопольного законодательства в наших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существующую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво не складывается олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наоборот. единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнергии и пр.).

Что касается большинства  остальных отраслей, то предварительный  вывод, который может следовать  из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.

В то же время, очевидно, что ряд отраслей может не выдержать  конкуренции иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2) использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств, разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.

4. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Антимонопольная  и конкурентная  политика в Российской  Федерации.

В настоящее  время возрастает значение антимонопольной  и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации

Антимонопольная и конкурентная политика наряду с  традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической  деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.

Информация о работе Конкурентность, виды и сущность