Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:15, реферат
Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.
1.Введение
Конкуренция: понятие и виды.
2.Фирма и конкурентная среда
2.1.Значение рынка совершенной конкуренции.
2.2.Конкуренция и маркетинговая среда фирмы.
2.3.Направления конкурентной деятельности фирмы.
2.4.Поле стратегий конкурентной борьбы.
2.5.Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке.
2.6.Циклы развития конкуренции в экономически развитых странах.
.Заключение
Конкуренция - неотъемлемая черта предпринимательской деятельности.
4.Список использованной литературы
Автомобили, бензин
Электроэнергия,
газ
В экономической
литературе существует также понятие
эффективной конкуренции.
Чтобы быть эффективной,
конкурентная система должна быть открытой
и свободной, а ее участники сравнимы.
Как известно нерегулируемая монополия
менее привлекательна с точки
зрения общества, чем любая из форм
конкуренции, имея в виду ее последствия.
Поэтому цели антимонопольной деятельности
в странах рыночной экономики состоят
не столько в борьбе с монополией, сколько
в поддержании эффективной конкуренции
для стимулирования экономической эффективности
национальной экономик.
Способность экономической
системы, состоящей из отдельных
элементов (предприятий, хозяйствующих
субъектов), адаптироваться к сигналам
спроса называется реактивностью рыночной
системы на изменение спроса.
Маркетинговый
учет изменений спроса связан для хозяйствующих
субъектов с перестройкой производства,
массой других проблем. Предприятие само
по себе консервативно. Адаптироваться
его заставляет рынок, спрос и конкуренция
в лице службы маркетинга. Без этих сил
для каждого взятого предприятия в отдельности
можно допустить вероятность реакции
достаточно низкую. Возможно ли при низкой
вероятности реакции отдельного предприятия
иметь высокую вероятность реакции на
изменение спроса хозяйственной системы
в целом, что в принципе и является показателем
ее эффективности? Реакция экономической
системы не может ставиться в зависимость
от поведения одного или немногих предприятий.
Система должна работать безотказно, достаточно
надежно.
Оценка реактивности экономической системы на изменение спроса при различных типах рынка.
Тип рынка
Количество предприятий
Вероятность реакции
на изменение спроса
Монополия
1
0,1
Олигополия
2
3
5
7
0,19
0,27
0,41
0,52
Монополистическая конкуренция
10
20
25
30
0,65
0,88
0,93
0,96
Свободная конкуренция
40
0,98
Из данных таблицы
следует, что только при наличии
на рынке 10 предприятий уровень
Практика стран
с развитыми рыночными отношениями
выработала свои критерии в регулировании
конкуренции и ограничении монополизации
с целью создания гибкой рыночной структуры.
В качестве критерия демонополизации
рынка и создания условий для конкуренции
в США используется индекс Харфиндела-Хиршмана
(ИХХ).
Рынок считается
нормальным для конкуренции, если ИХХ<1000.
В пределах значений индекса разрешается
слияние фирм. Рынок для поддержания
нормальной рыночной конкуренции считается
безопасным, когда на рынке рассматриваемого
товара и/или услуги имеется:
o
10 и более фирм;
o
1 фирма не занимает более 31%
рынка;
o
2 фирмы не занимают более 44%
рынка;
o
3 фирмы не занимают более 54%
рынка;
o
4 фирмы не занимают более 63%
рынка.
Рынок считается
неконкурентным, если значение индекса
превышает 1800 единиц.
В обеспечении
достаточно надежной, безотказной реакции
экономической системы на изменение
спроса, условий рынка состоит
главная задача государственного регулирования
конкуренции и ограничения
Государственное
регулирование конкурентных отношений
основывается на антимонопольной политике
государства, включающей разработку антимонопольного
законодательства и контроль за его
осуществлением.
Антимонопольное
законодательство представляет собой
комплексное образование в системе норм
коммерческого и хозяйственного права
и направлено на сохранение и поддержание
конкуренции.
Существующие
в разных странах антимонопольные
законодательства чрезвычайно разнообразны.
Однако каждое из них в большей или
меньшей степени принадлежит к одной из
двух основных систем: запретительной
или регулятивной.
Запретительная
система антимонопольного законодательства
предполагает полный запрет монополий.
Наиболее типичным представителем этой
системы являются США, антитрестовское
законодательство которых исходит из
принципа несовместимости монополии и
конкуренции. К запретительной системе
можно также отнести и антимонопольное
законодательство Японии, при разработке
которого широко использован опыт США.
Вторая известная
в мировой практике система - регулятивная.
К ней тяготеет антимонопольное законодательство
большинства европейских стран, в том
числе стран Восточной Европы. Эта система
направлена не против монополии как таковой,
а против злоупотребления ею.
В целом, основной
принцип антимонопольного законодательства,
которому следуют зарубежные законодательства,
- признак монополии небольшая величина
контролируемого ею рынка (разумеется,
все же учитываемая), а наличие у компании
монополистических намерений и достаточной
рыночной власти для их осуществления.
Основным законодательным
актом, регулирующим конкурентные отношения
в РФ является закон РФ “О конкуренции
и ограничении
Одним из центральных
понятий, рассматриваемых в законе,
является определение доминирующего
положения хозяйствующих
1.
доля хозяйствующих субъектов
на рынке определенного товара не
превышает 35%. При такой доле положение
хозяйствующих субъектов не может быть
признано доминирующим;
2.
доля хозяйствующих субъектов
превышает 65%. В таком случае
положение хозяйствующих
3.
доля хозяйствующих субъектов на рынке
определенного товара превышает 35%, но
меньше 65%. Положение такого хозяйствующего
субъекта может быть признано доминирующим
на основании других критериев, таких
как: возможность субъекта оказывать решающее
влияние на конкуренцию, затруднять доступ
на рынок других хозяйствующих субъектов
либо иным способом ограничивать их деятельность.
Вместе с тем,
само по себе признание положения
хозяйствующих субъектов
В законе определен
примерный перечень действий, в которых
может выражаться злоупотребление доминирующим
положением на рынке. Приведенные в нем
действия могут быть сведены к трем видам:
1.
действия, связанные с изъятием
товара из обращения,
2.
включения в договора так
3.
нарушение установленного порядка ценообразования.
Признавая злоупотребление
доминирующим положением противоправным,
Закон одновременно указывает, что
в исключительных случаях действия
хозяйствующих субъектов, в которых
имеются признаки злоупотребления
доминирующим положением, могут быть признаны
правомерными. Для этого хозяйствующий
субъект должен доказать, что его действия
способствовали или будут способствовать
насыщению товарных рынков, улучшению
потребительских свойств товаров и повышению
их конкурентоспособности, в частности
на внешнем рынке. Наличие такого положения
придает определенную гибкость антимонопольному
законодательству России, который, как
показывает опыт других стран, совершенно
необходима в столь сложной области правового
регулирования.
Законом запрещаются
также антиконкурентные соглашения
o
конкурирующих (в т. ч.
o
не конкурирующих хозяйствующих субъектов,
один из которых занимает доминирующее
положение, а другой является его поставщиком
или покупателем, заказчиком (вертикальные
соглашения).
Подобные антиконкурентные
соглашения могут быть связаны с
установлением (поддержанием) цен (тарифов),
скидок, надбавок (доплат), наценок, уменьшением
или поддержанием цен на аукционах и торгах;
разделом рынка по территориальному принципу,
объему продаж или закупок, по ассортименту
реализуемых товаров либо по кругу продавцов
или покупателей (заказчиков); отказом
от заключения договоров с определенными
продавцами или покупателями (заказчиками).
В антимонопольном
законодательстве РФ предусматривается
недопустимость недобросовестной конкуренции,
приведены основные формы недобросовестной
конкуренции, к которым относятся:
·
распространение ложных, неточных и
искаженных сведений , способных причинить
убытки другому хозяйствующему субъекту
либо нанести ущерб его деловой
репутации;
·
введение потребителей в заблуждение
относительно характера, способа и места
изготовления, потребительских свойств,
качества товаров;
·
некорректное сравнение хозяйствующим
субъектом в процессе его рекламной
деятельности производимых или реализуемых
им товаров с товарами других хозяйствующих
субъектов
·
самовольное использование
·
получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной
или торговой информации. В т. ч. коммерческой
тайны без согласия ее владельца.
В целях предупреждения
образования новых
ГКАП вправе
также принять решение о