Конфликты в педогогическом коллективе и способы их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов.

Задачи исследования:

1.провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов;

2.выявить причины конфликтов;

3.определить формы и методы профилактики конфликтов;

4.разработать и реализовать упражнения и тренинги по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе;

5.определить эффективность упражнений и тернингов по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе.

Работа содержит 1 файл

Введение!!.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к  числу значительных и волнующих  событий человеческой жизни. Конфликты  – как показали ещё Дарвин, Маркс  и Фрейд – необходимый и  важный элемент жизни. Но ужасными бывают их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

     На  протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой  пытались воплотить их в жизнь. Следует отметить, что среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество также немыслимо, как немыслима и сухая вода. Но другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.

     Однако  сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней точки зрения становится все меньше. И независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

     Сегодня конфликты – повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание конфликтом. Не умея правильно  ориентироваться в конфликтной ситуации многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно – время. Время, которое могли бы потратить не на ссоры, споры, неприятное выяснение отношений, а на плодотворною работу, на достижение целей организации.

     Тема  курсовой работы «Конфликты в педагогическом коллективе и пути их решения».

     Актуальность  работы определяется практическим отсутствием  методик по профилактике конфликтов в педагогических коллективах.

     Объектом  исследования являются упражнения и  тренинги на преодоление конфликтов.

     Предметом исследования являются конфликты в  педагогических коллективах.

     Цель  исследования: поиск эффективных  методов профилактики конфликтов.

     Задачи  исследования:

     1.провести  теоретический анализ психологической литературы по проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов;

     2.выявить  причины конфликтов;

     3.определить  формы и методы профилактики  конфликтов;

     4.разработать  и реализовать упражнения и  тренинги по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе;

     5.определить  эффективность упражнений и тернингов  по профилактике конфликтов в  педагогическом коллективе.

     В исследовании использовались методы анализа  научной и учебно-методической психологической  литературы.

     Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы работы можно использовать в профилактике конфликтов в коллективах.

 

     1. Теоретическая часть
 

     1.1 Понятие конфликта,  его структура  и участники 

     Как и у многих понятий, у понятия  «конфликт» имеется множество определений и толкований. Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Конфликт – это вид противоречия, который может привести или к развитию деятельности группы (организации), или к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо.

     Считается, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или  взглядов участников взаимодействия.

     Структуру конфликта составляют такие его  характеристики, как:

     – стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);

     – предмет конфликта – это то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами;

     – количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;

     – образы конфликтной ситуации как внутренней ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как дугой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.

     Исходя  из этого, выделяют четыре типа конфликтных  ситуаций:

     а) конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;

     б) конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как  конфликтную, однако с теми или иными  существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);

     в) конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как  конфликтные (случай ложного конфликта);

     г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).

     Конфликт  может быть конструктивным и вести  к повышению эффективности организации, и может быть деструктивным и  привести к снижению личной неудовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

     Роль  конфликта зависит от того, насколько  эффективно им управляют. Для того чтобы  управлять конфликтом, необходимо уметь  правильно определять какую функцию  несет в себе конфликт, тип конфликта, понимать причины возникновения конфликтной ситуации и процесс его разрешения.

     В любом конфликте есть его участники, т.е. стороны или субъекты конфликта.

     Участники конфликта могут быть основные, или  прямые, а также косвенные.

     Прямые (основные) участники конфликта –  это те, которые непосредственно принимают в нем участие. Косвенные участники – это те, которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону различными методами.

     Основные  участники конфликта – это прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. 

     1.2 Функции конфликта 

     Конфликт  – это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных  и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.

     По  своему смыслу, значению и роли функции  конфликта можно разделить на две группы:

  1. конструктивные (положительные) функции конфликта;
  2. деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

     Все конструктивные функции конфликта  можно разделить на:

     1. Общие конструктивные  функции конфликта, выражающиеся в следующих последствиях:

     – Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

     – Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению недостатков и просчетов, которые привели к конфликту.

     – Конфликт способствует снятию напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

     – Конфликт выполняет объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей.

     – Разрешение конфликта приводит к  стабилизации социальной системы, ибо  при этом ликвидируются источники  неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

     – Конфликт стимулирует групповое  творчество, способствует мобилизации  энергии для решения стоящих  перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта  происходит активизация анализа  трудных ситуаций, разрабатываются  новые подходы, идеи, инновационные технологии

     2. Деструктивные функции  конфликта, проявляются на различных

     уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.

     – Конфликт может быть связан с насильственными  методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери.

     – Конфликт может привести стороны  противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

     – Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновения диктаторских и тоталитаристских режимов.

     – Конфликт может способствовать разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

     – Конфликт может сопровождаться нарастанием  в обществе пессимизма и упадков  нравов.

     – Конфликт может повлечь за собой  новые, более деструктивные конфликты.

     – Конфликты в организациях часто  приводят к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности. 

     1.3 Классификация конфликтов 

     Для более успешного руководства  конфликтной ситуацией необходимо знать типы и виды конфликтов.

     Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому можно определить конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

     Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

     По  степени длительности и напряженности конфликты могут быть;

     1. Бурные и быстротекущие. Отличаются  большой эмоциональностью, крайними  проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.

Информация о работе Конфликты в педогогическом коллективе и способы их решения