Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов.
Задачи исследования:
1.провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов;
2.выявить причины конфликтов;
3.определить формы и методы профилактики конфликтов;
4.разработать и реализовать упражнения и тренинги по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе;
5.определить эффективность упражнений и тернингов по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе.
Введение
Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты – как показали ещё Дарвин, Маркс и Фрейд – необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в жизнь. Следует отметить, что среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество также немыслимо, как немыслима и сухая вода. Но другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.
Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней точки зрения становится все меньше. И независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
Сегодня конфликты – повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание конфликтом. Не умея правильно ориентироваться в конфликтной ситуации многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно – время. Время, которое могли бы потратить не на ссоры, споры, неприятное выяснение отношений, а на плодотворною работу, на достижение целей организации.
Тема курсовой работы «Конфликты в педагогическом коллективе и пути их решения».
Актуальность работы определяется практическим отсутствием методик по профилактике конфликтов в педагогических коллективах.
Объектом исследования являются упражнения и тренинги на преодоление конфликтов.
Предметом исследования являются конфликты в педагогических коллективах.
Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов.
Задачи исследования:
1.провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов;
2.выявить причины конфликтов;
3.определить формы и методы профилактики конфликтов;
4.разработать
и реализовать упражнения и
тренинги по профилактике
5.определить
эффективность упражнений и
В исследовании использовались методы анализа научной и учебно-методической психологической литературы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы работы можно использовать в профилактике конфликтов в коллективах.
1.1
Понятие конфликта,
его структура
и участники
Как и у многих понятий, у понятия «конфликт» имеется множество определений и толкований. Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Конфликт – это вид противоречия, который может привести или к развитию деятельности группы (организации), или к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо.
Считается, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.
Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:
– стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);
– предмет конфликта – это то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами;
– количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;
– образы конфликтной ситуации как внутренней ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как дугой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.
Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:
а) конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;
б) конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);
в) конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).
Конфликт
может быть конструктивным и вести
к повышению эффективности
Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для того чтобы управлять конфликтом, необходимо уметь правильно определять какую функцию несет в себе конфликт, тип конфликта, понимать причины возникновения конфликтной ситуации и процесс его разрешения.
В любом конфликте есть его участники, т.е. стороны или субъекты конфликта.
Участники конфликта могут быть основные, или прямые, а также косвенные.
Прямые (основные) участники конфликта – это те, которые непосредственно принимают в нем участие. Косвенные участники – это те, которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону различными методами.
Основные
участники конфликта
– это прямые, непосредственные стороны,
участвующие в противоборстве. Им принадлежит
решающая и наиболее активная роль в его
возникновении и развитии. Основные участники
конфликта являются его главными действующими
лицами, и противоречие именно их интересов
лежит в основе противоборства.
1.2
Функции конфликта
Конфликт
– это функционально
По своему смыслу, значению и роли функции конфликта можно разделить на две группы:
Все конструктивные функции конфликта можно разделить на:
1. Общие конструктивные функции конфликта, выражающиеся в следующих последствиях:
– Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
– Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению недостатков и просчетов, которые привели к конфликту.
– Конфликт способствует снятию напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.
– Конфликт выполняет объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей.
– Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
– Конфликт стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии
2. Деструктивные функции конфликта, проявляются на различных
уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.
– Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери.
– Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
– Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновения диктаторских и тоталитаристских режимов.
– Конфликт может способствовать разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
– Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе пессимизма и упадков нравов.
– Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.
–
Конфликты в организациях часто
приводят к снижению уровня организации
системы, снижению дисциплины и эффективности
деятельности.
1.3
Классификация конфликтов
Для
более успешного руководства
конфликтной ситуацией
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому можно определить конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.
По степени длительности и напряженности конфликты могут быть;
1.
Бурные и быстротекущие.
Информация о работе Конфликты в педогогическом коллективе и способы их решения