Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
Введение.
Природа и сущность конфликта.
Типология конфликтов. Основные виды конфликтов в организациях.
Производственный и личностный вред конфликтов.
Причины конфликтов.
Пути предупреждения конфликтов.
Пути ликвидации и разрешения конфликтов.
Список используемой литературы.
Межгрупповой конфликт. Такие конфликты могут возникать как между структурными подразделениями, так и между группами сотрудников одного подразделения. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Конфликт
между личностью
и группой. Производственные группы
устанавливают нормы поведения и выработки.
Каждый должен их соблюдать, чтобы быть
принятым неформальной группой и, тем
самым, удовлетворить свои социальные
потребности. Однако если ожидания группы
находятся в противоречии с ожиданиями
отдельной личности, может возникнуть
конфликт. Между отдельной личностью и
группой может возникнуть конфликт, если
эта личность займет позицию, отличающуюся
от позиции группы. На пример, конфликт
может возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя: между необходимостью
обеспечивать соответствующую производительность
и соблюдать правила и процедуры организации.
Руководитель может быть вынужден предпринимать
дисциплинарные меры, которые могут оказаться
непопулярными в глазах подчиненных.
Тогда группа может нанести ответный удар
- изменить отношение к руководителю и,
возможно, снизить производительность
труда.
Если различать конфликты по их источникам, то наиболее часто встречаются следующие:
4. Производственный
и личностный вред конфликтов.
Несмотря на то, что некоторыми исследователями конфликт рассматривается как движущая сила развития группы, в большинстве случаев конфликт имеет гораздо больше отрицательных последствий. К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:
Кроме
того, конфликты пагубно сказываются
на физическом здоровье людей. Работники
по-разному относятся к
К
глобальным последствиям противоборств
можно отнести такие социальные
болезни, как алкоголизм, наркомания,
воровство и т.д.
5. Причины
конфликтов.
В основе возникновения конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности: противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки). Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство.
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-либо эффективное регулирующее воздействие.
В
первичном трудовом коллективе причины
возникновения конфликтных
1.
Недостатки в организации
2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
3.
Недостатки стиля работы и
неправильное поведение
4.
Расхождение мнений работников
в оценке явлений
5.
Нарушение внутригрупповых
6.
Противоречия интересов людей,
их функций в трудовой
7.
Несовместимость в силу
8.
Личностные характеристики
Возникновение
и развитие конфликтов обусловлено
действием четырех групп
Понимание
объективно-субъективного
Основными
организационно-
Структурно-
Функционально-
Личностно-
Ситуативно-
Основные
причины конфликта в рамках трудового
коллектива также можно охарактеризовать
следующим образом: ограниченность ресурсов,
которые нужно делить, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия в
представлениях и ценностях, различия
в манере поведения, в уровне образования,
а также плохие коммуникации.
6.
Пути предупреждения
Предупреждение конфликта, конечно, гораздо более разумно и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому на предупреждение конфликта направлены значительные усилия общества и государства.
Перед каждым руководителем, принимающим то или иное управленческое решение, возникает проблема интересов людей, которых это решение затрагивает в той или иной степени Опытные и хорошо подготовленные руководители отдают себе в этом отчет и пытаются предвидеть «конфликтогенный заряд» принимаемого решения.
Для нормальной работы организации, для успешной реализации принятого решения необходимо предвидеть возможные конфликты. Их можно либо предупредить, либо – если они неизбежны – заранее предусмотреть пути и способы их разрешения.
Предупредить
Прежде всего, руководитель должен установить правила и обязанности таким образом, чтобы любое выражение разногласий не развивалось в негативный конфликт.
Руководитель должен правильно подобрать кадры, чтобы избежать образования неформальных групп с негативными установками, аутсайдеров и отверженных коллективом. Тщательно подобранный персонал нуждается в строгом, но справедливом контроле порученных заданий. Распоряжения следует отдавать четко, ясно, своевременно, они должны быть однозначными и адресованными конкретному лицу, чтобы не допускать споров по поводу обязанностей и ответственности.
Управляющий должен стремиться к объективности при оценке результатов трудовой деятельности: эквивалентные достижения различных работников необходимо оценивать независимо от своих личных симпатий или антипатий. В противном случае один из работников будет чувствовать себя обделенным, снизит интенсивность и качество труда, может возникнуть напряжение между работниками.
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники конфликтного взаимодействия, руководители организаций, конфликтологи. Она может вестись по четырем основным направлениям:
1.
Создание объективных условий,
препятствующих возникновению
2.
Оптимизация организационно-
3.
Устранение социально-
4. Блокирование личностных причин возникновения коныликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.
К
объективно-субъективным условиям предупреждения
конфликтов носят организационно-
Структурно-
Информация о работе Конфликты между работниками и работодателями