Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Конфликт сам по себе не есть проблема,проблема в том,что нам делать с нашими различиями.Лучший способ предупредить конфликт-не допустить его. Конфликт – по сути, это столкновение. Он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решения затруднено. Конфликты возникают и там, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями

Содержание

Введение....2
Глава 1. Природа конфликта...7
§ 1. Что такое конфликт?....7
§ 1.2. Типы конфликтов....9
§ 1.3. Причины конфликтов....14
§ 1.4. Модель процесса конфликта.....17
§ 1.5. Последствия конфликтов.....17
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией....20
§ 2.1. Противодействие возникновению конфликта....20
§ 2.2. Как должен реагировать руководитель.....21
§ 2.3. Структурные методы разрешения конфликта.....23
§ 2.4. Межличностные стили разрешения конфликтов.....26
Заключение....30
Использованные источники и литература....33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 73.95 Кб (Скачать)
y">       РАЗЛИЧИЯ  В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ЦЕННОСТЯХ. Представление  о какой-то ситуации зависит от желания  достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценивать  ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководители отдела сбыта, кадровые службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.

       Различия  в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Конфликты часто  возникают в университетах между  факультетами, ориентированными на образование. Конфликты также часто зарождаются  в организациях здравоохранения  между административным персоналом, который стремится к эффективности  и рентабельности, и медицинским  персоналом, для которого большей  ценностью является качество оказываемой  больным помощи19. 

       РАЗЛИЧИЯ  В МАНЕРЕ ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕННОМ  ОПЫТЕ. Эти различия также могут  увеличить возможность возникновения  конфликта. Встречаются люди, которые  постоянно проявляют агрессивность  и враждебность и которые готовые  оспаривать каждое слово. И вот такие  личности создают вокруг себя атмосферу  чреватую конфликтом. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени  авторитарными, догматичными, безразличными  к такому понятию, как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений20.

       НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ  КОММУНИКАЦИИ. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать  как катализатор конфликта, мешая  отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может  довести до сведения подчиненных, что  новая схема оплаты труда, увязанная  с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов. Подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. 

§ 1.4. Модель процесса конфликта

       Существование одного или более источников конфликта  увеличивает возможность возникновения  конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей  возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать  так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другими словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему».

       Однако  во многих ситуациях человек будет  реагировать так, чтобы не дать другому  добиться желаемой цели. Настоящий  конфликт часто проявляется при  попытке убедить другую сторону  или нейтрального посредника. Человек  может попытаться убедить других принять его точку зрения или  заблокировать чужую с помощью  первичных средств влияния, таких  как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения  или участие. 
 

§ 1.5. Последствия конфликтов

       Следующая стадия конфликта как процесса - это управление им. В зависимости  от того, насколько эффективным будет  управление конфликтом, его последствия  станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность  будущих конфликтов: устранит причины  конфликтов или создаст их.

       ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Имеется  семь функциональных последствий конфликта. Самое важное из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом21.

       Конфликт  может также уменьшить возможности  группового мышления и синдрома покорности22, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и распознание ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

       ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Если не найти  эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные  последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей:

    1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
    2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
    3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
    4. Представление о другой стороне, как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
    5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
    6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
    7. Смещение акцента: придание большого значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

       Завершая, приведу перечень ошибок с тяжелыми последствиями. Вы можете и «выиграть», если не будете на них обращать внимания, но это будет ложная победа. Конфликт появится в другом месте23.

       Тяжелые последствия конфликта:

    • партнер выдвигает собственный промах в качестве ошибки другого;
    • партнер не выражает полностью свои потребности;
    • партнер принимает «боевую стойку»;
    • партнер уходит в оборону;
    • поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;
    • партнер укрывается за «производственной необходимостью»;
    • партнер настаивает на признании своей власти;
    • в ход идет знание самых уязвимых мест партнера;
    • припоминаются старые обиды;
    • в конце концов, выявляются победитель и побежденный24.
 
 

Глава 2. Управление конфликтной  ситуацией

       Существует  несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

       Как я уже говорила, руководителям не стоит считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта25. 
 

§ 2.1. Противодействие возникновению конфликта

       Приведенный ниже перечень правил дает ориентиры  для линии поведения, которая  противодействует возникновению серьезных  конфликтов.

       Основные  правила:

      1. Признавать друг друга.
      2. Слушать, не перебивая.
      3. Демонстрировать понимание роли другого.
    1. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
      1. Четко формулировать предмет обсуждения.
      2. Устанавливать общие точки зрения.
      3. Выяснить, что вас разъединяет.
      4. После этого снова описать содержание конфликта.
      5. Искать общее решение.
      6. Принять общее «коммюнике»26.

       «Признавать друг друга» - это означает видеть в партнере человека, с понятными желаниями и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Дайте ему почувствовать, что вы его внимательно слушаете. Вы интересуетесь его представлениями и не скрываете этого. Обратите внимание и на его чувства. Вы увидите, как напряженность будет снижаться по мере того, как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.

       «Понимать роль другого». Предложите партнеру оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами. Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объединяет, а что разделяет. Задача - преодолеть разрыв между вами. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение - и его, и ваше - надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них - самое лучшее, и именно оно должно стать решением. Это реальный путь, но он самый трудный. 
 

§ 2.2. Как должен реагировать руководитель

       Еще до разговора с сотрудником ему  надо дать понять, что конфликт - это  не что-то такое, что обязательно  затрагивает честь и достоинство  его участников, конфликт - это часть  жизни и его вполне возможно разрешить. Сотрудник должен ощущать вашу готовность помочь. Это поможет ему сделать  первый шаг. А в процессе дальнейшего разговора необходимо обратить внимание на ряд моментов:

    • надо показать сотруднику, что он вам интересен, что к его проблемам вы относитесь серьезно;
    • просигнализируйте ему, что его проблема не выйдет из помещения, в котором происходит беседа;
    • покажите, что его проблема рассматривается не как его вина
    • дайте сотруднику выговориться, не перебивайте его, даже если он говорит долго и возникают паузы. Перебить - значит продемонстрировать нетерпение и неуважение;
    • задавайте вопросы, которые помогут ему четче увидеть его же проблему27.

       Бывает так, что проблема представляется серьезной, на самом деле таковой не является. Настоящая проблема лежит глубже. Часто проблемы воспринимаются гораздо глубже, чем они того заслуживают. Если сотрудник обсуждает с шефом свою личную проблему, в момент разговора он легко раним. Он остро реагирует на любые нападки на себя или на «свою» проблему. Если его хотят убедить в том, что его проблема не так уж велика, он будет считать себя уязвленным и станет глух к любой помощи. Реальную оценку остроты проблемы можно сопровождать вопросами, укреплять рациональный подход. Но попытки выносить суждения о проблеме или намеки на то, как легко вы сами справляетесь с подобными «мелочами», неуместны. Если сотрудник воспринимает что-то как проблему, то к этому надо относиться как к проблеме.

       Цель  любого подобного разговора - оказание помощи для развития «самопомощи»28. Сотрудник должен быть в состоянии, опираясь на вашу поддержку, самостоятельно справиться со своей проблемой. Ни в коем случае нельзя брать на себя его проблему и возвращать ему готовое решение. Так сотрудник ничему не научится и всегда будет тушеваться в борьбе с трудностями. Если в его поведении доминантой будет ожидание помощи со стороны, он будет лишен возможности учиться. К тому же он оказывается в положении благодарящего, что существенно сужает диапазон его поведения. Вынужденный выражать благодарность, он вряд ли сможет сказать, что его гнетет новый конфликт, или что старый еще дает о себе знать, или что предложенное решение оказалось неверным и ситуация обострилась еще больше. Этот сотрудник уже не может даже сказать, что что-то, относящееся к работе, делается не так, как нужно, если это «что-то» решено шефом29.

       Каждый  конфликт выявляет силы конфликтующих  сторон, которые до этого были, возможно, неизвестны. Если руководитель сам хочет его решить, он лишает сотрудника возможностей роста. 
 

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения