Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:52, контрольная работа
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводят к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.
1. Общее понятие
2. Типы конфликтов
3. Уровни конфликтов организации
4. Структурные методы управления конфликтом
5. Краткие выводы
6. Список используемой литературы
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему:
«Конфликты и пути
их преодоления»
Выполнила:
№ зач. книжки
Руководитель:
Омск, 2009
ПЛАН:
Работающие
в организациях люди различны между
собой. Соответственно, они по-разному
воспринимают ситуацию, в которой
они оказываются. Различие в восприятии
часто приводят к тому, что люди
не соглашаются друг с другом. Это
несогласие возникает тогда, когда
ситуация действительно носит
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. в этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видит желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. и наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Ф.
Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах
разрушительные свойства и в своих
учениях предлагали меры к «полному»
устранению конфликтов из жизни организации.
Однако нам известно, что этого
не удалось осуществить на практике.
Бихевиористская, а затем и современная
школы управления установили, что
в большинстве организаций
Конструктивная
сторона ярче проявляется, когда
конфликт по уровню достаточен для
мотивации людей. Обычно такие конфликты
возникают на основе различия в целях,
объективно обусловленных характером
выполняемой работы. Развитие такого
конфликта сопровождается более
активным обменом информацией, согласованием
различных позиций и желанием
понять друг друга. В ходе обсуждения
различий, которые нельзя не учесть,
но и нельзя совместить в существующем
виде, вырабатывается компромиссное
решение, основанное на творческом и
инновационном подходе к
Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт. Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело. Несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.п. Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п. Рассмотрим каждый тип конфликта в отдельности.
Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисклбчающих целей. Его интенсивность повышается с ростом количества альтернатив, с достижением баланса между его положительным и отрицательным исходом и восприятием важности источника конфликта. Примером такого внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, распоряжений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает чувствовать себя не совсем комфортно и пытается выйти из этого состояния путем ликвидации этой дискомфортности через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме, рождающей эту несостоятельность.
Межличностный
конфликт вовлекает двух или более индивидов,
если они воспринимают себя как находящихся
в оппозиции друг к другу с позиций целей,
расположений, ценностей или поведения.
Это, пожалуй, самый распространенный
тип конфликта. Индивиды, вступившие в
межличностный конфликт, имеют пять возможных
путей выхода из него. Если на основе двух
переменных (интерес
к себе и интерес к другим) построить
матрицу, то, измеряя в каждом из случаев
«интерес» как низкий или высокий, можно
выявить следующие стили разрешения межличностного
конфликта.
1 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА СИЛОЙ (выигрыш – проигрыш)
|
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО
(выигрыш – проигрыш)
|
УХОД ОТ КОНФЛИКТА (выигрыш – проигрыш) 3 |
ВОЙТИ В ПОЛОЖЕНИЕ ДРУГОЙ СТОРОНЫ (выигрыш – проигрыш) |
Высокий
Интерес
к себе
Низкий
Низкий
Стиль, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность разрастаться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.
Стиль
разрешения конфликта
силой характеризуется большой личной
вовлеченностью и заинтересованностью
в устраении конфликта, однако без чета
позиций другой стороны. Это стиль типа
«выигрыш-проигрыш». Для применения данного
стиля необходимо обладать властью или
физическими преимуществами. Такой стиль
может в отдельных случаях помочь в достижении
индивидуальных целей. однако, как и в
предыдущем случае, у окружающих складывается
неблагоприятное впечатление об индивиде,
использующем этот стиль.
Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединять свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:
Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.
Стиль разрешения межличностного конфликта, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль типа «невыигрыш – выигрыш» безусловно носит оттенок альтруизма. Данный стль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентаци на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако в то же время воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.
Стиль
компромиса заключается в таком
поведении в ходе разрешения межличностного
конфликта, которое умеренно учитывает
интересы каждой из сторон. Реализация
данного стиля связана с
Внутригрупповой
конфликт явлется больше чем простой
суммой межличностных конфликтов. Это,
как правило, столкновение между частями
или всеми членами группы, влияющее на
групповую динамику и результаты работы
группы в целом. Производственные, социальные
и эмоциальные процессы внутри группы
влияют на появление причин и путей разрешения
внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой
конфликт возникает в результате изменения
баланса сил в группе: смена руководства,
появление неформального лидера, развитие
групповщины и т.п. Межгрупповой конфликт
представляет собой противостояние или
столкновение двух или более групп в организации.
Такое противостояние может носить профессионально-