Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:35, реферат
Менеджмент организации работающей в условиях рынка, должен осуществляться высококвалифицированным управленческим персоналом, владеющим основами науки управления, специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инновации, маркетинга, управления производством и персоналом. Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты.
Введение 3
1. Конфликт и конфликтная ситуация: основные понятия 5
2. Функция конфликта 10
3.Разрешение конфликтных ситуаций 13
Заключение 19
Список литературы 21
Часто в основе межгруппового конфликта лежат разногласия между линейным и штабным персоналом, а также между функциональными группами внутри организации.
Необходимо иметь в виду, что один тип конфликта в случае, если не происходит его своевременного разрешения, может переходить в другой, более тяжелый.
Начавшийся как межличностный, он превращается в конфликт личности и группы, если одной из противоборствующих сторон удается создать вокруг себя неформальную группу поддержки, а затем – и в межгрупповой, когда эти группы образуются обеими сторонами. Такой конфликт разрешать наиболее сложно, так как кроме личных интересов и психологических особенностей людей здесь активную роль начинают играть групповые интересы, солидарность, психологическая поддержка и взаимозависимость.
Иногда межгрупповой конфликт, особенно в тех случаях, когда он долго не разрешается, может приобрести форму так называемого всеобщего конфликта, который очень трудно остановить. Он способен вообще разрушить всю организацию.
Основными причинами возникновения конфликтов являются: ограничение ресурсов, которые можно делить; взаимосвязанность заданий; различие в целях; различия в манере поведения; в уровне образования, а также плохие коммуникации (плохая передача информации).
В любой организации, как правило, существуют источники конфликта, что может привести к возникновению конфликтной ситуации в процессе управления. Однако даже при большой возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. В таких случаях конфликт затухает.
Функция конфликта – определенное назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Долгое время считалось, что конфликты вредны и пользы от них нет никакой, они ведут лишь к различного рода потерям. В 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта в отношении организации и участников конфликта.
Конструктивные функции.
Информационно-познавательная. Хоть какой конфликт сигнализирует о наличии трудности, требующей решения, дозволяет её познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт провоцирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных конфигураций, выраженных противоречием, лежащим в базе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в итоге взаимных столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают нужный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, вероятные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя любая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.
Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет место феномен: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Но такая настоящая диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и постоянно изменяются местами. Доминирование одного сменяется доминированием другого. Возникновение, развитие, я основное, разрешение конфликта сплачивает группы, общества, способствует гармонизации публичных отношений, провоцирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию нужного равновесия в публичном организме.
Одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы либо её отдельных частей, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидумам, партиям и иным объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими переменами. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации методом преобразования форм и способов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов меж старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система, либо какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не управляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.
Нефункциональности.
Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных последствий, от нефункциональности. Неважно, какая положительная функция конфликта имеет нехорошую сторону. Та и другая появляются в определенной ситуации, на определенной стадии конфликта, в итоге целенаправленных действии противоборствующих субъектов. Конкретные последствия конфликта (конструктивные или деструктивные) зависят от многих переменных и, в значимой степени, от средств борьбы. Насильственные средства ведут к расколу общества, а не к его интеграции. Насильственный конфликт может перерасти в хроническую форму, стать конфликтом антагонистическим, даже если ранее он таким не был. Последовательная серия насильственных конфликтов дробит общество, дезорганизует и препятствует его духовной и практической консолидации. В итоге общество оказывается в тупике. Так что, говоря о положительных функциях конфликта, следует иметь ввиду противоречивую возможность её реализации. Последствия хоть какой революции — тому пример.
положительные (конструктивные) функции конфликтов не реализуются, если
а) они не регулируются совместными усилиями противоборствующих агентов;
б) подавляются одной из сторон;
в) загоняются вовнутрь публичного организма.
В итоге могут
образоваться следующие дисфункциональные
последствия:
1. Неудовлетворенность, нехорошее состояние
духа, рост текучести кадров и понижение
производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Мощная преданность собственной группе
и больше непродуктивной конкуренции
с другими группами организации.
4. Представление о другой стороне как
о «враге»; представление о собственных
целях как о положительных, а о целях другой
стороны как об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения
меж конфликтующими сторонами.
6. Увеличение враждебности меж конфликтующими
сторонами по мере уменьшения содействии
и общения.
7. Смещение упора: придание большего значения
«победе» в конфликте, чем решению настоящей
трудности
В
зависимости от того, насколько эффективным
будет управление конфликтом, его
последствия могут стать
Имеется несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон. Это в свою очередь сводит к минимуму или устраняет трудности в осуществлении решений. Важное функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к противостоянию в будущих ситуациях, чреватых конфликтом. Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают мнений, которые могут не понравиться руководителям. Это может повысить качество принимаемых решений, так как позволяет использовать новые идеи и разрабатывать дополнительные альтернативы и критерии их оценки.
В случае уверенности в функциональных последствиях конфликта следует не только избегать, но и провоцировать, создавать условия для его возникновения.
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, образуются деструктивные последствия, которые мешают достижению цели. Существуют следующие дисфункциональные последствия конфликта.
1.
Неудовлетворенность трудом, и как
следствие – рост текучести
кадров и снижение
2.
Сохранение или усиление
3.
Чрезмерная преданность своей
группе и непродуктивная
4.
Представление о другой
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
6. Смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению реальных проблем.
Руководителям не следует считать причиной конфликта только простое различие в характерах. Конечно, это решение может явиться причиной конфликта, но оно является лишь одной из возможных причин возникновения конфликта. Поэтому руководитель должен начать с анализа источников возникновения конфликтной ситуации, а затем использовать соответствующий метод разрешения конфликта. Их можно разделить на две группы: структурные и межличностные.
Структурные методы разрешения конфликта.
Сюда можно отнести четыре метода разрешения конфликтов.
Разъяснение требований к работе является одним из основных методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт. Задание всегда должно включать разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Для исключения субъективности оценок устанавливаются такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут; кто получает и кто предоставляет различную информацию; система полномочий и ответственности, а также процедуры и правила.
Координационные
и интеграционные механизмы –
важные инструменты в процессе управления
конфликтной ситуацией. Один из самых
распространенных координационных
механизмов – цепь команд. Установление
иерархии полномочий упорядочивает
взаимодействие людей, принятие решений
и информационных потоков внутри
организации. Принцип единоначалия
облегчает использование
Общеорганизационные комплексные цели могут сплотить коллектив, сгладить возможные трения между отдельными его членами и подразделениями. Идея, которая заложена в эти высшие цели – направить усилия всех участников на достижение общей цели. Установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также способствует тому, что руководители подразделений будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Систему вознаграждений следует использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, должны поощряться. При этом система должна включать не только материальное, но и моральное вознаграждение. Работник должен быть уверен, что его вклад в общее дело будет оценен руководством, так и коллегами по работе. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает работникам понять, как им следует поступать в конфликтных ситуациях, чтобы это соответствовало направлению, выбранному руководством.
Межличностные стили разрешения конфликтов.
В
основе конфликта часто лежат
взаимоотношения между
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, то есть не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Можно сказать, что единственный способ одержать верх в споре – уклониться от него.
Сглаживание. В основе этого стиля поведения лежит убеждение в том, что не стоит выпускать наружу признаки конфликта, потому что все делают одно дело, стремятся к одной цели, или что разногласия несущественны. В результате может наступить мир и согласие, но противоречия остаются. Более того, они живут и накапливаются, в результате чего растет вероятность возникновения конфликта в будущем.
Принуждение. В рамках этого стиля преобладает желание добиться принятия своей точки зрения любой ценой. При этом мнение других сторон не учитывается. Лица, применяющие такой стиль влияния на других, используют власть для принуждения.