Конфликтность в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 4
1.2 ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА 7
1.3 ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА 11
2 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ 14
2.1 СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ 14
2.2 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. 16
3 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ 20
3.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ» 20
3.2 ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕННОСТИ ОР 21
3.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

курсовая МО Карсаян.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
Степень внимания сторон ко взглядам и интересам других  

Высокая

      Решение проблемы  
             
    Сглаживание  
Компромисс
   
             
 

Низкая

Уклонение
      Принуждение
   

Низкая

     

Высокая

   
Внимание  сторон ко взглядам и интересам других
 

Рис. 2. Применимость разных стилей разрешения конфликта 

     В центре обсуждения проблем управления конфликтом были индивидуумы и малые  группы. Однако, чтобы выработать в  организации полноценную готовность к разрешению конфликтов, руководство  должно предусмотреть способность  к такой восприимчивости в  самом построении организации и в своих управленческих действиях. Осознание этого привело к созданию концепции организационного развития, обычно обозначаемой ОР. Концепция организационного развития возникла в середине 60-х годов. В результате ее быстрой эволюции менеджеры смогли получить методы и процедуры для систематического диагноза, планирования, реализации и поддержки разнообразных инновационных перемен с целью повышения эффективности организации. Метод ОР чрезвычайно актуален в настоящее время и потому требует отдельного освещения.

3 Организационное развитие

3.1 Сущность понятия  «организационное развитие»

 

     ОР  определяется как «долговременная  работа по усовершенствованию процессов  решения проблем и обновления в организации путем более  эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации – при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп – применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая исследование действием».

     Процессы  решения проблем связаны с  тем, как организация осуществляет оценку и принимает решения относительно возможностей и опасностей, исходящих от внешней среды. Усовершенствование процессов обновления организации связано с процессами решения проблем в организации. Обновление организации – это процесс предложения, создания и сохранения под контролем таких необходимых перемен, которые дают возможность организации стать или остаться жизнеспособной, приспособиться к новым условиям, решить проблемы, извлечь уроки из своего опыта.

     Культура  связана с социальной системой организации – это преобладающие нормы поведения, чувства, отношения и ценности людей, работающих в организации. Культура организации оказывает определяющее воздействие на повседневное взаимодействие всех сотрудников и руководителей. Все организации характеризуются культурой, которую можно классифицировать и описать по различным параметрам, например, по стилю управления, обращению с людьми, вниманию к клиенту, заботе о качестве, вниманию к нововведениям и тому подобное.

     Совместное  регулирование культуры подразумевает определенную степень участия в управленческом воздействия на культуру. Перемены в организационной культуре не являются исключительным правом высшего руководства. Происходит замена односторонних действий иерархической верхушки предоставлением подчиненным известной власти в вопросах, связанных с диагнозом и составлением рекомендаций относительно изменений в культуре организации.

     Формальные  рабочие группы считаются главным  объектом деятельности по организационному развитию. Подобная группа состоит из руководителя и его подчиненных.

     Исследование  действием представляет собой базовую  модель исследований, применяемую в  большинстве действий по ОР. Данный метод исследования состоит из следующих  этапов:

  1. Проведение диагноза состояния организации или ее подразделения при помощи таких инструментов сбора данных, как интервью, вопросники, наблюдения и документы компании.
  2. Передача этих данных различным членам организации.
  3. Принятие решений, какими должны быть конкретные планы действий в свете полученных данных.
  4. Реализация планов действий.
  5. Проведение оценки планов действий при помощи методов сбора данных и повторение этого же цикла.

3.2 Предпосылки и ценности ОР

 

     Разнообразные предпосылки и ценности лежат  в основе концепции организационного развития. Они относятся к людям как индивидуумам, людям как лидерам и членам групп, людям как членам организации.

     Люди  как индивидуумы.

     Как правило, люди стремятся к личному  росту в социальном плане и  удовлетворению высших потребностей, если окружающие условия их поддерживают и стимулируют. Большинство людей хотят сделать, и в состоянии сделать, гораздо больший вклад в достижение организационных целей, чем позволяют условия большинства организаций. Огромное количество конструктивной энергии может быть освобождено, если это признают в организациях; например, путем обращения к подчиненным за предложениями и реализацией этих предложений. Однако часто члены организации на своем опыте убеждаются – то, что они воспринимают как конструктивные усилия, может быть обречено на провал, поскольку эти усилия не вознаграждаются и даже могут повлечь за собой наказание. Например, попытки решить какие-либо проблемы между двумя отделами на уровне горизонтальных связей могут быть пресечены из-за приверженности некоему принципу цепи команд.

     Люди  в группах и лидерство.

     Рабочая группа и ее доминирующая социальная система, особенно на неформальном уровне, сильно влияет на удовлетворенность  и компетентность ее членов. Еще  одна предпосылка состоит в том, что подавленные негативные отношения  и чувства членов рабочей группы могут отрицательно влиять на решение проблем, личный рост и удовлетворенность работой. Предполагается также, что уровень доверия, поддержки и сотрудничества значительно ниже в большинстве групп и организаций, чем это необходимо или желательно. Люди, как предполагается, хотят принадлежать к какому-то типу группы и взаимодействовать с ее членами. Наконец, считается, что лидер группы не может выполнять все задачи и функции, которые должны быть исполнены при групповой динамике. В результате, члены группы должны играть определенные роли, гармонично сочетающиеся с эффективным лидерством.

     Люди  и организация.

     Отношения и поведение людей в организации  находятся под сильным влиянием стиля лидерства и «климата»  на высших уровнях руководства. Обстановка доверия, поддержки, открытости имеет тенденция оказывать влияние на стиль руководителей, находящихся на более низких ступенях иерархии, и отражаться на их подчиненных. С другой стороны, обстановка недоверия, политической, с позиций власти и влияния в организации, внутренней борьбы, настороженности и отсутствия склонности к сотрудничеству имеет тенденцию распространяться как вверх, так и вниз, и воздействовать на отношения и взаимодействия на всех этих уровнях.

     Последняя предпосылка заключается в том, что силовое разрешение конфликта, например, победа одной стороны и поражение другой, в конечном счете, не является благоприятной для решения организационных проблем. Кроме того, для осуществления перемен в культуре и людях требуется длительное время. Наконец, изменения в функционировании организации, возникающие в результате усилий по организационному развитию, требует необходимой поддержки со стороны соответствующих перемен в подсистемах оценки, вознаграждения, повышения квалификации, подбора кадров. Постановки задач и коммуникаций – короче говоря, во всей системе человеческих ресурсов.

3.3 Эффективность программы организационного развития

 

           Поскольку большая  часть деятельности по ОР является долгосрочной по своей природе, ее трудно оценить объективно. С течением времени может произойти достаточное количество других перемен, не входящих в мероприятия по ОР. Они могут оказывать значительное воздействие на эффективность организации. К этим факторам относятся перемены в экономике, конкуренция и новая технология, внедренная в организации. Исследования в области ОР показывают, что эта система структурирует иерархию организации и значительно повышает функциональность и производительность. Наглядным примером будет то, что метод ОР показал положительные результаты в отношении затрат 50% времени на ОР для таких факторов, как прибыль, затраты, производительность, невыходы на работу, текучесть кадров, удовлетворенность работой и усиление обмена информацией между сотрудниками, самосознание, доверие, лидерство и принятие решений. Однако нет единственного и наилучшего способа систематически повышать эффективность организации посредством мер по ОР. Следовательно, только талантливый руководитель в состоянии проводить разнообразные программы и объективно и точно реагировать на изменения в рабочей группе и организационной системе.

Заключение

 
Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или  взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.  
Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.  
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования, неудовлетворенность коммуникациями и т.п.  
Для того чтобы разработать эффективный метод управления конфликтом, необходимо провести тщательную классификацию последних, выявив, таким образом, отличительные черты и особенности каждого типа. Принято выделять четыре основных типа конфликта: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Однако нередко встречаются конфликты смешанные, которые вызывают наибольшее затруднение при попытке их разрешения или использования на пользу предприятия.  
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. 

Список  литературы

 
  1. Глухов  В. В. «Основы менеджмента», М.: Логос, 1995
  2. Грейсон Дж. К. Мл., О’Делл К. «Американский менеджмент на пороге ХХI века». М.: Экономика, 1991
  3. Зигерт В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов», М.: Академический проект, 1990
  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М.: Дело, 1994
  5. Чумикова А. Н. «Управление конфликтами», М.: Экономика, 1995

Информация о работе Конфликтность в менеджменте