Концепции ситуационного лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Содержание

1. Основы лидерства

1.1. Природа и определение понятия лидерства

1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией

1.3. Лидер и менеджер

1.4. Власть и авторитет лидерства

2. Традиционные концепции лидерства

2.1. Теория лидерских качеств

2.2. Концепции лидерского поведения

3. Концепции ситуационного лидерства

3.1.Модель ситуационного лидерства Фидлера

3.2. Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла

3.3. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

       Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:

       • организационная культура;

       • используемая технология;

       • ожидания от использования определенного  стиля руководства;

       • моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля.

     Исследование  Мичиганского университета ставило  своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Как видно, эти переменные достаточно схожи по своему содержанию с теми, которые использовались в исследованиях Университета штата Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:

       • имеет тенденцию к оказанию поддержки  работникам и развитию хороших отношений с ними;

       • использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;

       • устанавливает предельно высокий  уровень выполнения работы и напряженные задания.

       Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Ренсисом Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3 и 4». Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганского университета, тем не менее, подводило к выводу о том, что условием эффективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений.

     Основываясь на подходе Мичиганского университета, Ренсис Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров:

       • лидеры, ориентированные на работников;

       • лидеры, ориентированные на работу.

     Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладающих стиля управления, названные системами 1, 2, 3 и 4(в табл.4).

     Система I представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль.

В противоположность  система 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к основным положениям теории «X» и теории «Y» Дугласа Мак Грегора.

       На  основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.

       Наибольшую  популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила модель управленческой сетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственно верный стиль лидерства.

     Концепция «вознаграждения и наказания» лидерского поведения основана на положениях теории о закреплении поведения.

     В данной концепции лидер рассматривается в качестве человека, управляющего процессом изменения поведения подчиненных в желательном направлении. Концепция выделяет четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания (рис.4).

       На  практике вознаграждение за достигнутый уровень выполнения работы приводит к превышению работником обычного уровня прилагаемых им усилий и превышению получаемого им удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, равно как и вознаграждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет как на прилагаемые усилия, так и на получаемое от работы удовлетворение. И, наконец, наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности работника.

       Поскольку вышерассмотренные концепции лидерского поведения, так или иначе, предполагают наличие формального лидерства при любых обстоятельствах, многие исследователи не раз задавались вопросом: могут ли существовать ситуации, когда не требуется поведения лидерского типа? Так, С. Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или так называемых заменителей лидерства, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность.

       Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки.

Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.

       Вместе с тем поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения, которое получает многочисленные трактования, что резко усложняет их практическую апробацию. По этим причинам, в частности, концепции лидерского поведения не дали ответа на вопрос о связи лидерства с такими важными показателями выполнения работы, как эффективность, производительность и удовлетворенность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Концепции ситуационного лидерства

       Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучении лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

       Ниже  будут рассмотрены следующие  концепции ситуационного лидерства: модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь — цель» Хауза — Митчелла.

       3.1. Модель ситуационного лидерства Фидлера

       Фреда Фидлера справедливо считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он начал в середине 60-х гг., позволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером. В модели используются три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.

       Для измерения и определения лидерского стиля Фидлер предложил использовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР). В соответствии с этой шкалой, респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций шкалы, должны описать гипотетическую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно.

       Пример  отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится ниже:

       Недружествен      1 2 3 4 5 6 7 8 Дружествен

       Приятный      8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный

       Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий

       Напряженный     1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный

       После того как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.

       Контролируемость  или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.

       Степень контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными.

       Отношения «лидер — последователи». Данная переменная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, испытываемых и проявляемых последователем по отношению к лидеру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наиболее важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера, последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей.

       Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредством следующих составляющих:

       • ясность цели — степень, с которой  проблема или задание четко сформулированы или поставлены и знакомы исполнителям; 

       • множественность средств по достижению цели — степень возможности использования различных способов и путей достижения цели;

       • обоснованность решения — степень «правильности» решения, подтверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами.

       • специфичность решения — степень  возможности принятия альтернативных решений. Поскольку высокоструктурированная работа сама по себе содержит указания, что и как делать, то лидер получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.

       Должностная власть. Рассматриваемая переменная отражает уровень формальной власти лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.

       На  рис. 6 приведена принципиальная схема взаимодействия лидерского стиля с ситуационными переменными.

       Модель  эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому стилю определяется через три ранее рассмотренные переменные: уровень отношений, структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей.

       Три ситуационные переменные в сочетании  с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций, наглядно описывающих модель Фидлера. Лидеры с низким НПР могут быть более эффективны, чем их коллеги с высоким НПР, в ситуациях наибольшего благоприятствования 1 - 3, а также — при наименее благоприятных условиях. Объясняется это, например, тем, что, будучи мотивированными, в основном на выполнение работы/задания, они в ситуации 1будут стремиться устанавливать хорошие отношения по работе со своими подчиненными.  

       При этом они принимают во внимание благоприятность ситуации и высокую предсказуемость в выполнении работы/задания. Таким образом, возникает ситуация, при которой они могут уделять больше внимания улучшению отношений с подчиненными вместо того, чтобы вмешиваться в их работу.

       Работникам  обычно это нравится, и они стараются  работать хорошо. В наименее благоприятной ситуации 5эти же лидеры будут стремиться к достижению организационных целей путем вмешательства в работу подчиненных, указывая им, что и как делать.

       3.2. Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла

Информация о работе Концепции ситуационного лидерства