Комплексный анализ оценки внешней среды международного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:27, доклад

Описание работы

Комплексный анализ оценки внешней среды международного менеджмента является важнейшим моментом всех стратегических и многих тактических решений руководителя международного уровня.
Возможности и угрозы внешней среды, которая является совокупностью условий за пределами определенной компании, которые влияют на ее успех (правовая, политическая, экономическая, конкурентная, социальная, культурная и др.).

Работа содержит 1 файл

анализ оценки внешней среды международного менеджмента.docx

— 31.97 Кб (Скачать)

      Комплексный анализ оценки внешней среды международного менеджмента является важнейшим  моментом всех стратегических и многих тактических решений руководителя международного уровня.

      Возможности и угрозы внешней среды, которая  является совокупностью условий  за пределами определенной компании, которые влияют на ее успех (правовая, политическая, экономическая, конкурентная, социальная, культурная и др.).

      Для успешного анализа этой среды  международному руководителю приходится выполнять целый ряд ролевых функций:

  1. Международный менеджер как организатор стратегического поиска возможностей фирмы на внешнем рынке. На этом этапе организующая роль международного менеджера предполагает решение трех ключевых проблем:

        • выделение совместно  с командой ключевых направлений  поиска (здесь весьма полезны метод  мозгового штурма и техника экспертных опросов типа «Делфи», но в более простых вариантах);

        • организация усилий служб и внешних консультантов  на проведение предварительного анализа;

        • окончательный  выбор перспективных возможностей (с особым упором на контроль результатов  анализа и ведущую роль международного менеджера во всех предварительных  переговорах с вероятными партнерами).

  1. Международный менеджер как стратегический мотиватор. Здесь предполагается особая роль международного менеджера в окончательном определении тех стратегических мотивов, которыми будет руководствоваться фирма, выбирая те или иные направления и возможности выхода на международный рынок.

      Например, Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод (КСЗ) до экономической реформы был ведущим дальневосточным предприятием атомного подводного судостроения с соответствующим уровнем технологии. Как и многие его коллеги по ВПК, завод после реформы потерял своих основных заказчиков. Но в отличие от многих других руководителей этой отрасли управленцы предприятия активно искали возможности приложения своего технологического потенциала. В этих поисках они вышли на известный проект добычи нефти на шельфе Сахалина, финансируемый пулом американских и японских крупнейших фирм. Центральная часть проекта — исключительно сложные в технологическом отношении буровые платформы. Но у них есть и относительно простой элемент — основание платформы (цельносварная металлическая конструкция). Руководство КСЗ предложило фирме Sakhalin Engine (головному исполнителю проекта) свои услуги по изготовлению этих платформ; поскольку, с одной стороны, россияне были явно конкурентоспособны по цене, а с другой — обладали опытом работы в высокотехнологической сфере, то заказ они выиграли. Но, по-видимому, самое главное здесь именно в экспансии в цепочке: руководители КСЗ уже нацелились в перспективе на производство и платформы в целом. К тому есть серьезные основания: действительно, как бы ни была сложна современная буровая платформа (а в ней реализованы новейшие достижения электроники, гидравлики, металлургии и т. д.), она вряд ли сравнится в этом отношении с атомной подводной лодкой.

  Этот  пример интересен тем, что для начала заводу пришлось смириться с несколько унизительной для себя ролью изготовителя простейших элементов — и это ждет все наши предприятия (прежде всего ВПК) на первых порах. Никакого иного пути встраивания в серьезную современную технологию просто не существует. Еще один интересный момент: поскольку сталь, предлагаемая для основания платформы российскими металлургами, не устраивала заказчика, соответствующие поставки на КСЗ осуществляли японские фирмы, и уже на этом этапе встраивания предприятие приобрело очень важный опыт использования возможностей мирового рынка. Более того, КСЗ начал работу с дальневосточными металлургами по освоению металла необходимого качества, и это — лучшее подтверждение тезиса о «локомотивной» роли подхода в переводе промышленности России на качественно новый уровень.

  Вообще  говоря, встраиваясь в цепочку, КСЗ  преследовал для начала мотив  выживания — естественный в его тогдашнем положении. Далее мог быть выдвинут стратегический мотив закрепления на уже освоенном рынке. Еще более заманчиво выглядел перспективный мотив освоения всей технологии изготовления платформы. Но и он мог быть перекрыт мотивом выхода в смежные технологические области. Заметим, что в зависимости от соответствующей постановки менялись как стратегические цели фирмы, так и широта, и глубина необходимого анализа внешней среды.

  1. Международный менеджер как культурный аналитик. Эту роль в отличие от маркетинговых, экономических или юридических задач никто, кроме самого менеджера, выполнить не может. Именно он должен видеть и понимать особенности страновой (национальной) культуры, на которые может опереться фирма, именно он должен просмотреть все проблемы коммуникаций для обеспечения эффективности менеджмента и, наконец, только он может контактировать с топ-менеджерами зарубежных фирм с учетом их национальных стереотипов. По всем этим причинам культурный анализ — основа работы менеджера с внешней средой.
  2. Международный менеджер как эффективный организатор и руководитель интернационального коллектива. Внешне кажется, что эта роль, как и предыдущая, требует лишь знаний в области культуры, но при более внимательном анализе становится ясным, что в значительной мере здесь необходимо привлечение и экономических, и политических, и юридических знаний, то есть оставшихся трех элементов внешней среды.
  3. Международный менеджер как дипломат. Эта роль реально подразумевает не только комплексное знание внешней среды, но и значительный, именно дипломатический талант, который практически необходим везде: от грамотных, тонко проводимых переговоров до решения зачастую очень непростых проблем взаимоотношений с властями в стране пребывания.
  4. Международный менеджер как общественный деятель. В этой, на первый взгляд, несколько странной для менеджера роли международный менеджер выступает достаточно часто, поскольку он представляет за рубежом не только свою фирму, но и в известных обстоятельствах свою страну и свой народ. Участие в общественной жизни страны пребывания — непременное условие эффективности и стабильности бизнеса за рубежом, хотя понятно, что масштабы этого участия существенно разнятся в зависимости от масштабов самого бизнеса. То есть масштабы участия напрямую будут зависеть от размеров и мощи фирмы. Здесь на первый план, естественно, выступают политическая и социальная составляющие внешней среды, но заметную роль играет и культурная составляющая.
  5. Международный менеджер как «стратегический оптимизатор» международного бизнеса. В этой особой роли международный менеджер выходит за рамки данной страны пребывания, заботясь об оптимальности бизнеса фирмы в целом. И здесь его зачастую ждут крайне непростые решения, в которых особого учета и тонкой, с многочисленными нюансами, оценки требуют политические и экономические аспекты внешней среды. Выход за рамки страны пребывания и забота об оптимальности бизнеса в целом.

      Поэтому, во-первых, международному менеджеру российской фирмы совершенно необходим предварительный анализ, который и формирует у него представления о необходимой широте анализа внешней среды, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев этот анализ должен быть минимально необходимым и жестко ориентированным на нужды принятия стратегических решений в первую очередь. Эти два момента позволяют формировать обоснованные представления о глубине и широте соответствующих моделей, структура которых приведена ниже.

      Рассмотрим  структуру анализа экономической внешней среды международного менеджмента. Данный анализ международного бизнеса представляет собой комбинацию общего макроэкономического анализа и конкретного экономического анализа в отраслевом и территориальном разрезе.

      Структура основных данных экономического анализа внешней среды необходимых руководителю для принятия решений можно предоставить следующим образом:

  • место, занимаемое страной по показателям: ВНП (ВВП), темпы кономиического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг (то же — в удельных показателях);   
  • население страны в целом и регионов проникновения в отдельности; половозрастная структура населения в динамике;
  • структура общества и удельный вес отдельных социальных слоев с характеристиками их душевого и семейного дохода; динамика этих показателей;
  • ресурсы основных видов, интересующих фирму, с ранжировкой по: наличию в стране и регионах, стоимостной оценке, уровню дефицитности. Возможность получения аналогичных ресурсов в соседних странах;
  • основные характеристики возможностей связи (число телефонов на тысячу жителей; разновидности и эффективность работы почты; основные характеристики компьютерно-сетевых услуг);
  • интересующие фирму характеристики транспортных коммуникаций (в контексте «как можно привезти?», «как можно вывезти?»);
  • уровни оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса (в разрезе основных категорий наемных работников); принятые в стране формы оплаты труда;
  • общая оценка развитости и возможностей: отраслей — вероятных конкурентов, отраслей — вероятных поставщиков, отраслей — вероятных потребителей;
  • основные элементы валютного регулирования в стране;
  • основные элементы торговых и экспортно-импортных ограничений в стране;
  • развитость научно-технической и консультационной деятельности в стране (направления, фирмы, возможности привлечения);
  • уровень основных экономических проблем в стране (инфляция, безработица, региональные или отраслевые депрессивные явления, бедность и т. д.).

      Анализ  правовой внешней среды международного менеджмента. Одним из важнейших факторов, оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право. При этом если речь идет об отношениях между государствами, то эта область правовых знаний относится к международному публичному праву (или общему международному праву).

      Вопросы правовых отношений между отдельными организациями или гражданами, которые возникают в международной жизни, относятся к международному частному праву.                                      

      Классическое  разграничение международного публичного и частного права было сформулировано еще во времена Древнего Рима Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных, лиц».

      Таким образом, нормы международного публичного и международного частного права  служат общей цели создания правовых условий международного сотрудничества в различных областях. Предметом  регулирования в международном частном праве являются международные гражданские отношения, которые включают экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные связи. Задачей международного частного права является правовое регулирование деловых связей организаций и фирм различных стран.

      Важнейшими  источниками международного частного права являются международные договоры, внутреннее законодательство государств, судебная и арбитражная практика, а также обычаи.

      Для формирования национальных норм международного частного права в отдельных государствах большое значение имеет внутреннее законодательство. В России к числу основополагающих документов относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законодательство о правовом положении иностранных граждан и многие другие законы, и иные правовые нормы.

      Относительно  небольшое количество законодательных  норм в области международного частного права в некоторых странах Запада связано с судебной и арбитражной практикой. В этом случае имеются в виду взгляды и решения судей авторитетных судебных и арбитражных органов по конкретным правовым вопросам, имеющие руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в будущем. Такие нормы (система судебных прецедентов) широко практикуются в Англии и частично в США. В России судебная практика не рассматривается как источник права.

      Наконец, одним из источников международного частного права являются обычаи, т. е. давно сложившиеся правила, систематически применяющиеся, но никогда и нигде формально не зафиксированные. Обычаи широко применяются в международной торговле и в области торгового мореплавания. Эта норма признается в качестве источника международного частного права и в России. Так, Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ при разрешении споров учитывает торговые обычаи, что и зафиксировано в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г.

      Круг  вопросов международного частного права  является предметом изучения самостоятельной учебной дисциплины по специализации «Международный менеджмент».

      Знания  в этой области необходимы при  решении различных практических вопросов внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных организаций, фирм и отдельных физических лиц. Исходя из изложенного выше, можно предложить следующую структуру правового анализа.

  • общая оценка согласованности системы права в стране с основными положениями международного права;
  • регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму (включая вопросы международных перевозок);
  • регулирование выезда/въезда частных лиц;
  • защищенность собственности и прав личности;
  • регулирование перемещения капитала, экспорта прибыли, иных финансовых операций через границу;
  • оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.
  • регулирование создания и трансформации бизнеса;
  • регулирование трудовых отношений;
  • регулирование цен;
  • элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы;
  • подробно изучить вопросы налогообложения фирм и частных лиц (желательно с комментариями юриста-международника и специалиста по международному аудиту);
  • общая оценка стабильности правовой системы страны (желателен и вероятный прогноз опасностей с этой стороны).

      Что касается структуры анализа политической внешней среды международного менеджмента, она выглядит так:

  • политический режим в стране Х и его отношения со страной пребывания;
  • межгосударственные (межрегиональные, межгородские) соглашения между страной Х и властями страны пребывания, которые могут интересовать фирму;
  • участие страны Х в политических блоках и международных экономических союзах (возможное влияние на будущий бизнес: возможности, опасности);
  • политические партии и общественные организации в стране пребывания, имеющие более тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны Х;
  • наиболее видные политические лидеры (предельно краткие биографические данные);
  • основные политические партии и наиболее влиятельные общественные организации в стране Х;
  • основные политические соперники, борющиеся за власть в стране Х, и существо их принципиальных позиций в экономических, социальных и правовых вопросах;
  • краткая характеристика связки «бизнес — политика» (фирмы, партии, лидеры);
  • ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране Х). Перспективы их исхода и вероятное влияние на бизнес и на отношения со страной пребывания;
  • роль и влияние региональных властей (с учетом регионов проникновения фирмы);
  • политическая обстановка в регионах проникновения фирмы;
  • общая оценка политической стабильности в стране Х.

Информация о работе Комплексный анализ оценки внешней среды международного менеджмента