Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:52, реферат
Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для
любого важного управленческого действия.
1. Коммуникативное пространство и его уровни. 2
2. Коммуникационный процесс. 6
Список литературы. 14
Коммуникативное пространство
План.
1. Коммуникативное
пространство и его уровни.
2. Коммуникационный
процесс. 6
Список литературы.
14
1. Коммуникативное пространство
и его уровни.
Взаимодействие соционических типов протекает в определенной протяженной
среде, которую я буду в дальнейшем называть коммуникативным пространством.
Это пространство неоднородно: его плотность в разных местах неодинакова,
поэтому информационный обмен одних и тех же типов в разных его местах будет
иметь различную интенсивность.
Предположим, что коммуникативное пространство четырехмерно, как и
пространство материальное. Под измерением пространства я буду понимать
уровень устойчивого информационного обмена, который отделен от других таких
же уровней потенциальным барьером ? энергией преодоления, т. е. усилием,
необходимым для перехода с уровня на уровень.
Для того чтобы определить, на каком уровне пространства протекает
коммуникация, необходимо определить два параметра ? коммуникативную
дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность коммуникации
(параметр проницаемости пространства).
Для построения модели я воспользуюсь привычным для соционики двоичным
принципом ? разделением пополам. Поэтому коммуникативная дистанция будет
принимать два значения ? близкая и далекая. С точки зрения проницаемости
пространства, для полноценного инфообмена я буду различать коммуникацию, с
одной стороны, глубокую и, с другой стороны, поверхностную.
Остановлюсь подробнее на этих полюсах. Близкая дистанция означает, что
общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее
характерна для групп с численностью от двух до восьми человек. При
взаимодействии на далекой дистанции социотипы разделены существенным
расстоянием, определяемым социальными и культурными показателями развития.
Такая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах
более восьми человек.
Глубокая коммуникация означает плотный информационный обмен, когда в
общение вовлекаются практически все имеющиеся в распоряжении социотипа
информационные ресурсы. Возникает тесное переплетение Lсиловых линий"
информационных полей, что свидетельствует о высокой доверительности
контакта.
Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен
наличных информационных ресурсов. Плотность информационного потока
оказывается гораздо меньше по сравнению с первым случаем. Степень
доверительности также невелика.
Поскольку сложность коммуникации в одинаковой мере зависит от обоих
параметров, то информационный обмен между системами можно рассматривать как
произведение коммуникативной дистанции на плотность коммуникации:
инфообмен = дистанция ¦ плотность.
Инфообмен принимает дискретные значения, являясь показателем нахождения
объекта на одном из уровней коммуникативного про-cранства. Всего таких
положений получается четыре:
|Близкая дистанция | | | |
|Поверхностная |физио |психо |Глубокая |
|коммуникация | | |коммуникация |
| |социо |инфо | |
|Далекая дистанция
| |
|
|
Очень существенно, что описанные уровни не растянуты в линию, а образуют
круг, т. е. соединены отношениями смежности и противоположности.
Противоположными являются физический уровень и интеллектуальный. Это
значит, что они находятся друг к другу в отношении обратной
пропорциональности: чем больше человек живет физической жизнью, тем меньше
он развивается интеллектуально и наоборот.
Так же исключают друг друга социальный и психологический уровни. Невозможно
одновременно заботиться об отдельном человеке (индивидуальный подход) и о
целой группе людей (массовый подход). Макросоциум поощряет человека
приносить личное на алтарь общественного, а микросоциум, например его
семья, хотел бы противоположного: чтобы близкий человек больше времени
проводил дома. Причем пропорция 50 % на 50 % означает коммуникативный
кризис: состояние колеблющихся Lвесов" очень болезненно, ведь оно
значительно затрудняет выбор.
Хотя коммуникативные уровни и цикличны, но более удобным и технологичным
является изображение их вертикальной иерархии на плоскости. Их соподчинение
в коммуникативном пространстве имеет следующий вид:
| | | |инфо |
| | |социо | |
| |психо | | |
|физио |
| | |
Интересно отметить, что попытки упорядочить коммуникативное пространство
предпринимались уже издревле. По философской системе китайской LКниги
Перемен", мир разделяется на три потенциальных слоя: небо ? человек ?
земля. Соционическая
система координат
еще на одну ступеньку:
небо ? социум ? человек
? земля
инфо социо психо физио
Первый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция
близкая, но коммуникация поверхностная. Носит название физический, так как
характерен для плотного, материально опосредованного соприкосновения
физических субстратов (носителей) информационных систем. На этом уровне
удовлетворяются природные потребности человека ? в еде, жилье, продолжении
рода, производстве и потреблении материальных продуктов.
Второй уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция
близкая, а коммуникация глубокая. Называется психологическим, поскольку на
первое место выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души
информацией (от древне-греч. psyhe ? душа). Этот психологический уровень
предполагает самые доверительные отношения, поскольку на этом уровне
человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности ? в любви,
дружбе, семье, сопереживании и т. п.
Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция
далекая, коммуникация поверхностная. Называется социальным, так как
регулируется общественными нормами, традициями и ритуалами,
законодательством, государственными институтами и т. д. Этот уровень
коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит
наиболее формальный характер. Объект социальной коммуникации выступает не
как уникальная личность, а как представитель того или иного социального
сословия или профессиональной группы. На этом уровне человек удовлетворяет
свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.
Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция
далекая, но коммуникация глубокая. Носит название интеллектуального, или
информационного, уровня. Осуществлять глубокую коммуникацию без
соприкосновения с другой стороной можно, лишь перенеся весь информационный
обмен внутрь себя, в свой мозг. Интенсивно работает при этом память и
воображение человека. Только на этом уровне можно обращаться к глубинам
своего подсознания и добывать сведения, накопленные поколениями людей,
жившими до тебя.
На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в
актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании
и самосовершенствовании.
2. Коммуникационный процесс.
Обмен информацией широко охватывает разные части организации и прямо
пропорционально соотносится с ее эффективностью. Но обмен информацией не
всегда так эффективен как следовало бы.. на деле люди общаются между собой
менее эффективно, чем им это кажется.
Для примера возьмем факт проиллюстрированный Ренсисом Лайкерто при
изучении работы мастеров и их подчиненных на одном из предприятий
коммунального обслуживания.
В то время как 85 % мастеров считали, что их подчиненные чувствуют себя
свободно при обсуждении важных деловых вопросов, только у 51 % подчиненных
в действительности присутствовало это чувство свободы. В другом
исследовании начальник отдела зарегистрировал инструкции или передаваемые
подчиненным решения по 165 специальным поводам. Судя по записям
подчиненных, они были осведомлены только о 84 таких сообщениях. Один из
исследователей проанализировал работу калифорнийской компании в области
здравоохранения и выявил существенные различия между руководителями
высшего, среднего и низового уровня в том, как они оценивают эффективность
коммуникаций в их организации.
Кроме того, во многих случаях передаваемое сообщение оказывается
неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией – неэффективным.
Джон Майнер, выдающийся исследователь в области управления, указывает,
что, как правило, лишь 50 % обмена информацией приводит к обоюдному
согласию общающихся. Чаще всего причина низкой эффективности состоит в
забвении того факта, что коммуникация – это обмен.
В
ходе обмена обе стороны
если вы как управляющий описываете одному из подчиненных, как нужно
изменить работу, это только начало обмена. Чтобы обмен информацией стал
эффективным, ваш подчиненный должен сообщить вам, как он понимает ваши