Коммуникация в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:21, доклад

Описание работы

Коммуникация в менеджменте — это специфическая функция управления, представляющая собой процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), с помощью которого происходит обмен информацией, опытом, знаниями, эмоциями, способностями и результатами деятельности на основе общей системы символов.
Доказано, что компании, активно использующие функцию коммуникации в менеджменте, могут рассчитывать на существенное улучшение результатов своей деятельности. В частности, исследование одной из консалтинговых компаний показало: эффективная внутрифирменная коммуникация дает акционерам до 26% дополнительной прибыли, а фирмы с менее отлаженной коммуникацией приносят всего 15% прибыли. Исследовательским путем также установлено, что коммуникативный ресурс способен поднять рыночную стоимость компании на 30%.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 17.62 Кб (Скачать)

10.1. КОММУНИКАТИВНАЯ  ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Коммуникация  в менеджменте — это специфическая функция управления, представляющая собой процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), с помощью которого происходит обмен информацией, опытом, знаниями, эмоциями, способностями и результатами деятельности на основе общей системы символов.

Доказано, что компании, активно использующие функцию коммуникации в менеджменте, могут рассчитывать на существенное улучшение результатов своей  деятельности. В частности, исследование одной из консалтинговых компаний показало: эффективная внутрифирменная коммуникация дает акционерам до 26% дополнительной прибыли, а фирмы с менее отлаженной коммуникацией приносят всего 15% прибыли. Исследовательским путем также установлено, что коммуникативный ресурс способен поднять рыночную стоимость компании на 30%.

Существуют  принципы эффективной коммуникации, которые распространены в практике менеджмента:

  1. единство рационального и эмоционального в поведении человека;
  2. ситуативность, включающая а) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая фиксировалась ранее и представляется желательной; б) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать; в) субъективность в интерпретации ситуации;
  3. объективность;
  4. гуманизм в построении коммуникации;
  5. ориентация на сотрудничество;
  6. развитие субъектов общения и динамики психических процессов и состояний;
  7. системность субъектов коммуникации;
  8. наличие недиагностируемых скрытых факторов поведения;
  9. бесконечность процесса познания;
  10. научность;
  11. законность.

Современные организации наряду с профессиональной, интеллектуальной, лидерской и другими  видами компетентности должны обладать также коммуникативной компетентностью.

На практике коммуникативная компетентность организации  проявляется в ее способности:

  1. фокусировать энергию работников организации на достижении поставленной цели;
  2. слушать и слышать людей, устанавливать с ними доверительные отношения;
  3. создавать условия для принятия эффективных управленческих решений;
  4. сотрудничать с различными целевыми аудиториями;
  5. вести эффективный диалог между руководителем и подчиненным на всех уровнях управления;
  6. своевременно устранять возникающие конфликты;
  7. капитализировать коллективные знания и индивидуальные идеи.

Коммуникативная компетентность организации предполагает, что каждый работающий в ней индивид  осознает различные аспекты собственной  личности, в том числе: собственные потребности и ценностные ориентации; способность отражать объективную реальность без субъективных искажений, проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп; готовность воспринимать новое во внешней среде; свои способы персонализации внешней среды; уровень своей экономической культуры и т.п., проявляющиеся по отношению к элементам среды обитания. Разобравшись, таким образом, с собственной коммуникативной компетенцией, работник начинает лучше понимать других, а значит, начинает более эффективно выстраивать межличностную и групповую коммуникацию.

При существующих многочисленных типологиях (наиболее известная — по составу и количеству участников) коммуникация в современном  менеджменте подразделяется на поддерживающую и инновационную. Задача обоих видов заключается в обеспечении точности передачи сообщений, во взаимообмене информацией, точками зрения, отношением к проблеме, а также в поиске инновационных решений, их презентации (продаже) и внедрении.

Внутренняя  поддерживающая коммуникация организации обусловлена:

  1. регулированием внутри организации входящих потоков информации;
  2. горизонтальным обменом информацией внутри организации (между подразделениями, внутри подразделений);
  3. внутренним деловым документооборотом, учетом и контролем;
  4. накоплением и хранением знаний (технологий), необходимых для рабочего процесса;
  5. межличностной, в том числе неформальной коммуникацией — как вертикальной (между руководством и подчиненными), так и горизонтальной (между коллегами, специалистами, задействованными на последовательных или параллельных участках работы).

Внутренняя  поддерживающая коммуникация организации  является источником создания значимых конкурентных преимуществ. Так, американские исследователи в результате изучения в течение пяти лет деятельности 40 крупных компаний пришли к выводу о том, что межличностная коммуникация, т.е. здоровые отношения между менеджерами и подчиненными, способна в три раза увеличить эффективность организации по сравнению с такими факторами, как рыночная доля, капиталоемкость, размеры компании и темпы роста продаж вместе взятые.

Внешняя поддерживающая коммуникация обеспечивает:

  1. внешний документооборот;
  2. партнерские контакты и контракты;
  3. участие организации в глобальных научных и коммерческих информационных потоках, обмене знаниями;
  4. имидж, репутацию и позиционирование организации в профессиональной среде, обществе, СМИ.

Сверхзадача внешней поддерживающей коммуникации - не просто обеспечить жизнедеятельность фирмы в контактах с внешним миром, но и подготовить внешние целевые аудитории к восприятию всякого рода новшеств, внедрение которых планирует организация в будущем.

Поддерживающая  коммуникация сосредоточена на сохранении позитивных отношений между ее участниками, направлена на решение текущих и  будущих задач путем эффективного взаимообмена информацией, точками  зрения, отношением к проблеме.

Сущность  инновационной коммуникации можно  рассматривать в трех смысловых  пространствах:

  1. как деятельность инновационная коммуникация направлена на материализацию научных идей, новаций;
  2. технологический аспект инновационной коммуникации заключается в том, что для реализации научной идеи необходимы различные средства, предметы, структура;
  3. коммуникация как творческий процесс образует особую инновационную культуру.

Инновационная коммуникация — это такая коммуникация организации, которая направлена на поиск и разработку инновационных  решений, их презентацию (продажу) и  внедрение.

По аналогии с поддерживающей коммуникацией  выделяются два основных типа инновационной  коммуникации — внешняя и внутренняя. В то же время, в отличие от поддерживающей, в инновационной коммуникации в большей степени отражается и реализуется миссия инновационной организации, содержание инновационного бизнеса.

Внутренняя  инновационная коммуникация отвечает за следующие направления:

  1. постановка инновационных задач, формирование инновационного портфеля;
  2. создание творческого коллектива, распределение задач, мотивация участников;
  3. поиск, обработка и накопление научной и технологической информации, необходимой для инновационного прорыва;
  4. собственно творческий процесс — разработка инноваций.

Внешняя инновационная  коммуникация обеспечивает:

  1. привлечение внешних источников знаний, информации, а также стороннего опыта и технологий;
  2. апробацию найденных инновационных решений в профессиональной, научной среде, в экспериментальном практическом применении;
  3. патентование,  защиту авторских и коммерческих прав на изобретения;
  4. презентацию, продвижение и продажу инновационных решений;
  5. внедрение и поддержку инноваций.

Инновационная коммуникация возникает там, где  участники инновационного процесса обмениваются информацией, знаниями, продуктами интеллектуальной деятельности по объекту  нововведения, а также вместе делят  риски и достигают поставленных целей.


Информация о работе Коммуникация в менеджменте