Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга. Подробно рассмотреть феномен коммуникации, ее роли и необходимости применения в управленческой деятельности организации.
Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
раскрыть структуру и основные этапы коммуникационного процесса, а также, основные виды коммуникаций;
исследовать роль информации в процессе управления, ее виды и требования, которым должна отвечать информация;
рассмотреть структуру и направления информационных потоков;
изучить информационные системы управления.
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникация – это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.
Коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.
Во-вторых,
межличностная коммуникация, возможно,
является лучшим способом обсуждения
и решения вопросов, характеризующихся
неопределенностью и
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как происходит эта передача. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
В настоящее время проблема коммуникации в управлении является далеко не последней в теории менеджмента, на эту тему написано много работ, которые рассматривают коммуникацию с различных сторон, затрагивая основные проблемы коммуникации и пути решения проблем в ней.
Анализ изученных источников и литературы. В процессе написания курсовой работы было использовано множество различных источников литературы, такие как: учебные пособия, учебники, журнальные статьи. Также при написании работы использовались ресурсы сети “Интернет”.
Информация, находящаяся в интернете, имеет немало преимуществ, по сравнению с ее печатными аналогами, так как она проще и быстрее обновляется, и является актуальной. Но все же, она не всегда является достоверной и правдивой, что заставляет нас обращаться только к проверенным и надежным ресурсам.
Так, например, учебник В.И Кнорринга «Теория, практика и искусство управления», в которой рассматривается не только теория управления, но и искусство воздействия на любой социум: общество, производственный коллектив, семью, личность.
Так же была рассмотрена работа А.А. Цыренова «Менеджмент», которая содержит ключевые понятия и дает представление об основных направлениях менеджмента организации.
Также тезисы и направления коммуникации в менеджменте рассматривались в научных работе Ричарда Дафта «Менеджмент», где он привлекает внимание прежде всего к контролю, над людьми, достижению стабильности и эффективности производства.
Объектом исследования является менеджмент, а предметом – коммуникации в процессе управления.
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга. Подробно рассмотреть феномен коммуникации, ее роли и необходимости применения в управленческой деятельности организации.
Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы как:
Теоретико – методологическая база курсовой работы: в курсовой работе использованы материалы учебной литературы, периодических печатных изданий (статьи из журналов).Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что:
Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель – обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы, которые необходимо проанализировать для того, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в разных точках коммуникационного процесса1.
Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.
Очень важно
правильно и тщательно
2) Кодирование и выбор канала.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель
должен также выбрать канал, совместимый
с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым
общеизвестным каналам
Выбор средства
сообщения не должен ограничиваться
единственным каналом. Часто желательно
использовать два или более средств
коммуникации в сочетании. Процесс
усложняется, поскольку отправителю
приходится устанавливать
3) Передача.
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем3.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь – систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Многое зависит от принятой в компании терминологии и, так называемого, «корпоративного сленга»: например, в компаниях, занимающихся информационными технологиями и программным обеспечением, есть свой стиль и язык общения, зачастую непонятный непосвященным: слово «зависнуть» будет обозначать, что программа не отвечает на посылаемые запросы, и, как правило, не будет употребляться в своем прямом значении4.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств – это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Хотя речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только в совокупности с использование невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% – через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности необходимости изучения невербальных сигналов.
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.
Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную связь, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.
В связи с этим можно выделить коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На формировании этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации.
Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения5.