Командные методы и стили руководства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность эффективного руководства командой неоднократно подтверждена и исследованиями, проводившимися в различных странах.
В 2009 год российские компании и предприятия вошли не в лучшей социально-экономической обстановке. Падение уровня мирового производства и потребления, обвал фондовых рынков и банкротство крупнейших корпораций это далеко не все последствия разразившегося в 2008г. мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Стили руководства при командной работе 5
1.1. Методы управления предприятием 5
1.2. Стили руководства на предприятии 8
1.3. Управление персоналом в условиях кризиса 12
Глава 2. Эффективность управления на примере ГУП «Илишевское ДРСУ» 14
2.1. Краткая характеристика ГУП «Илишевское ДРСУ» 14
2.2. Программа мотивации ГУП «Илишевское ДРСУ» 19
2.3. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства на предприятии 21
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 41

Работа содержит 1 файл

Каримов курс второй вариант.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Содержание

тема № 50 «Командные методы и стили руководства на предприятии»

Введение 3
Глава 1. Стили руководства при командной  работе 5
1.1. Методы управления предприятием 5
1.2. Стили руководства на предприятии 8
1.3. Управление персоналом в условиях кризиса 12
Глава 2. Эффективность управления на примере ГУП «Илишевское ДРСУ» 14
2.1. Краткая  характеристика ГУП «Илишевское ДРСУ» 14
2.2. Программа  мотивации ГУП «Илишевское ДРСУ» 19
2.3. Рекомендации  по совершенствованию стиля руководства  на предприятии 21
Заключение 36
Список  использованной литературы 38
Приложение 41

 

Введение

     Составной частью и главной характеристикой  эффективности руководства является стиль управления, который применяет  в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.

     Актуальность  эффективного руководства командой неоднократно подтверждена и исследованиями, проводившимися в различных странах.

     В 2009 год российские компании и предприятия вошли не в лучшей социально-экономической обстановке. Падение уровня мирового производства и потребления, обвал фондовых рынков и банкротство крупнейших корпораций это далеко не все последствия разразившегося в 2008г. мирового финансового кризиса.

          Большинство сотрудников отечественных компаний пребывают в психопатологическом состоянии, что приводит к постоянным ошибкам в работе и понижает эффективность труда. Таков вывод оказавшегося в распоряжении «НИ» исследования, проведенного Центром социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Эксперты утверждают: агрессивный рабочий климат, недостаток отдыха, постоянные переработки и командно-истерический стиль руководства породили массовый невроз в рядах офисных сотрудников. 
     Корпоративная культура в глобальных компаниях требует особого формата: постоянной смены задач и новых стандартов отчетности. Только для международных гигантов труд без выходных с раннего утра до поздней ночи – нормальная практика, а для россиян это стресс. Выхода у руководителей нет: компания должна работать на рынке даже ценой нарушения психологического состояния служащих, констатируют в НСК. 
Действительно, об «офисном неврозе» впервые заговорили на Западе, а поговорив, начали что-то делать. В США сейчас едва ли не у каждого работника личный психолог или психотерапевт, а если нет своего, он будет у работодателя. У японцев свои методы, вплоть до чучела начальника «для битья».

     Значительная  часть (если не большинство) отечественных офисных работников страдают психическими расстройствами, а это снижает производительность труда и приводит к постоянным ошибкам - к такому заключению пришли в Центре социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Ученые выделили симптомы "офисного невроза", к которым относятся выраженная усталость и быстрая утомляемость; снижение инициативы; потеря интереса к тому, что раньше казалось важным; притупление способности получать удовольствие и переживать яркие эмоции; болезненная тяга к еде, сигаретам, сексу, покупкам, азартным играм, алкоголю. 
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

     Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.

     Задачами  работы является:

     Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства  и недостатки.

     Рассмотреть, что представляет собой методы и  стили руководства на примере ГУП «Илишевское ДРСУ».

 

  

Глава 1. Стили руководства  при командной  работе

     1.1. Методы управления предприятием

     Разделение  труда по мере развития производственных отношений привело к выделению  специфических трудовых процессов - процессов управления.

     Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

     Сама  по себе общность задач управления позволяет формулировать общие  законы управления, а анализ и обобщение  практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента) [1, с.126].

     В общем виде структуру и процессы управления можно представить в так как на рисунке 1.

  

  Рис. 1. Укрупненная структура системы управления

     Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач:

  1. Макроуровень (металоуправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем.
  2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.
  3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

     Методы  управления. В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под  которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:

    • административно-правовые (организационно-распорядительные);
    • экономические;
    • социально-психологические.

     Административные  методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при  формировании системы управления. Они  включают в себя опору на законодательные  и различного уровня подзаконные  акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

     Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д. [2, с.97].

     Социально-психологические  методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.

     Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый  стиль руководства, который характеризуется  доминирующим положением различных  методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).

     Иерархия  управления В системах управления существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений,  авторитету,  положению.

     Иерархия  управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации менеджеров, их личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота управленческих решений, доля оперативных видов деятельности (рис.2).

  

Рис. 2. Уровни управленческих решений

     1.2. Стили руководства на предприятии

     Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в  том, какими приемами руководитель побуждает  коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя [4, с.168].

     Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства - своего рода «почерк» в действиях менеджера

     Непосредственно подходы к руководству командой можно изобразить в виде шкалы, на одном конце которой указана  «авторитарность», а на противоположном – «участие» (рис.3.). Хотя нельзя не отметить высокую степень размытости шкалы. Ученые выделяют различные подходы к ранжированию. Так, Е.С. Кузьмин, И.Н. Волков, Ю.Н. Емельянов выделяют пять стилей руководства (дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемно-организующий). И. Шипон и Т. Колларик - авторитарный, директивный, ситуационный, конформный, дезорганизующий. А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин – директивный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный, смешанный. В то же время Г. Юкл выделяет девятнадцать категорий поведения лидера.

Рис. 3. Подходы к руководству командой

     Однако  ни один из стилей не может гарантировать  успеха в достижении.

     С одной стороны, склонный к авторитарности стиль руководства может мешать поддержанию личных взаимоотношений  в команде. Однако в обстановке кризиса  или большого напряжения более приемлемым может оказаться именно этот стиль. Демократический подход может оказаться полезным, когда надо получить максимум возможного от исполнителей за счет дополнительной мотивации посредством участия в управлении. Особенно, по нашему мнению, это актуально при необходимости мобилизовать интеллектуальные ресурсы команды.

     Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).

     Существует  три стиля руководства:

  1. авторитарный;
  2. демократический;
  3. либеральный.

  Сущность  стилей руководства.

     1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений. 
Положительные моменты:

  1. не требует особых материальных затрат:
  2. позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

  Отрицательные моменты:

  1. подавляет инициативу;
  2. требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
  3. повышает степень бюрократизма.

     В результате снижается удовлетворенность  сотрудников своей деятельностью  и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному  снижению степени эффективности работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма.

Информация о работе Командные методы и стили руководства на предприятии