Командно-административная система управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:44, реферат

Описание работы

Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека - работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.

Содержание

Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………..…...3

Определение и признаки тоталитарного режима…………………………..11

Тоталитарный режим в СССР в 30 - 40 гг. (после принятия Конституции 1936г.)………………………………………………………............................17

Контрольные вопросы………………………………………………………..25

Тестовые вопросы……………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

       В отношениях обмена господствовала особая форма рынка:  административный рынок  с  выхолощеными  товарно-денежными   отношениями.   Для   него   были характерны: централизованное ценообразование, отсутствие  многообразия  форм собственности, суженный характер  обмена,  т.к.  отсутсвовали  рынки ценных бумаг, капитала, земли, не было и рынка труда.

       Были  деформированы  и  отношения   потребления.   Потребители   средств производства и товаров народного потребления –  предприятия  и  население  были фактически  лишены  права  выбора.  Предприятия,  жестко  прикрепленные централизованной системой распределения к «своему»  единственному  поставщику ресурсов  или  комплектующих  изделий,  не  могли   менять   поставщиков   и покупателей  своей  продукции  по  собственному  усмотрению.   Господствовал принцип: «бери, что дают», невзирая ни на качество, ни на цену.

       Для населения особенности потребления  характеризовались тем, что  жилье, общественный транспорт,  основные  продукты  питания  были  дешевыми,  но  все потребительские  товары  отличались  низким  качеством.   Рост   номинальных денежных доходов населения  и  «замороженные  цены»  на  большинство  видов товаров явились причиной того, что совокупное предложение  товаров  и  услуг количественно и качественно отставали от платежеспособного  спроса  населения.

       Население  фактически  было   лишено   права   выбора   товаров   и   услуг, обеспечивающих его потребности. В условиях стабильных цен и  роста  денежных доходов населения расширяется сфера «черного рынка»,  растут  цены  на  нем. Одновременно,  как  показывает  опыт  СССР  и  других  стран   с   командной экономикой,  широкое  распространение  получает нормированное   (карточное, талонное) распределение благ и услуг. Таким образом,  отношения  потребленияв  КАС характеризуются скрытым снижением жизненного  уровня   населения, всеобщим дефицитом. Для   КАС   также   своайственно   отсутствие   интереса   в   повышении производительности труда, снижении  себестоимости,  расширении  ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР.

       Внешняя  торговля  осуществлялась  государственными внешнеэкономическими организациями, не конкурирующими друг  с  другом.  Свободный  план  внешней торговли являлся неотъемлемой чатью общегосударственного  плана,  в котором объем  экспорта  определялся  на  базе  объема  импорта,  необходимого   для выполнения   плановых   заданий   в   приоритетных    отраслях    экономики.

       Обособленность  структуры внутренних цен от  мировых  достигалась  путем  так называемого выравнивания первых  за  счет  системы  налогов  и  субсидий  во внешней торговле, которая сводила роль официального курса  к  чисто  учетной функции.

       Главный вывод, который следует из вышеизложенного,  заключается  в  том, что сложившаяся общественно-экономическая система в нашей  стране  не  стала следующей,  более  высокой  ступенью  по  отношению   к   капиталистическому обществу, как предполагали классики марксизма-ленинизма. Это общество  иначе организованное, как капитализм, развивающееся параллельно  ему  и  отстающее по многим экономическим параметрам. 

     Определение и признаки тоталитарного  режима 

     Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство  от демократических государств и  искали четкое определение социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

     Во  всем многообразии причин и условий  появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная  ситуация, в которой оказывается  экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим  возникает в кризисных ситуациях  – послевоенных, в ходе гражданской  войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать  хозяйство, наводить порядок, устранять  в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в  защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

     В числе основных условий возникновения  тоталитаризма многие исследователи  называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности  средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций.

     Индустриальная  стадия способствовала появлению мировоззренческой  предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве  коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся  появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

     Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства  страны подчинить уклад жизни  людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему  власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

     Тоталитарный  режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно- политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства  к абсолютному контролю над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и  народ против враждебного внешнего окружения.

     Идеология режима отражается также в том, что  политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось  летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась  лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

     В основе тоталитарной идеологии –  рассмотрение истории как закономерного  движения к определенной цели (мировое  господство, построение коммунизма и  т.д.)

     Тоталитарный  режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее  существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой  общества, ее установки рассматриваются  как священные догмы. Конкурирующие  идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными  на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной  и государственной должности, а  там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные  посты.

     В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками  команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

     Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

     На  фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает  всевластие номенклатуры, т. е. должностных  лиц, назначение которых согласуется  с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях  обогащения, присвоения привилегий в  образовательной, медицинской и  иных социальных областях. Политическая элита использует возможности тоталитаризма  для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том  числе медицинских, образовательных, культурных и т. п.

     Возрастают  дискреционные, т. е. законом не предусмотренные  и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т. п.), т. е. карательные органы. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

     Тоталитарный  режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как  главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются  тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

     Однако  существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления  президента Пиночета 15 тысяч человек  погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что  там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика  оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

     При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. Государство стремится  буквально «слить» общество с  собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей.

     Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни.

     Тоталитарный  режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические  беды, обнищание населения.

     Милитаризация – также одна из основных характеристик  тоталитарного режима. Идея о военной  опасности, об «осажденной крепости»  становится необходимой для сплочения  общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу  несколько целей: отвлечь народ  от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические  проблемы военным путем. Агрессия при  тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции.

     Военно- промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

     Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демагогии, лицемерия, двойных  стандартов, нравственного разложения и вырождения.

     Государство при тоталитаризме как бы берет  на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и  практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях  должно государство, особенно в сфере  здравоохранения, образования, жилищной сфере.

     Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с  другой - социальное иждивенчество  части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима.

     Зачастую  тоталитарный режим окрашивают в  националистические, расистские, шовинистические  краски.

     Однако  социальная цена за такой способ осуществления  власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации  к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного  режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного  режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических  сдвигов и соответствующего этому  возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного  режима, обеспечивающего федеральное  устройство государства, могут возникать  национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

Информация о работе Командно-административная система управления в России