Командно-административная система управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:44, реферат

Описание работы

Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека - работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.

Содержание

Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности………………………………………………………………..…...3

Определение и признаки тоталитарного режима…………………………..11

Тоталитарный режим в СССР в 30 - 40 гг. (после принятия Конституции 1936г.)………………………………………………………............................17

Контрольные вопросы………………………………………………………..25

Тестовые вопросы……………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 57.95 Кб (Скачать)

     Содержание 

Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и  особенности………………………………………………………………..…...3

Определение и  признаки тоталитарного режима…………………………..11

Тоталитарный  режим в СССР в 30 - 40 гг. (после принятия Конституции 1936г.)………………………………………………………............................17

Контрольные вопросы………………………………………………………..25

Тестовые вопросы……………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности. 

     Командно-административная система - вид экономической системы и способ организации общественных отношений, для которого характерны: жёстокий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии.

       Существенной  характеристикой  КАС  является  всеобщее огосударствление экономической   жизни   общества.   Оно   проявилось,   прежде   всего,    в огосударствлении    собственности.     Общенародная,     по     конституциям социалистических   стран,   собственность    фактически    превратилась    в государственную, удельный вес которой в СССР,  например,  составлял  90%.  В результате   произошла   как   деформация   процесса   присвоения   объектов собственности,  так  и  результатов  ее  функционирования.   Декларированные субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся  –  были отчуждены  от  собственности,  т.к.  фактически  утратили  важнейшие  функции присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам  государственного управления и представлявшему  их  слою  распорядителей,  в  результате  чего государственная  собственность  утратила  обшественный  характер   и   стала персонифицированной.   Реальным    собственником    стала    административно- бюрократическая   верхушка    государственной    власти.    Огосударствлению подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и  личная.

       Так, непременным атрибутом кооперативной  собственности в СССР были:  система государсвенных закупок, даже в 80-е годы охватывающая 80-90%  всей  товарной продукции  колхозов;  безвозмездное  изъятие  доходов  колхозов   в   пользу государства;  регдаментация  государством    процесса   воспроизводства   на кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности  этот  процесс был связан с ограничениями со стороны государства  верхнего  потолка  личных доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало  стимулы  к труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.

       Закономерным результатом огосударствления основы экономической системы – собственности, стало огосударствление всех  структур  этой  системы.  Только государство стало  собственником  производственных  ресурсов  и  только  оно принимало экономические решения. Возник и укрепился  монополизм  государства в экономике,  политике,  социальной  сфере,  идеологии,  средствах  массовой информации.

       Следует отметить, что в КАС экономическая  власть  государства  не  имела развитой  правовой  базы  и  поэтому  не  являлась  правовой  властью.   Она опиралась  на   власть   госаппарата,   имеющего   свои   особые   интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы  человека - работника признавались лишь  в  той  степени,  в  какой  они  могли  служить реализации интересов власти.  Поэтому  характерной  чертой  такого  общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.

       Результатом КАС является тоталитарное государтсво.  Тоталитаризм  – это система насильственного политического господства,  характеризующаяся полным подчинеием общества власти господствующей элиты.  Можно выделить  следующие характерные черты тоталитаризма:

   1. единая идеология, мобилизующая  население;

   2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;

   3. государственная монополия на  средства массовой информации;

   4. репрессивная политическая система;

   5. всеобщее доминирование государственной собственности  на  все  средства производства.

       Предпосылкой  возникновения  тоталитаризма  явилось  положение  классиков марксизма о необходимости введения на переходный  период  от  капитализма  к социализму, для подавления сопротивления буржуазии, диктатуры  пролетариата.

       Но, как показал исторический опыт, в  течение  короткого  времени  диктатура пролетариата  может  превратиться  в  диктатуру  правящей  партии,  затем  в диктатуру узкого  круга  партийных  лидеров,  наконец,  в  диктатуру  одного человека.

       Существенной  чертой КАС является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.

       В  производстве  деформация  начинается  с  подмены  его  цели:   вместо удовлетворения потребностей общества ею  фактически  стало  накопление  ради накопления.  В   основе   управления   производственным   процессом   лежало директивное  планирование.  Система  централизованного   планирования   была создана  в  20-30-е  годы  и  не  претерпела  затем  никаких  принципиальных изменений. Она  была  разработана,  чтобы  обеспечить  стратегию  ускоренной индустриализации,  базирующуюся  главным  образом  на  быстрой   мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй  план вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования  лежали  такие принципы, как:

   1.   директивность – обязательность для исполнения;

   2.   адресность – доведение заданий до конкретного исполнителя;

   3. ценрализованность – распределение плановых заданий из единого центра.

       Централизованное  плановое  задание  включает  директивы  по   регионам, отраслям,  отдельным  предприятиям.  После  принятия  план  принимает  форму закона и его неисполнение ведет к административной,  уголовной  и  партийной ответственности. Социалистическому  планированию  теоретиками  приписывалось такое  существенное  свойство,  как  научность.   Но   на   практике   через планирование  реализовывались   политические   и   экономические   установки правящей партии и, как правило,  не  учитывались  объективные  экономические пропорции.  С  помощью   пятилетних   и   годовых   планов   Госкомитет   по планированию, отраслевые министерства, другие ведомства  пытались  управлять темпами экономического роста,  структурными  преобразованиями  в  экономике, распределением материальных ресурсов.  Но,  как  показал  опыт,  директивное централизованное планирование подавляет хозяйственную инициативу.

       В нормальной рыночной экономике  стимулом,  побуждающим  к  производству того или другого продукта, являются спрос  и  рыночная  цена.  В  КАС  таким стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются  цены,  нормы оплаты  труда,  прибыли  предприятия.  Для  выполнения   планового   задания выделяются   бесплатные    для    предприятия    ресурсы,    централизованно устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых  товаров.  Имея номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно  определить их  перечень   из   единого   центра   физически   невозможно.   Директивное планирование  как  метод  управления  народным   хозяйством   эффективно   в чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие  подобные  случаи, когда  нужно  быстро  сосредоточить  силы   и   средства   на   приоритетных направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства  сложность  и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки  централизованного планирования. Поэтому оно постепенно превратилось  в  тормоз  экономического развития.

       В производстве господствуют  предприятия-монополисты.  Слабо  работающим предприятиям не  дают  разориться,  а  поддерживают  их  «на плаву»,  путем перераспределения  прибыли  от  хорошо   работающих   предприятий.   Поэтому отсутствуют стимулы для эффективной работы и у отстающих, и  у  рентабельных предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые –  что  у  них все  равно  отберут  часть  прибыли  для  помощи   отстающим   предприятиям. Следовательно,  характерной  чертой  КАС  является  система   экономического иждивенчества.

       Каждый  потребитель жестко прикреплен к  «своему» поставщику, у  него  нет возможности выбора товаров  и  услуг,  поэтому  отсутствует  конкуренция  и возможность  выбора  товара  и   цены.   Повсеместно   господствует   диктат производителя над потребителем.

       В  условиях  централизованного   распределения   ресурсов   существовали

постоянные  завышенные  требования  предприятий  на  ресурсы.  Экономика,  как гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую.

       В производстве, как и  в  экономике  в  целом,  развивались  отношения патернализма: государство как собственник брало на себя  ответственность  за экономическое   положение   предприятий,   отраслей,   регионов,   отдельных трудящихся. В таких условиях деформируется природа  экономических  стимулов.

       Ими фактически выступают государственные  дотации, субсидии и  тому  подобные льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой.  Экономическое положение  предприятия  не  связано  с  его   рентабельностью.   Государство безвозмездно  компенсирует   предприятию   его   потери   и   избавляет   от необходимости бороться за свое существование.

       Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства  и в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР.

       При внешнем отсутствии безработицы  была скрытая безработица,  завышенные штаты работников практически на всех предприятиях, и как  следствие,  низкая повсеместная производительность труда.

       Финансовая  политика играла пассивную  роль:  она  замыкалась  на  задаче обеспечения    государственных    предприятий    финансовыми    средствами, необходимыми для выполнения  плановых  заданий,  которые устанавливались  в натуральных  показателях.  Кредитно-денежная   политика   также   не   играла активной, независимой роли. Монолитная  государственная  банковская  система кредитовала  предприятия  для  выполнения   плана,   принимала   вклады   от предприятий и населения и занималась  эмиссией  денег.  Средства  на  счетах предприятий контролировались отраслевыми министерствами и  потому  не  могли

использоваться  свободно. Процентные ставки поддерживались  на  очень  низком уровне и не играли  практически  никакой  роли  в  распределении  финансовых ресурсов.  Бюджетная  политика  была  подчинена  плану,  бюджетные  средства расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. Тем не менее,  до 80-х годов консервативная  бюджетно-налоговая политика  и административный контроль за расходами  предприятий  предотвращали  возникновение  серьезных макроэкономических перекосов.

       Чтобы повысить экономическую самостоятельность  предприятий и  обеспечить положительную  динамику  экономического   роста,   были   попытки   введения хозрасчета: предприятия должны  были  сами  окупать  свои  расходы  за  счет собственных доходов. Но хозрасчет носил формальный  характер,  так  как  все нормативы (по  размеру  прибыли,  оставляемой  предприятию,  величине  фонда зарплаты  и др.) устанавливались   из   центра.   Отсутствовало   свободное ценообразование.  Предприятия  получили   только   небольшую   экономическую свободу. Желаемый результат не был достигнут.

       В сельском  хозяйстве  произошла  алминистративная  коллективизация как результат  экспроприации  частной  собственности,  зачастую   насильственное объединение крестьян  в  колхозы  и  совхозы,  контролируемые  государством.

       Средства  из сельского хозяйтсва  в огромных  количествах выкачивались  для проведения  индустриализации.  Колхоники  длительное   время   работали   за трудодни и были лишены права покинуть свои хозяйства, т.к. им не  выдавались паспорта.

       В отношениях распределения основной недостаток КАС  заключается  в  том, что государство  является  монопольным  распределителем  основных  ресурсов: материальных, финансовых, природных, трудовых. Деньги  объективно  не  могли выполнять те же функции, что и в рыночной экономике.  Поэтому  распределение осуществляется не в соответствии  со  сложившимися  спросом  и  предложением ресурсов, а  по  усмотрению  государственных  органов  управления.  В  таких условиях процветает взяточничество.

       В рыночной экономике размер заработной  платы  определяется  в  процессе конкуренции с учетом соотношения спроса и предложения   на  рынке  труда.  В КАС  она  административно  устанавливается  и  ограничивается   государством посредством    нормативов,    поэтому     не     является     стимулом     к высокопроизводительному труду и проявляется  одновременно  в  уравниловке  и привилегиях.

Информация о работе Командно-административная система управления в России