Количественная и качественная концепции анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, доклад

Описание работы

Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических исследованиях, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия стратегий проявляются в теоретических установках исследователя, фокусе его интереса, отношении к исследуемому объекту, в процедурах сбора и интерпретации данных. «По мнению доктора физ.-мат. наук A.П. Михайлова (МГУ), свыше десяти лет работающего «на границе» между социологией и математикой, в дискурсе о количественных и качественных методах в социологии речь идет о двух культурах, устоявшихся в этих науках»

Работа содержит 1 файл

Kolichestvennaya_i_kachestvennaya_strategii.docx

— 27.72 Кб (Скачать)

Учитывая принципиальную разницу в исходных посылках, эти  подходы следует рассматривать  как взаимодополняющие. В исследовательской  практике уже давно существуют тенденции, объединяющие обе методики. Л.А. Лаба анализирует модели интегративной  исследовательской стратегии, объединяющей качественные и количественные методы исследования, сложившиеся в западной социологической литературе.

Первая модель – классическая фазовая модель интеграции количественного  и качественного методов была представлена в 50-е годы в работе А. Бартона и П. Лазарсфельда. Авторы предложили применять качественные методы исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны были быть проверены с помощью количественных методов. Другими словами, эта модель представляет собой расширенный вариант пилотного исследования.

Вторая модель – «методологическая  триангуляция» – более расширенная  модель интеграции методов. Согласно ей, качественный и количественный методы хотя и различны, но в определенном смысле методологически сопоставимы. Триангуляция может осуществляться: а) как сопоставление разных интерпретаций  трех различных исследований; б) как  сравнение интерпретаций с позиций  разных методов; в) как сопоставление  данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; г) как повторение результатов на том же объекте через определенный промежуток времени [4, с. 124-129]. Таким образом, исследовательская практика актуализирует проблему согласования, гармонизации и взаимодействия всех методов, которыми располагает современная социология, и на этой основе – повышения качества исследований.

Тема интеграции количественной и качественной методологии активно  обсуждается на социологических  форумах. В октябре 2004 г. редакция журнала  «Социологические исследования» провела  VI-e традиционные Харчевские чтения по теме «Методология количественного и качественного анализа: органическое единство или автономия». Участники чтений констатировали, что противостояние «количественников» и «качественников» в отечественной социологии ушло в прошлое, и сейчас в центр внимания следует поставить задачу их постепенного и толерантного сближения. «В этом отношении, как показала Г.Г. Татарова, следует обратить большее внимание на плодотворность практики симбиоза (взаимопроникновения) исследовательских практик, что, в частности, обсуждалось на страницах журнала «Социология: 4М» (№ 16 и 19 за 2004 г). Качественные методы существенно обогащают социологию, примерами чего были названы раскрытие креативного потенциала нарратива, актуализация проблемы учета факторов поля и поведения в поле» [6, с. 144]. Специалист в области измерения в социологии Ю.Н. Толстова предлагает «начать приводить в порядок понятийный аппарат, устранять неточности в учебной литературе, в переводах, а также освоить современные представления о математике… Постнеклассическая математика перестала быть чисто количественной и вообще далеко ушла от времен Ньютона. Сейчас социологам было бы весьма полезно усвоить мягкое моделирование, бесчисловую математику, включая те ее разделы, которые близки к художественной литературе, например, шкалирование, методы, используемые для замеров психологических состояний. Важна эта сторона подготовки социологов на фоне усилий постмодернистов удалять из социологии измерения, всякую математику» [6, с. 146].

Таким образом, несмотря на предпочтения той или иной стратегии, среди специалистов преобладает  толерантное отношение к иному  типу культуры социологического исследования. Более того, в практике исследований предпринимаются попытки интегрировать  разные стратегии. Очередными задачами в этом направлении являются: развитие категориально-понятийного аппарата, создание качественной учебной литературы, изменение государственного образовательного стандарта, внесение изменений в учебный процесс, подготовку социологов, освоение современных представлений о математических методах и измерении.

Литература

  1. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // Социологические исследования 2002. №10.
  2. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность): Курс лекций. Екатеринбург: «Деловая книга»; Бишкек: «Одиссей», 1997.
  3. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  4. Лаба Л.Я. Способы интеграции качесвенных и количественных методов в социологических исследованиях // Социологические исследования. 2004. №2.
  5. Романов П.В. Микроуровень социальной реальности: возможности междисциплинарного подхода // Социологические исследования. 2002. №3.
  6. Романовский Н.В. VI-е Харчевские чтения // Социологические исследования. 2005. №2.
  7. Семенова В. В. Качественные методы в социологии / Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Глава VI. М.: Добросвет, 1999.
  8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.
  9. Толстова Ю.Н. О системности социологических объектов // Социологические исследования. 2001. №7.
  10. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Львов: «Инициатива», 1998.

Информация о работе Количественная и качественная концепции анализа