Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, доклад
Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических исследованиях, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия стратегий проявляются в теоретических установках исследователя, фокусе его интереса, отношении к исследуемому объекту, в процедурах сбора и интерпретации данных. «По мнению доктора физ.-мат. наук A.П. Михайлова (МГУ), свыше десяти лет работающего «на границе» между социологией и математикой, в дискурсе о количественных и качественных методах в социологии речь идет о двух культурах, устоявшихся в этих науках»
Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических исследованиях, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия стратегий проявляются в теоретических установках исследователя, фокусе его интереса, отношении к исследуемому объекту, в процедурах сбора и интерпретации данных. «По мнению доктора физ.-мат. наук A.П. Михайлова (МГУ), свыше десяти лет работающего «на границе» между социологией и математикой, в дискурсе о количественных и качественных методах в социологии речь идет о двух культурах, устоявшихся в этих науках» [6, с. 147].
Культура – это сложное
многофункциональное явление, которое
интегрирует в себе специфический
способ деятельности, материальные и
духовные ценности, символы и стоящие
за ними смыслы, и творческий компонент,
связанный со способностью людей
развиваться в процессе своей
многообразной деятельности, в том
числе и профессиональной. Важными
элементами профессиональной культуры
являются профессионально значимые
теоретические и прикладные знания,
практические знания и умения, а
также профессиональное мышление, которое
во многом обуславливается технологией
и объективной логикой вида деятельности.
Применительно к культуре социологического
исследования большое значение имеет
стиль мышления ученого, ориентация
на ту или иную парадигму, навыки применения
различных методов
Можно утверждать, что на работу всех этих социологов оказали влияние идеи, которых они придерживались (функционалистские, модернистские и т.п.). Функционализм поддерживал консервативный взгляд на общество. Маркс был уверен, что революционные перемены были и возможными, и желательными. Вебер явно не одобрял некоторые аспекты бюрократии, которую он изучал.
Некоторые более современные
социологи высказали
Для исследования степени распространенности тех или иных значений признака в большой совокупности используется количественный подход, который характеризуется следующими особенностями:
«Количественные методы меньше
учитывают индивидуальный или субъективный
опыт. Их предпочитают те социологи, которые
используют системные или структурные
концепции. Количественные данные чаще
всего ассоциируются с
Развитие количественной
стратегии в социологических
исследованиях связано с
Значимую роль в развитии количественной стратегии сыграли труды П. Лазарсфельда, посвященные описанию количественных методов. Методологической базой количественной стратегии исследования являются предположения о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. Большое значение для количественной методологии, по мнению П. Лазарсфельда, имеет классификация – способ систематизации и упорядочивания разнообразных данных исследования. «Искусство классифицировать материал наглядно свидетельствует об уровне профессионализма социологов. Лазарсфельд неустанно повторял, что этому искусству необходимо учить студентов» [2, с. 135]. При этом Лазарсфельд подчеркивал, что методология не может быть сведена к количественным процедурам. Количественные методы в единстве с качественными позволяют смоделировать состояние социальной системы и развить метатеоретические представления.
Развитие качественной методологии
стало возможным благодаря
Изменения в отечественной
науке об обществе (и в самом
обществе), которые произошли в 1980-е
гг., характеризуются повышенным вниманием
к антропологическим
Качественная стратегия служит для изучения социальных проблем с точки зрения индивидуального, частного. Объектом исследования являются отдельные индивиды или узкое сообщество индивидов с их специфическими социальными характеристиками. Предметом изучения – социальные роли и их исполнение в конкретной практике повседневной жизни. «Качественные методы исследования используются для получения данных о личном опыте и о причинах социального поведения. При этом скорее учитывается индивидуальный опыт и чувства, чем то, как крупномасштабные общественные структуры влияют на людей. Каково, например, быть членом компании подростков, или изгоем в школе, или заключенным в тюрьме, или пациентом психиатрической больницы? Самыми обычными способами сбора качественной информации являются наблюдение и свободное интервью. Эти методы чаще используют социологи, придерживающиеся концепции социального действия, интеракционистской или феминистской точки зрения. Качественные данные чаще всего ассоциируются с интерпретационными методами исследования и обычно считаются более «обоснованными». Обоснованность в данном случае означает исследование, которое дает более правдивую, яркую картину изучаемого феномена. Качественные данные часто считают более обоснованными, чем количественные данные, но менее достоверными, то есть они с меньшей вероятностью будут применяться к тем людям или феноменам, которыеотличаются от исследуемых» [10, с. 434-435].
Качественный подход означает, что «результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов» [8, с. 223]. Это направление является отдельной областью социологии со своей методологией, идеологией, языком исследования, а также уровнем интереса: частное, локальное, микроанализ конкретных ситуаций.
Качественный подход отличается следующими особенностями:
Качественную стратегию
используют в том случае, если цель
исследования предусматривает определенное
понимание исследуемого феномена, не
требующее количественной интерпретации,
или в случае, когда исследуемые
феномены не поддаются точному измерению.
«Использование качественной стратегии
является приоритетным, если в фокусе
внимания исследователя находится
изучение своеобразия объекта; исследование
общей картины события или
случая в единстве его составляющих;
взаимодействие объективных и субъективных
факторов; изменение традиционных форм
социального существования
Качественные исследования
позволяют изучать новые
Решение о качественном исследовании принимают в следующих случаях.
Во-первых, если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракурсе объяснить «логику» функционирования индивидуального в социальных структурах.
Во-вторых, если проблема вообще не сформулирована, но лишь туманно просматривается (например, польские мигранты: одни успешны в адаптации, а другие – нет. Почему? Кто успешен? И т.д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследовали, так как составляющие не поддаются простому обнаружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос.
В-третьих, если необходимо детальное глубокое описание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко.
В-четвертых, если необходимо описание индивидов в естественной обстановке, в полевых условиях.
В-пятых, если требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий.
В-шестых, если для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследования, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не с позиции внешнего «научного эксперта». То есть при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практики жизни [8, с. 130].
Таким образом, качественное исследование используется в том случае, если цель его предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению.
Специалисты выделяют основные сферы применения качественных методов: девиантология, гендерные исследования, социология семьи, социология личности, социология культуры, индустриальная социология, социология политики, изучение социальной мобильности, урбанистика, социология социальных изменений и др.
Для проведения качественного исследования используют 7 тактик, под которыми понимаются способы подхода к данным (как исследовать): кейс-стади, этнографическое исследование, историческое исследование, история жизни, история семьи, восхождение к теории или grounded theory [8, с. 80-101].
Основными методами сбора информации являются наблюдение, свободное интервью (глубинное или нарративное) или полуструктурированное интерью (биографическое, лейтмотивное, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов.
В российском социологическом сообществе сложились определенные предпочтения той или иной стратегии. Однако в связи с этим возможны перекосы, одностороннее восприятие социальной реальности. «Качественники», по мнению Е.С. Балабановой, часто увлекаются описанием, а «количественники» – самодостаточностью цифр [1, с. 11-16]. Между тем, результаты качественных исследований должны проверяться на репрезентативных выборках, но нельзя допускать избегать необоснованной тотальной математизации социальных процессов, ухода от объяснения социальной реальности к поиску числовых закономерностей ее функционирования [9, с. 119-131]. Стоит согласиться с мнением специалистов, которые считают, что достижение комплексности социологического исследования возможно лишь при сочетании «мягких» и «жестких» методик сбора и анализа данных.
Информация о работе Количественная и качественная концепции анализа