Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:31, реферат
Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда .человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства. Работник - сторона трудового договора, которая выполняет определенную работу для другой стороны (работодателя) за определенное вознаграждение.
1. Основные понятия…………………………………………………………3
2. Персонал как объект управления…………………………………………5
3. Классификация персонала по категориям работников………………….7
Список литературы………………………………………………………….13
3. Классификация персонала по категориям работников………………….7
Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений оказали воздействие на формирование на основе процессов практической деятельности по управлению кадрами науки управления персоналом.
Управление персоналом – наука, зародившаяся в конце XIX в. в США, а ранее развивавшаяся в рамках других наук (психологии и социологии, экономики, экономики предприятия, организационного поведения, конфликтологии, экономики труда). В США развитие данной науки проходило в русле бихевиористского подхода, и выделение в самостоятельную область знания завершилось к 1960-м гг. В дореформенной России специальной науки управления персоналом не существовало, отсутствовала важнейшая база ее предмета – рыночная среда, тем не менее управление трудовыми отношениями исследовалось также в рамках экономических, социологических и психологических наук. Наиболее близко к управлению персоналом расположена наука «Экономика предприятия».
Персонал (от лат. personalis – «личный») представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев.
Необходимо представить следующие признаки персонала – это наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно (юридически) оформлены; обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т. п.); целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.
Также в кадровое поле организаций, не являясь персоналом, могут входить акционеры, не работающие в данной организации, и совет директоров, консалтинговые, аудиторские и контролирующие организации, заключившие договор на определенное время или на выполнение оговоренных работ.
Персонал организации можно классифицировать по некоторым качественным признакам:
1) по месту в управленческой структуре персонал можно подразделить на руководителей (высшего звена, заместителей, среднего звена, линейных), специалистов (юристов, экономистов, психологов, маркетологов и пр.), технический персонал, рабочих (основных, вспомогательных), обслуживающий персонал (уборщиков, грузчиков и т. п.);
2) по профессиональной структуре – инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты и пр.;
3) по уровню квалификации – например, рабочие 1 – 6 разрядов;
4) по половозрастной структуре – мужчины, женщины; работники разных возрастных групп;
5) по стажу работы – общему и специальному, работники с общим или специальным стажем работы (1 год, 5, 10, 25 лет и т. д.);
6) по уровню образования – работники с ученой степенью, высшим, неоконченным высшим, средним специальным, средним, неоконченным средним образованием – и прочие классификационные признаки[3].
3. Классификация персонала по категориям работников
Классификация персонала организации по какому-либо признаку: в зависимости от профессии или специальности работника (функциональный признак); от занимаемой должности (административно-правовой); в зависимости от роли работника в процессе принятия решения (технологический); по характеру труда. В РФ базовой является классификация по категориям работников, предложенная в 1980-х гг. и развитая в условиях рынка труда. Эта классификация предусматривает выделение двух основных К. п. по их участию в процессе производства или управления: рабочих и служащих. Рабочие, или производственный персонал, делятся на основных и вспомогательных. Служащие, или управленческий персонал, делятся на руководителей (директор, генеральный директор, президент, начальник отдела, заместитель директора, начальник цеха, мастер и др.); специалистов (экономист, бухгалтер, юрист, инженер, психолог и др.); технических исполнителей (машинистка, оператор, курьер, кладовщик, официантка и др.). Деление персонала организации на категории проводится в соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых должностей рабочих" (1996) и является обязательным для предприятий бюджетной сферы. Может применяться и для организаций других секторов экономики[4].
В состав промышленно-производственного персонала можно выделить следующие категории работников:
рабочие, которые не однородны по своему составу и классифицируются по ряду признаков (см. табл.1.1.);
Таблица 1.1.
Классификация рабочих промышленных предприятий
Классификационный признак | Классификационные группы рабочих |
профессия | токарь, слесарь, фрезеровщик и т.п. |
степень участия в производственном процессе | основные рабочие, вспомогательные рабочие |
формы оплаты труда | рабочие-сдельщики, рабочие-повременщики |
уровень квалификации | рабочие с 1-го по 8-ой разряд |
руководители, специалисты и служащие, которые принимают косвенное участие в процессе производства, выполняя разнообразные функции, определенные профилем их деятельности и уровнем в управленческой иерархии; данная категория персонала имеет достаточно разветвленную классификацию, представленную в табл. 1.2;
младший обслуживающий персонал, обеспечивающий поддержание санитарно-гигиенических условий на предприятии (работники душевых, гардеробных, уборщики помещений);
Таблица 1.2.
Классификация руководителей, специалистов и служащих
Классификационный признак | Классификационная группа |
Руководители | |
вид выполняемой функции | линейные руководители (директор предприятия начальник цеха, мастер, бригадир); руководители функциональных служб (начальник планово-экономического отдела, начальник отдела управления персоналом и др.) |
уровень иерархии в системе управления | руководители высшего звена (директор предприятия, главный инженер); руководители среднего звена (начальник цеха, начальник отдела); руководитель низшего звена (мастер, бригадир) |
уровень образования | руководители с высшим образованием; руководители со средним специальным образованием; практики |
Специалисты | |
специальность | конструктор, технолог, экономист по труду, экономист по планированию производства, бухгалтер и др. |
профиль деятельности | специалисты технического профиля (конструктор, технолог, инженер по механизации и автоматизации производства, ...); специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер, финансист, менеджер персонала, экономист по маркетингу,...); специалисты административно-хозяйственного профиля (инженер по охране труда и технике безопасности, начальник административно-хозяйственного отдела,...) |
уровень образования | специалисты с высшим образованием, специалисты со средним специальным образованием; практики |
уровень квалификации (категория) | специалист 3 категории (только для специалистов технического профиля); специалист 2 категории; специалист 1 категории; ведущий специалист; главный специалист |
Служащие | |
вид деятельности | технические работы (делопроизводитель, секретарь-машинистка, лаборант, архивариус, контролер,...) |
Информация о работе Классификация персонала по категориям работников