Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 09:40, реферат
В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат.
Хотя усовершенствования в кайдзен невелики и постепенны, через некоторое время их внедрение дает поразительные результаты. Кайдзен объясняет, почему японские компании не останавливаются в своем развитии. Западный менеджмент, между тем, привержен инновациям — масштабным изменениям для достижения технологических прорывов, новейшим концепциям менеджмента или производственным технологиям. Инновация предполагает кардинальное изменение, на котором сосредоточено основное внимание.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Сущность «Кайдзен» 4
Глава 2. Принципы «Кайдзен» 7
Глава 3. «Кайдзен» и менеджмент 14
Глава 4. Приживется ли система кайдзен в России? 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Рис. 1.3. При этом большинство западных менеджеров видит распределение функций так, как это показано на рис. 1.4. Здесь остается мало места для концепции кайдзен.
Рис. 1.4.
Западное понимание распределения рабочих
функций
Иногда в области индустрии высоких технологий можно встретить иной тип менеджмента, показанный на рис. 1.5. Это компании, которые внезапно появляются, бурно развиваются и столь же быстро исчезают, когда их первый успех идет на убыль или меняется ситуация на рынке.
Рис. 1.5.
Распределение функций при ориентации
на инновации
Худшие компании — это те, что сосредоточены исключительно на поддержании и не видят внутренних стимулов для кайдзен или инноваций. Конкуренция и изменение условий рынка вынуждают их менеджмент к изменениям, но при этом он не представляет себе, в каком направлении надо идти.
Поскольку
кайдзен — непрерывный процесс,
в котором участвуют все
Рис. 1.6.
Иерархия вовлеченности персонала в кайдзен
Глава
4. Приживется ли система кайдзен в России?
Значение системы кайдзен для российского предпринимательства огромно. Финансовые и маркетинговые вопросы руководители успешных компаний уже научились решать. Однако отечественная продукция неконкурентоспособна во многом из-за того, что при ее производстве возникают очень высокие издержки. Кроме того, большая часть выпускаемых товаров не соответствует мировым стандартам по качеству. Впрочем, даже если компания делает качественные продукты и продает их по приемлемым ценам, она все равно отстает от лидеров мирового бизнеса. Ведь все логистические вопросы — от закупки материалов и комплектующих до поставки готовых товаров заказчикам — в России находятся в допотопном состоянии.
Самое большое препятствие, которое может мешать распространению практики кайдзен в нашей стране, кроется в сознании самих предпринимателей. За предыдущие годы многие компании совершили колоссальный рывок в своем развитии. Еще несколько лет назад некоторых из них просто не было, а сейчас они завоевали целые рынки и их называют чуть ли не «великими». Естественно, что, окрыленные быстрым успехом, они продолжают стремиться к тому, чтобы ухватить все и сразу, здесь и сейчас. Идеология же кайдзен предполагает методичное, постепенное и долгосрочное совершенствование отдельных элементов. Внедрение этой системы может дать видимый эффект через несколько лет. На что многие отечественные предприниматели говорят: «Нет. Мы хотим получить результат уже завтра».
Кроме того, наших соотечественников долгие десятилетия приучали к тому, что если делать, то только большие дела: «развернуть реки вспять», «посадить сады на Марсе»… В восточной культуре все по-другому. Например, в японских школах есть предмет, который называется «малое дело». Людей с детства учат тому, что и малое и большое дело одинаково значимы и что от мелких недоработок могут возникать большие проблемы. Мы же любим повторять, что «бес кроется в деталях», но мало делаем для того, чтобы шаг за шагом устранять небольшие недочеты в работе.
Пока кайдзен в России внедряют только крупные предприятия — ГАЗ, РУСАЛ. Так как эта система зародилась в компании Toyota, ее в основном пытаются применять на автомобильных заводах и других производственных предприятиях. Вместе с тем она может эффективно работать в любой компании, создающей собственный товар или услугу. Например, в банке гембой является операционный зал. В гостинице — место, где встречают клиентов…
Так что система кайдзен применима для компаний любого размера и в любых отраслях. Ведь суть этого метода — то, как люди относятся к своей работе, то, как они воспринимают ценность, которую создают для клиента.
Еще
одна проблема заключается в том,
что до недавнего времени в
России не было достаточного количества
информации о кайдзен — книг,
публикаций. Кроме того, в нашей
стране пока нет российских специалистов,
изнутри знающих особенности этой системы.
Мы стремимся ликвидировать этот пробел.
В школе бизнеса МГУ ведется подготовка
менеджеров, которые посещают занятия
с иностранными преподавателями и проходят
практику на предприятиях, внедряющих
кайдзен. Нашим студентам, обучающимся
по программе MBA, мы также рассказываем
о том, что это такое. Когда они станут
руководителями, многие начнут применять
кайдзен или отдельные элементы этой японской
системы в своих компаниях. Этот процесс
наверняка пойдет. Но в целом, чтобы система
кайдзен прижилась в России, нужно время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, главная мысль кайдзен фокусируется вокруг постоянного беспрерывного совершенствования процесса. Любого процесса, как на работе, так и в личной жизни. И в этом плане кайдзен, пожалуй, лучше всего описывает подход японских компаний, который так тщательно изучали в Европе и США в 80-е годы.
Успех
японцев во многом основан на философии,
которую они исповедуют – философии
постоянного, неторопливого
Кайдзен – это процесс, который является нормой в Японии. Его не изучают так пристально, как в Европе или США, так как отношение к делу, где сотрудники, группы и процессы подвергаются постоянному совершенствованию, является нормой для любого японца, не представляющего как можно жить иначе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ