Кайдзен как метод управленья людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 09:40, реферат

Описание работы

В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат.
Хотя усовершенствования в кайдзен невелики и постепенны, через некоторое время их внедрение дает поразительные результаты. Кайдзен объясняет, почему японские компании не останавливаются в своем развитии. Западный менеджмент, между тем, привержен инновациям — масштабным изменениям для достижения технологических прорывов, новейшим концепциям менеджмента или производственным технологиям. Инновация предполагает кардинальное изменение, на котором сосредоточено основное внимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Сущность «Кайдзен» 4
Глава 2. Принципы «Кайдзен» 7
Глава 3. «Кайдзен» и менеджмент 14
Глава 4. Приживется ли система кайдзен в России? 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Реф.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Рис. 1.3. При этом большинство западных менеджеров видит распределение функций так, как это показано на рис. 1.4. Здесь остается мало места для концепции кайдзен.

 

Рис. 1.4. Западное понимание распределения рабочих функций 

     Иногда  в области индустрии высоких  технологий можно встретить иной тип менеджмента, показанный на рис. 1.5. Это компании, которые внезапно появляются, бурно развиваются и столь же быстро исчезают, когда их первый успех идет на убыль или меняется ситуация на рынке.

 

Рис. 1.5. Распределение функций при ориентации на инновации 

     Худшие  компании — это те, что сосредоточены  исключительно на поддержании и  не видят внутренних стимулов для  кайдзен или инноваций. Конкуренция  и изменение условий рынка вынуждают их менеджмент к изменениям, но при этом он не представляет себе, в каком направлении надо идти.

     Поскольку кайдзен — непрерывный процесс, в котором участвуют все сотрудники компании, то менеджеры любого уровня, так или иначе, занимаются кайдзен. Это показано на рис. 1.6.  
 
 
 
 
 

        

Рис. 1.6. Иерархия вовлеченности персонала в кайдзен 

 

     

     Глава 4. Приживется ли система кайдзен в России? 

     Значение  системы кайдзен для российского предпринимательства огромно. Финансовые и маркетинговые вопросы руководители успешных компаний уже научились решать. Однако отечественная продукция неконкурентоспособна во многом из-за того, что при ее производстве возникают очень высокие издержки. Кроме того, большая часть выпускаемых товаров не соответствует мировым стандартам по качеству. Впрочем, даже если компания делает качественные продукты и продает их по приемлемым ценам, она все равно отстает от лидеров мирового бизнеса. Ведь все логистические вопросы — от закупки материалов и комплектующих до поставки готовых товаров заказчикам — в России находятся в допотопном состоянии.

     Самое большое препятствие, которое может  мешать распространению практики кайдзен  в нашей стране, кроется в сознании самих предпринимателей. За предыдущие годы многие компании совершили колоссальный рывок в своем развитии. Еще несколько лет назад некоторых из них просто не было, а сейчас они завоевали целые рынки и их называют чуть ли не «великими». Естественно, что, окрыленные быстрым успехом, они продолжают стремиться к тому, чтобы ухватить все и сразу, здесь и сейчас. Идеология же кайдзен предполагает методичное, постепенное и долгосрочное совершенствование отдельных элементов. Внедрение этой системы может дать видимый эффект через несколько лет. На что многие отечественные предприниматели говорят: «Нет. Мы хотим получить результат уже завтра».

     Кроме того, наших соотечественников долгие десятилетия приучали к тому, что  если делать, то только большие дела: «развернуть реки вспять», «посадить сады на Марсе»… В восточной культуре все по-другому. Например, в японских школах есть предмет, который называется «малое дело». Людей с детства учат тому, что и малое и большое дело одинаково значимы и что от мелких недоработок могут возникать большие проблемы. Мы же любим повторять, что «бес кроется в деталях», но мало делаем для того, чтобы шаг за шагом устранять небольшие недочеты в работе.

     Пока  кайдзен в России внедряют только крупные предприятия — ГАЗ, РУСАЛ. Так как эта система зародилась в компании Toyota, ее в основном пытаются применять на автомобильных заводах и других производственных предприятиях. Вместе с тем она может эффективно работать в любой компании, создающей собственный товар или услугу. Например, в банке гембой является операционный зал. В гостинице — место, где встречают клиентов…

     Так что система кайдзен применима  для компаний любого размера и  в любых отраслях. Ведь суть этого  метода — то, как люди относятся  к своей работе, то, как они  воспринимают ценность, которую создают для клиента.

     Еще одна проблема заключается в том, что до недавнего времени в  России не было достаточного количества информации о кайдзен — книг, публикаций. Кроме того, в нашей  стране пока нет российских специалистов, изнутри знающих особенности этой системы. Мы стремимся ликвидировать этот пробел. В школе бизнеса МГУ ведется подготовка менеджеров, которые посещают занятия с иностранными преподавателями и проходят практику на предприятиях, внедряющих кайдзен. Нашим студентам, обучающимся по программе MBA, мы также рассказываем о том, что это такое. Когда они станут руководителями, многие начнут применять кайдзен или отдельные элементы этой японской системы в своих компаниях. Этот процесс наверняка пойдет. Но в целом, чтобы система кайдзен прижилась в России, нужно время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, главная мысль кайдзен  фокусируется вокруг постоянного беспрерывного  совершенствования процесса. Любого процесса, как на работе, так и  в личной жизни. И в этом плане  кайдзен, пожалуй, лучше всего описывает подход японских компаний, который так тщательно изучали в Европе и США в 80-е годы.

     Успех японцев во многом основан на философии, которую они исповедуют – философии  постоянного, неторопливого совершенствования  всех процессов. Если на Западе компании предпочитают меняться за счет инноваций – больших, но редких преобразований, то в Японии принят совершенно иной подход, согласно которому компании меняются на протяжении всей своей жизни. Все время, незаметно, медленно, совершенствуясь каждую минуту.

     Кайдзен – это процесс, который является нормой в Японии. Его не изучают  так пристально, как в Европе или  США, так как отношение к делу, где сотрудники, группы и процессы подвергаются постоянному совершенствованию, является нормой для любого японца, не представляющего как можно жить иначе.

  
 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Имаи, М. Гемба  кайдзен : путь к снижению затрат и повышению качества / М. Имаи. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 345с.
  2. Имаи, М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. Имаи. - Альпина Бизнес Букс, 2005. – 271с.
  3. Имаи, М. Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. – 2008. - № 1. – С. 13-17.
  4. Каору, И. Японские методы управления качеством / И. Каору. – М.: Экономика, 2004. – 215с.
  5. Веллингтон, П. Стратегии кайзен для успешных продаж / П. Веллингтон. – СПб: Питер, 2004. – 272с.
  6. Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / М. Коленсо. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 175с.
  7. Куликов, Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Г.В. Куликов. – М.: Экономика, 2000. – 247с.
  8. Мельникова, Е.В. Улучшения в стиле кайдзен / Е.В. Мельникова // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3. - С. 8-11.
  9. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. – Н. Новгород : СМЦ «Приоритет», 2002. – 206с.
  10. Оу, И. Японский менеджмент: прошлое, настоящее и будущее / И. Оу. – М.: Эксмо, 2007. – 160с.
  11. Кайдзен для рабочих / Группа разработчиков издательства Productivity Press. - М. Изд-во ИКСИ, 2009. – 152с.

Информация о работе Кайдзен как метод управленья людьми