Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:38, реферат
Проводимые в России реформы в системе государственного управления направлены на повышение эффективности управленческих решений, предоставляемых государственных услуг. Наряду с этим, они призваны повысить общественное доверие к органам власти, создать профессиональную среду, способную конкурировать с частным сектором за привлечение опытных специалистов. Оценки административной реформы, результаты которой публикуются в различных изданиях, позволяют говорить о том, что не все задуманное реализовано.1
Стратегической целью государственной кадровой политики является создание кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентноспособность в международном разделении труда. Стратегическим направлением государственной кадровой политики является усиление роли государства в реализации конституционных гарантий свободного развития и использования гражданами профессиональных способностей, создании оптимальных условий для раскрытия возможностей человека.
Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности кадрового потенциала в системе административного управления………..........................................................................................4
1.1. Понятие и состав кадрового потенциала в системе административного менеджмента…………………………………………………………...…..4-6
1.2. Состояние трудовых ресурсов и система подготовки кадров………7-9
1.3. Методы и инструменты формирования кадрового потенциала…....10-13
2. Cостояние кадрового потенциала в системе административного управления и перспективы его развития в России………….……….14
2.1. Подготовка кадров для государственной службы……………….….14-17
4. Заключение………………………………………………………......…17-19
Список используемой литературы……………………………………...20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Особенности кадрового
потенциала в системе
административного
управления……….................
1.1. Понятие
и состав кадрового потенциала
в системе административного
менеджмента…………………………………………………
1.2. Состояние трудовых ресурсов и система подготовки кадров………7-9
1.3. Методы и
инструменты формирования
2. Cостояние кадрового потенциала в системе административного управления и перспективы его развития в России………….……….14
2.1. Подготовка
кадров для государственной
4.
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………...20
Введение
Проводимые
в России реформы в системе
государственного управления направлены
на повышение эффективности
Стратегической
целью государственной кадровой
политики является создание кадрового
потенциала России как важнейшего интеллектуального
и профессионального ресурса
российского общества, обеспечивающего
социально-экономическое
От
состояния кадрового потенциала, уровня
компетенции государственных служащих
напрямую зависит успех экономических
и социальных реформ в России. В этой связи
значительно возрастают требования к
кадровому составу, его потенциальным
возможностям, необходимости разработки
объективных методик, направленных на
оценку возможностей сотрудников, что
до настоящего времени остается мало разработанным
вопросом, как в теории, так и на практике.
1. Особенности кадрового потенциала в системе административного управления
1.1. Понятие и состав кадрового потенциала в системе административного менеджмента
Кадровая политика, является одним из элементов управления персоналом, определяет генеральную линию и принципиальные установки в стратегии работы с персоналом.2 Из этого положения следует, что понятие «кадры», можно трактовать как основной, штатный состав организации, обладающий необходимыми способностями для выполнения ее задач.3
Для понятия «кадры» принципиально важными являются: во-первых, наличие специальных, приобретенных качеств - профессиональных способностей. Они формируются как в процессе специального обучения, так и в процессе длительной специализации в конкретном виде деятельности; во-вторых, наличие постоянного статуса в организации в соответствии с предписанной социальной ролью (должностью), рабочим местом. Первый признак характеризует качественную сторону кадров организации, а второй - статус человека в организации. Наличие первого признака является необходимым, но недостаточным условием признания кадровости человека в организации. Достаточность кадровости определяет второй признак, в то же время он не может характеризовать качественный атрибут - наличие профессиональных способностей, необходимых для выполнения задач организации. С потерей этого признака человек перестает быть кадром организации.
Таким
образом, кадровый потенциал можно представить
в виде характеристики профессиональных
возможностей трудоспособных граждан
участвовать в профессиональных видах
деятельности организации.
В
теории административного менеджмента
под кадровым составом, прежде всего,
подразумеваются «
К
кадрам управления относятся работники,
профессиональная деятельность которых
полностью или преимущественно
связана с выполнением функций
по управлению социально-экономическими
процессами. По существующей базовой
классификации кадры
специалисты и обслуживающий персонал.
Руководители в зависимости от объема и характера реализуемых функций дифференцируются на линейных и функциональных. Линейные руководители отвечают за реализацию всех функций по управлению конкретным подразделением или организацией в целом (глава администрации, начальник управления по ЖКХ и т. д.). Функциональные руководители отвечают за реализацию определенных функций и возглавляют соответствующие функциональные службы (начальник комитета (отдела) по экономике, начальник отдела по управлению имуществом и т. д.).
Наиболее многочисленную группу составляют специалисты. К ней относятся работники, непосредственно участвующие в разработке, подготовке и реализации конкретных управленческих решений. Основной результат их труда - создание новой информации, необходимой для осуществления процессов управления.
К группе обслуживающего персонала относятся работники, отвечающие за своевременную техническую обработку информации: упорядочение, учет, хранение, размножение, выдачу, пересылку и т. д.
По мере развития административного менеджмента, требования к кадровому составу изменяются.
1.2. Состояние трудовых ресурсов и система подготовки кадров
Следует признать, что система образования и повышения квалификации кадров не в состоянии удовлетворить требования, которые предъявляются к ней работодателями, будь то государство или бизнес. Проблемы, на которые жаловались управленцы и предприниматели – слабый спрос на отечественную продукцию, нехватка инвестиционных ресурсов, недостаток оборотных средств, все в большей мере дополняются тревогой за состояние трудовых ресурсов. Не только бизнес, но и государство в лице руководителей экономических министерств готовы платить большие деньги, чтобы привлечь необходимых специалистов, но часто их просто нет на рынке труда. Из-за подобного дефицита ценность хорошего специалиста возрастает многократно. Мобильность трудовых ресурсов непрерывно усиливается, а учитывая, что вознаграждение за труд у нас и в развитых странах отличается существенно, лучшие кадры выталкиваются за границу. В результате отечественная экономика рискует лишиться одного из немногих своих конкурентных преимуществ – более или менее дешевых квалифицированных трудовых ресурсов.
На многих предприятиях бережное отношение к своим работникам не стало нормой управленческой жизни. В большинстве компаний нет ни программ развития персонала, ни продуманных систем мотивации, ни работоспособных схем поиска и оценки работников. Неслучайно руководители рекрутинговых агентств жалуются на отсутствие внятных пожеланий у многих отечественных заказчиков.
Существующая система подготовки кадров, профессионально-технического образования не позволяет готовить специалистов, приспособленных к рыночным условиям функционирования экономики. Прежде всего, это касается подготовки квалифицированных управленцев высшего звена, которых на западе именуют топ-менеджерами. При нынешних схемах подготовки, апробированных мировым опытом, на обучение таких специалистов необходимо 10-15 лет.
Реформы 90-х годов сопровождались существенными потерями кадрового потенциала страны, прежде всего его физической, интеллектуальной, социальной и технико-технологической составляющих. Руководители государственных предприятий, а тем более частных фирм все чаще с тревогой говорят, что снижаются физические характеристики кадрового потенциала. Причины этого явления – в обнищании многих категорий работающих, ухудшении их здоровья, качества питания, уровня медицинского обслуживания и т.д. Вследствие разрушения социальной сферы, снижения престижа профессиональных высокоинтеллектуальных кадров ослаблен социальный потенциал страны, уменьшилась численность занятых в экономике и ее ведущих отраслях (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство). Падает интеллектуальный ресурс не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в науке, где число занятых за последние 10 лет уменьшилось в 2-3 раза.
Ухудшилась техническая вооруженность кадров. В результате кадровый потенциал используется нерационально, не в полной мере отвечает задачам социально-экономического развития общества. Государственное регулирование трудовых и кадровых отношений фактически не имеет эффективных механизмов. Отмена обязательного общего среднего образования, платность многих его видов снижают интеллектуальные характеристики кадрового потенциала России. В стране практически разрушены системы подготовки квалифицированных рабочих и повышения квалификации специалистов в области техники и технологии.
Неудовлетворенность кадров отношением к профессиональным способностям в обществе в целом, а также уровнем оплаты труда, отношением работодателя к личности специалиста и неспособностью государства обеспечить условия реализации конституционных гарантий граждан на свободное использование и распоряжение способностями в последнее десятилетие повлекли за собой большой отток квалифицированных специалистов за рубеж. По отношению к кадровому потенциалу России активно выстраивается кадровая политика промышленно развитых стран.
Эти и другие факторы ослабляют позиции России в мировом сообществе, способствуют углублению кризисных явлений, отставанию страны от требований постиндустриального общества XXI в.
С другой стороны, формирование и развитие кадрового потенциала в основе своей обеспечиваются созданной в предшествующие годы системой профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. В высших и средних учебных заведениях обучается около 7 млн студентов. Сохраняется высокий образовательный уровень кадров предприятий и организаций. В ряде отраслей почти 2/3 занятых в экономике имеют специальное образование. В результате рыночных преобразований возник ряд новых факторов, влияющих на улучшение кадрового потенциала. Среди них – развитие частнособственнической инициативы и предпринимательства, вовлечение в этот процесс многих талантливых молодых людей, раскрепощение труда и конкуренция рабочей силы на рынке труда, подготовка для рыночной экономики многочисленных кадров предпринимателей, финансистов, менеджеров, государственных и фирменных служащих.
Наблюдается
рост численности в сферах, связанных
с обслуживанием населения (торговля,
общественное питание, индивидуальные
услуги, защита граждан и собственности),
экономике (финансы, банковское дело),
управлении, а также в отдельных
отраслях промышленности (энергетика,
цветная металлургия). В этих отраслях
сократилось количество неквалифицированных
рабочих. Возросла численность специалистов
с высшим образованием в ряде ведущих
отраслей, растет численность студентов
по профилю промышленности, транспорта,
связи, сельского хозяйства, экономики,
права, просвещения.
1.3. Методы и инструменты формирования кадрового потенциала
Ключевыми в формировании кадрового потенциала в системе государственного и муниципального управления, являются методы отбора работников, критерии их продвижения по службе, принципы организации их труда и рабочего времени, определение жалованья, система увольнения.
Среди методов отбора работников на замещения должностей в администрациях обычно выделяют два метода: выборы и назначение на определенную должность. Эти два метода, в принципе, могут быть использованы для всех трех групп кадров управления.
Если речь идет о выборах на конкретную должность, то необходимо понимать, что любые выборы несут в себе элемент конкурсности. Поэтому, объявляя конкурс, например, на замещение какой-либо должности (руководителя службы или секретаря-референта), мы реализуем метод выборов. Назначение на должность также характерно для любых должностей в администрации муниципального образования. Исключение составляет должность главы администрации (мэра) муниципального образования, которая требует проведения выборов.