Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа
Актуальность исследования. В период социально-политических изменений Российская Федерация столкнулась с рядом проблем политического, экономического, социального и культурного характера. Данные проблемы имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство существующей системы государственного управления1. Это обусловлено тем, что управление политическими процессами требует изменения характера и принципов деятельности органов государственной власти.
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 20
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ 22
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 58
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 92
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 95
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИИЧЕСКИЙ СПИСОК 160
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГЛАВА 2.
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152 БИБЛИОГРАФИИЧЕСКИЙ СПИСОК 160 ПРИЛОЖЕНИЕ 171 |
Введение к работе: |
Актуальность
исследования. В период социально-политических
изменений Российская Федерация столкнулась
с рядом проблем политического, экономического,
социального и культурного характера.
Данные проблемы имеют в своей основе
множество причин, среди которых одна
из важнейших - несовершенство существующей
системы государственного управления1.
Это обусловлено тем, что управление политическими
процессами требует изменения характера
и принципов деятельности органов государственной
власти. Властным структурам в условиях
социально-политической трансформации
необходим комплекс управленческих механизмов
и инструментов, дающих возможность не
только адекватно реагировать на требования
внешней среды, но и эффективно управлять
изменениями.
Согласно оценке экспертов по критерию эффективности управления Россия занимает 102 место в мире из 150 возможных, а по качеству государственного регулирования - 158 место из 168 проанализированных стран2. Административная реформа, направленная на упорядочение государственных функций, системы органов власти и изменение роли государства в общественной жизни, требует кардинального изменения принципов функционировании органов власти. Поэтому неэффективность государственного аппарата является наиболее важным вопросом ежегодных президентских посланий. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года отмечается, что «задачей номер один по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставления ими качественных публичных услуг населению»3. Современные политические и социальные реалии требуют осмысле- 1 См.: Россия по качеству государственного управления занимает 131 место в мире // . . 3 Послание Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета от 26.05.2005 г. ния места и роли органов власти в политической системе, выделение параметров, определяющих качество государственного управления в условиях социально-политической трансформации. От эффективности деятельности органов власти во многом зависит характер преобразований в политической системе, обусловливающих степень восприятия универсальных норм и целей социально-политического развития. В то же время в деятельности властных структур, непосредственно задействованных в реализации государственных и социальных интересов, сохраняются гипертрофированные черты командно-административной системы, клиентелизм, протекционизм в решении кадровых вопросов, отсутствуют институциализированные структуры по управлению человеческими ресурсами, имеющийся кадровый потенциал не трансформируется в соответствующее качество государственного управления. Проблема повышения эффективности деятельности органов власти неразрывно связана с профессиональной организацией, качественной подготовкой кадров и решением научно-методического обеспечения функционирования органов власти. Особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с развитием кадрового потенциала, внедрением инновационных технологий управления кадровыми процессами, в том числе развития кадрового потенциала. Однако в науке и управленческой практике еще не выработаны достаточно обоснованные критерии комплексной оценки кадровых процессов, отсутствует концептуальная основа управления человеческими ресурсами в органах власти. Управление кадровыми
процессами посредством модификаций
количественных характеристик кадрового
состава органов сте политических
и социальных преобразований, разработки
и внедрения технологий управления человеческими
ресурсами. Таким образом, для перехода
государственного управления и, как следствие,
страны на качественно новый уровень функционирования
в соответствии с требованиями процессов
политической модернизации, необходимо
контекстуализировать деятельность его
государственно- Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, потребностью
углубленного исследования деятельности
органов государственной власти
в политической системе общества,
определения объективных во-вторых, поиском эффективных путей, способов, механизмов оптимизации государственного управления в соответствии с направлениями административной реформы в России; в-третьих, потребностью органов государственной власти в проработке взаимосвязанных проблем кадрового обеспечения в новых политических условиях, в формировании практикоориентированных технологий управления человеческими ресурсами, направленных на повышение эффективности деятельности и развитие кадрового потенциала органов государственной власти. Актуальность выделенной проблематики обостряется и тем, что проблема повышения эффективности деятельности органов государственной власти посредством развития кадрового потенциала является недостаточно развитой тематикой научных исследований, что предопределило основные направления диссертационного исследования. Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы развития кадрового потенциала рассматриваются в различных отраслях научного знания. Однако данные исследования носят разрозненный характер, отсутствует комплексный анализ и целостная концепция развития управления человеческими ресурсами в органах государственной власти. Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что идет осмысление политических изменений, поиск научных подходов к организации государственного управления в современных социально-политических условиях. Исследование
специфики управления человеческими
ресурсами органов Первую группу составили научные работы общетеоретического плана, включающие методологические разработки и подходы к исследованию политических процессов, механизмы взаимодействия государства и общества в политической системе. Необходимо отметить исследования, направленные на определение сущностных характеристик политики как особого феномена, специфической роли политики в современном мире в соотнесении с другими сферами общественной жизни (П. Бурдье, Дж. Мангейма, Д. Норта, Б. Рот-стайна, Р. Чилкота, а также работы отечественных исследователей - Ф. Бурлацкого, А. Галкина, А. Демидова, Р. Матвеева, Л. Семеренко и другие) . 4 См.: Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология. Политика. Международные отношения. М, 1974; Венгеров А. Синергетика и полити- Проблемы политической трансформации и особенности функционирования политической системы общества в условиях изменений, рассматриваются в работах западных политологов - Г. Алмонда, X. Аренд, Р. Арона, К. фон Бойме, М. Вебера, Т. Дэвиса, Д. Истона, Н. Лумана, Т. Парсонса, А. Тойнби, М. Хайдеггера3 и отечественными специалистами - М.Г. Анохиным, Т.А. Алексеевой, Ф.М. Бурлацким, К.С. Гаджиевым, Н.М. Кайзеровым, В.М. Лазаревым, А.С. Панариным, В.Г. Пушкаревой, А.И. Соловьевым, А.Л. Стри-зое6. Одной из ведущих
теоретических доминант, способствующих
исследованию политических отношений,
пониманию механизма ка // Общественные науки и современность. 1993. №1; Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001; Качанов Ю. Политическая топология: структурирование политической действительности. М., 1995; Мангейм Дж., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997; Матвеев Р.Ф. Аналитическая политология. М., 1997; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997; Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы // Политическая наука: Новые направления. М., 1999; Семеренко Л.М. Современная западная политическая наука: формирование, эволюция, институционализация. Ростов-на-Дону, 1998; Чилкот Р.Х. Теории сравнительной политологии. М., 2001 и др. 5 См.: Almond
Gabriel A. Political Development: Essays in Heuristic Theory. Boston,
1970; Ea- 6 См.: Алексеева
Т.И. Современные политические теории.
М., 2000; Анохин М.Г. Полити Аникевич А.Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования. Красноярск, 1986; Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972; Власть. Очерки современной политической философии Запада / Под ред. В.В. Мшвениерадзе. М., 1989; Ле-дянев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М, 2001; Меньшиков В.В. Власть и само- Для формирования
тезауруса диссертационного исследования,
более четкого определения Вторую группу представляют исследования государственного управления и проблем его эффективности как междисциплинарной отрасли науки. Раскрытие основного содержания государственного управления, деятельности органов государственной власти осуществляли следующие теоретики -С.С. Алексеев, К.С. Вельский, Л.А. Василенко, Н.И. Глазунова, B.C. Егоров, Ю.М. Козлов, О.Е. Кутафин, B.C. Нечипоренко, B.C. Ыерсесянц, Б.А. Стра-шун, В.Е. Чиркин, О.Ф. Шабров, О.Н. Фомин . В рамках выделенной группы необходимо также отметить работы по вопросам организационной деятельности органов государственной власти, рассматривающиеся в трудах С.А. Авакьяна, Г.Н. Андреевой, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, СВ. Боботова, Н.А. Богдановой, П.Т. Василенкова, А.В. Городецкого, Д.Л. Златопольского, М.Г. управление (теоретико-методологический анализ). Ростов н/Д, 1991; Осипова Е.В. Современные концепции власти // Технология власти (философско-политический анализ). М., 1995; Панарин А.С. Онтология власти // Философия власти. М, 1993; Теплов Э.П. Политическая власть. СПб., 1993; Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М, 1996 и др. 8 См.: Антология
мировой политической мысли: В 5 т. М., 1998;
Даниленко В.И. Совре 9 См. подробнее:
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы
государственной власти со Кириченко, Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, М.Н. Марченко, А.А. Мишина, Ю.И. Скуратова, Г.Н. Чеботарева10. Особо необходимо выделить работы Г.В. Атаманчука, М.Н. Афанасьева, Т. Бухарда, И.Л. Бачило, А.А. Гапоненко, Л. Гулика, Питер Ф. Друкера, В.К. Егорова, Ю.А. Корсакова, B.C. Нечипоренко, В.Л. Романова, Л. Урвика, направленные на изучение результативности деятельности органов государственной власти". Третью группу
представляют разработки в области
управления персоналом в системе
органов государственной Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 1995; Атаман-чук Г.В Критерии социальной эффективности управления / Сб.: «Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России». Ростов н/Д, 1998; Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000; Батчиков С.А., Глазьев СЮ. Эффективность государственного управления. М., 1998; Эффективность государственного управления: Пер. с англ. М: Консалтбанкир, 1998; Галкин А.Н. Становление политической науки: от философии политики к политическому моделированию. М., 1991; Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992; Мельников В.П., Нечипоренко B.C. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. Ч. I-IL- М.: Изд-во РАГС, 2000; Нечипоренко B.C. Государственное управление - как основная функция государственной службы // Власть и управление. Вып.1 Ростов-н/Д.: ФЕНИКС, 1997; Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000; Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М.: Изд-во РАГС, 2000. 12Бахрах Д.Н. Государственная и муниципальная служба. Екатеринбург, 1993; Бурдон Ж. Государственная служба и государственные служащие во Франции. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998; Государственная кадровая политика: Концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под общей редакцией СВ. Пирогова. М., 1996; Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под. общ. ред. Е.В. Охотского. М., 1998; Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997; Магомедов К.О. Социология государственной службы. М., 2000; Пономаренко Б.Т. Реформирование профессиональной школы. М., 1994; Романов В.Л. Прохождение государственной службы. М., 1997; Социальное управление. / Ред. коллегия B.C. Карпичев, Ю.В. Колесников, В.Л. Романов. М., 2000; Турчинов А.И. Профессионализация кадровой политики: проблемы развития теории и практики. М., 1998; изучении социально- Четвертую группу
представляют труды, связывающие все
уровни знания о человеке в рамках
определенной социальной организации
и рассматривающие его в Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996 и др. 13 Граждан
В.Д. Государственная служба как профессиональная
деятельность. Воронеж, 14 Бойков
В. Профессиональная культура государственной
службы // Социс. 1999. №2; 15 Атаманчук
Г.В. Межкафедральная синергийность в
преподавании проблематики госу 11 Десслера, А. Егошина, П. Журавлева, С. Карташова, Н. Маусова, Е. Моргунова, С. Мордовина, А. Саакяна, С. Шекшни, В. Шкатулы)16. Данные исследования базировались преимущественного на исследование персонала в коммерческих организациях, в которых выделялся общий фукционал их деятельности. В рамках этого направления выделяется теория управления человеческими ресурсами социальной организации как фактор организационного развития, социальные модели управления человеческими ресурсами, которые находят отражение в исследованиях зарубежных ученых, таких, как Л. Армстронг, Б. Беккер, В. Вестер, Д. Купер Дж. Г. Круден, Л. Лоберт, Л. Матис, А. Робертсон, Р. Ульямс, Л. Харрис, А. Шерман, Р. Шулер, а также отечественных - Дж. М. Иванцевич, А.А Лобанов, Ю. Одегов 17. Анализ имеющихся
исследований по выделенной проблематике
свидетельствует, что при всем разнообразии
трудов по политическому и 16 См.: Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2005; Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. М.: Экзамен, 2002; Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 2000. См.: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002; Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. М.: Изд-во «Экзамен», 2002; Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело,1993; Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2002; Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уор-нера. СПб.: Питер, 2002 и др. Цель диссертационного исследования заключается в определении концептуальных основ и разработке практикоориентированной модели управления человеческими ресурсами, направленной на развитие кадрового потенциала органов государственной власти в контексте повышения эффективности их деятельности. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач: на основе анализа теоретико-методологических подходов к исследованию деятельности органов государственной власти определение ключевых параметров качества государственного управления и критериев эффективности деятельности органов государственной власти в условиях трансформации политической системы и проводимой административной реформы; выделение роли
и места человеческих ресурсов в
контексте эффективности определение факторов
детерминирующих качество и направления
развития кадрового потенциала в
системе государственного управления;
разработка инструментария и исследование
практики управления кадровыми процессами
в органах государственной разработка практических рекомендаций, направленных на развитие кадрового потенциала и повышение эффективности деятельности органов государственной власти в условиях политических изменений. Объектом исследования является развитие кадрового потенциала в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти. В процессе усложнения структуры и содержания методов работы властных структур, развитие кадрового потенциала в органах власти приобретает особую актуальность, в этой связи ключевым становится внедрение инновационных
технологий управления человеческими
ресурсами в органах власти, направленных
на повышение эффективности Специфика объекта
исследования состоит в том, что
кадровый потенциал органов Предмет исследования - технологии управления человеческими ресурсами в контексте развития кадрового потенциала органов государственной власти. Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные идеи политологии, социологии, теории государственного управления, структурно-функционального анализа, теории сложных систем; теории организаций и организационного развития, инновационного управления и концепции управления человеческими ресурсами. Характер рассматриваемой проблемы обусловливает необходимость методологического синтеза. Развитие кадрового потенциала в деятельности органов государственной власти тесно связано с политологическими, социологическими, философскими, психологическими и иными подходами, но вместе с этим имеет и свою специфику. В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления политическими процессами (X. Арендт, Е.В. Богатин, К.С. Гаджиев, Г.Г. Дилигенский, В.В. Ильин, Т. Пи-терсон, А.И. Соловьев, Ю. Хабермас). При рассмотрении особенности политической трансформации в современной России, роли государственного управления в политической системе автор обращался к научным работам Г.А. Аванесовой, Г.В. Атаманчука, М.Н. Афанасьева, Г.К. Ашина, В.А. Ач-касова, Г.И. Вайнштейна, М.Н. Вшивцевой, А.А. Галкина, А.А. Гапоненко, В.Я. Гельмана, Питер Ф. Друкера, А.Ю. Мельвиля, Д.А. Миронова, Е.В. Охотского, В.П. Пугачева, ЯЛ. Пляйса, В.Л. Романова, В.В. Согрина, О.Г. Харитоновой. Интеграционная трактовка системы управления человеческими ресурсами организации разрабатывалась исходя из переосмысления теоретических подходов Л. Армстронга, А. Бандурина, Б. Беккера, В. Вестера, Э. Ворониной, С. Ильенковой, А. Квитко, Дж. Г. Крудена, В. Кузнецова, Д. Купера, Л. Лоберта, Л. Матиса, В. Мхитаряна, В. Моргуновой, А. Робертсона, Р. Ульямса, Л. Харриса, Е. Шустермана. В процессе исследования применялись системный, структурно-функциональный и сравнительный методы, методы включенного наблюдения и формализованного интервью. Эмпирической базой исследования послужили данные статистики и социологических исследований. При выполнении данного исследования были проанализированы результаты социологических опросов, наблюдений, официальной статистики на федеральном и региональном уровне, представляющие собой блок вторичного анализа: «Реформа государственной службы: предпосылки и проблемы». Экспертный опрос социологического центра и кафедры «Политологии и политического управления» РАГС (руководитель - д-р филос. наук В.Э. Бойков). Опрошено 200 экспертов (работниками органов исполнительной власти субъектов РФ) и 1500 населения в 20 субъектах РФ (октябрь 2003 г.). «Становление и перспективы развития социального партнерства». Экспертный опрос кафедры «Государственная служба и кадровая политика» РАГС (руководитель - д-р социол. наук К.О. Магомедов). Опрошено 82 эксперта (апрель 2001 г., Москва). Индекс СПР-01. «Оценка состояния
теоретических основ наук, проф. А.И. Турчинов). Опрошено: населения- 1434 чел., государственных служащих - 1183 чел., экспертов - 90 чел. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и роду деятельности (март 2001 г., Москва). Индекс ГКПИВ-01. Необходимо отметить,
использование результатов С целью исследования региональной практики развития кадрового потенциала системы управления человеческими ресурсами в органах власти автором был проведен экспертный опрос «Развитие кадрового потенциала органов государственной власти». В ходе исследования было опрошено 20 сотрудников Управления кадровой политики и государственной службы и Правительства Саратовской области, выступивших в качестве экспертов (апрель - май 2006 г.). Результаты данного опроса составили блок первичного анали- 18 Актуальные
проблемы государственной службы Российской
Федерации в оценках насе 19 См. подробнее:
Вульфович P.M. Проблемы административной
реформы в Российской 16 за, необходимого для определения и исследования проблемного поля диссертационного исследования. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы развития кадрового потенциала органов государственной власти в Российской Федерации как фактора эффективности государственного управления. Основные научные результаты, полученные автором, и их научная новизна состоит в следующем: по-новому эксплицированы и систематизированы основные понятия: «политическая система», «власть», «государственное управление», «эффективность государственного управления», «кадровый потенциал», «управление человеческими ресурсами»; на основе анализа теоретико-методологических подходов к эффективности деятельности органов государственной власти выделены ключевые параметры качества государственного управления в условиях трансформации политической системы и проводимой административной реформы; с авторских
позиций определена роль человеческих
ресурсов эффективности деятельности
органов государственной предложена авторская
интерпретация системы разработаны авторские
рекомендации по совершенствованию
технологий управления человеческими
ресурсами органов Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивостью теоретико-методологических положений, составляющих его основу, комплексным использованием системы теоретических и эмпирических методов. Основные выводы исследования лежат в контексте базовых принципов политологии, государственного управления, теории кадровой политики, результаты авторского эмпирического исследования соотнесены с известными экспериментальными данными отечественных и зарубежных ученых. Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение. Исследование позволяет подойти к рассмотрению проблемы кадрового обеспечения органов власти с учетом междисциплинарной проблематики «развития кадрового потенциала», ставящей своей целью более глубокое и всестороннее рассмотрение существующих методов работы с персоналом и внедрением инновационных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности органов власти. Работа систематизирует и развивает основные аспекты управления человеческими ресурсами органов государственной власти в процессе политических изменений, дает возможность на основе теоретических выводов и практических предложений совершенствовать практику управления человеческими ресурсами. Представленная
диссертационная работа направлена
на осмысление эффективности деятельности
органов государственной Материалы диссертации могут быть практически использованы в деятельности кадровых служб органов государственной власти при реализации административной реформы. Выдвигаемые в исследовании предложения мо- гут представить
теоретическую и практическую базу
для дальнейшего углубленного изучения
закономерностей, особенностей формирования
эффективно функционирующего кадрового
состава органов Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на региональных, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийской научно-практической конференции «Глобализационные процессы современного общества: политика, экономика, управление», 20-22 ноября 2002 г., г. Саратов; Всероссийской научной конференции «Практическое решение государственных проблем глазами будущего чиновника: экономический, правовой и политологический аспекты», 16-18 апреля 2003 г., г. Екатеринбург; Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития», 28-31 октября 2003 г., г. Санкт-Петербург; Международной конференции «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление (региональный аспект)» 7-8 апреля 2004 г, г. Оренбург; Международной научной конференции «студент и научно-технический прогресс», 13-15 апреля 2004 г., г. Новосибирск; Всероссийской научной конференции «Управление реформами в России»18-22 февраля 2004 г., г. Москва; IV Открытой научной конференции молодых ученых «Молодежь и экономика. Новые взгляды и решения» 18-22 января 2004 г., г. Волгоград; Международной конференции «Психология власти», 11-12 января 2005 г., г. Санкт-Петербург. Практиче- скими результатами данных мероприятий стал выпуск 14 статей, 5 из которых посвящены выделенной в диссертационном исследовании проблематике. Основные разработки диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры государственного и муниципального управления Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. Ряд положений диссертации апробированы и внедрены в практику работы с персоналом Управлением кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области. Структура работы определена логикой достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений. |
.
Роль кадровой службы
в профессионализации государственного управления
Успешное решение проблемы профессионализации государственной службы нереально без привлечения кадровых служб. Как организованные институты рационального использования профессионального опыта, способностей персонала, они существуют не так давно. Развитие кадровых служб шло не такими быстрыми темпами, как, например, системы профессионального образования. В нашей стране, как в прошлом, так и в настоящем, кадровым службам отводилась и отводится незначительная роль.
Так, в советский
период нашей истории отсутствовала
система подготовки специалистов по
работе с персоналом, в то время
как кадровые органы, службы функционировали
в различных отраслях народного
хозяйства, в государственных и
партийных органах. В результате
самым ценным достоянием общества -
человеческими ресурсами, профессиональным
опытом людей - распоряжались работники,
не имеющие профессионального
Следует, однако, отметить, что в постсоветской России пока не произошло существенных изменений в статусе кадровых служб, их роли и ответственности за рациональное использование государственных служащих. Необходима законодательная база, регламентирующая полномочия и ответственность кадровых служб за подбор государственных служащих, позволяющая им не обслуживать кадровые интересы высших чиновников, а обеспечивать профессиональный рост и должностное продвижение персонала, его рациональное использование. В этих целях необходимо повышение статуса кадровых служб, развитие их структуры и привлечение специалистов по работе с персоналом.
Решение проблемы собственного кадрового обеспечения служб персонала предполагает создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по управлению персоналом.
Суммируя вышепредложенное,
следует сказать, что профессионализация
труда во всей системе государственной
службы может послужить надежной защитой
общества от непрофессионализма и бездарности,
что является необходимым условием повышения
эффективности и авторитета государственной
службы.[4, с. 149] 4) Аксенова
Е.А., Базаров Т.Ю., Беков Х.А. и др. Управление
персоналом а системе государственной
службы. - М.: ИПКгосслужбы, 1997. -212 с.
Роль и место кадровой службы в системе управления персоналом
В системе
государственной службы
самостоятельным структурным подразделением,
отвечающим за разработку и реализацию
кадровой стратегии органов власти
и управления , организацию системы
работы с кадрами (персоналом), является
кадровая служба .
Основные задачи кадровой службы
Кадровая служба государственного органа выполняет функции центра управления персоналом, конечной целью которого является успешная работа органов власти и управления , повышение профессиональной и материальной удовлетворенности каждого служащего, сохранение здоровья и обеспечение безопасности сотрудников.
Кадровая служба призвана обеспечивать реализацию универсальных и специальных функций системы управления персоналом. В числе важнейших задач кадровой службы государственного органа:
обеспечение проведения кадровой политики в государственной службе ;
внесение предложений руководителю государственного органа по реализации положений федеральных законов и иных нормативно-правовых актов о государственной службе;
организация подготовки и оформление решений государственного органа или его руководителя, связанных с поступлением на государственную службу, заключением государственного служебного контракта, назначением на должность государственной службы, ее прохождением, освобождением от должности государственной службы и увольнением государственного служащего с государственной службы;
документационное
обеспечение прохождения госуд
эффективное применение кадровых технологий;
заключение договоров на обучение с последующим поступлением на государственную службу;
организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации (стажировки) государственных служащих;
организация проведения служебных проверок;
организация проверки соблюдения государственными служащими ограничений;
консультирование государственных служащих по правовым и иным вопросам, связанным с государственной службой ;
обеспечение
методического руководства
Перечень
задач кадровой службы
не закрыт. Это связано с тем, что в Российской
Федерации происходит реформирование
государственной службы ,
становление ее как системы, как важнейшего
механизма государственного управления .
Структура кадровой службы
Структура и штаты кадровой службы государственного органа формируются дифференцированно, исходя из целей и задач, стоящих перед ним, его структурных и технологических особенностей, объема полномочий, численности персонала, сложности и объема выполняемых работ.
Элементами структуры кадровой службы являются отдельные должности, подразделения кадровых служб , отношения между которыми поддерживаются благодаря вертикальным и горизонтальным связям. Правильным считается подход, при котором структуры кадровых служб государственных органов формируются на основе общих принципов построения и проектирования организаций. Важнейшие из них — принципы: научности, иерархичности, специализации, простоты, прогрессивности, автономности и многоаспектности.
Принцип научности требует, чтобы функционирование и построение структуры кадровой службы основывались на достижениях науки в области управления персоналом. Согласно принципу специализации обеспечиваются разделение труда и профессиональная деятельность сотрудников, формирование отдельных подразделений, специализирующихся на выполнении однородных функций. При реализации принципа автономности обеспечивается рациональная автономность структурных подразделений. Временное выбытие отдельных работников не прерывает процесса кадровой работы. Поэтому каждый работник должен уметь выполнять функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня. На основе принципа многоаспектности кадровые службы обеспечивают в пределах своей компетенции и полномочий управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали. Принцип иерархичности состоит в том, что в любых вертикальных разрезах структура кадровой службы обеспечивает иерархичность взаимодействия между структурными подразделениями, отдельными руководителями или сотрудниками.
Названным подсистемам кадровой службы в федеральных государственных органах соответствуют, как правило, такие звенья управления , как отделы. В органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных органах сохраняются практически все подсистемы кадровой службы . Однако они воплощаются в объеме задач и функций, чаще всего в отдельных должностях.
Нынешний статус многих кадровых служб весьма невысок. Это свидетельствует о том, что целесообразно переходить на новые организационно-структурные формы построения и управления персоналом органов государственной власти.
Важно, чтобы руководитель понимал роль и назначение кадрового подразделения в управлении персоналом организации, строил свою работу с учетом его рекомендаций, опирался на мнение специалистов кадровых служб . Кадровые службы не должны быть лишь техническим придатком руководящих структур, занимаясь в основном организационно-оформительской работой, они должны активнее помогать руководству государственного органа в определении его кадровой политики, управлять служебным продвижением персонала, заниматься проблемами межличностных отношений, совершенствованием стиля деятельности сотрудников и многими другими вопросами.
Сегодня
кадровые службы уже не
могут обходиться без научного обеспечения
многогранной деятельности по управлению
персоналом. Именно научный подход составляет
тот резерв, который может превратить
кадровую работу в мощное средство
активизации профессиональных качеств
работников органов власти и управления .
Роль кадровых служб в управлении персоналом в органах государственной власти.
В системе государственной службы самостоятельным структурным подразделением, отвечающим за разработку и реализацию кадровой стратегии органов власти и управления , организацию системы работы с кадрами (персоналом), является кадровая служба .
Кадровая служба государственного органа выполняет функции центра управления персоналом, конечной целью которого является успешная работа органов власти и управления , повышение профессиональной и материальной удовлетворенности каждого служащего, сохранение здоровья и обеспечение безопасности сотрудников.
Кадровая служба призвана обеспечивать реализацию универсальных и специальных функций системы управления персоналом. В числе важнейших задач кадровой службы государственного органа:
Информация о работе Кадровый потенциал органов государственной власти