Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:57, реферат
В сфере материального производства во взаимной связи находятся три вида ресурсов. Среди них – кадры, которые являются наиболее ценной и важной частью производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.
Повышение квалификации включает следующие виды обучения:
5. Профессиональное продвижение и карьерный рост
Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
а) Оценка профессиональной деятельности
Оценка профессиональной
деятельности представлена системой аттестаций
и собеседований (САС). САС – ключевой
и формальный момент во взаимоотношениях
сотрудника с его руководителем.
Руководитель минимально раз в год
обязан аттестовать и провести официальное
собеседование с каждым из своих
подчиненных. Главной целью САС
является контроль за индивидуальной
производительностью, однако собеседование
используется ещё и для того, чтобы
определить направления работы сотрудника
на будущий год, его потребности
в повышении образования. Этот процесс
важен, так как внимание к каждому
сотруднику в его конкретной ситуации
на рабочем месте позволяет
По результатам оценки работы сотрудника возможно его продвижение по службе либо принятие мер по обучению и повышению квалификации.
В плане стратегии оценка профессиональной деятельности производится:
1) с целью
повышения эффективности
2) выявление
сотрудников, способных
3) с целью
помочь самосовершенствованию
С позиций тактики,
главные требования к профессиональной
деятельности таковы: а) повысить заинтересованность
в работе и мотивированность труда
сотрудников; б) добиваться лучшего
взаимопонимания между
Аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем. Аттестация включает в себя несколько этапов и по существу является непрерывным процессом.
В центре аттестационного процесса находится аттестационное собеседование - встреча руководителя с аттестуемым сотрудником, в ходе которой происходит обсуждение результатов работы сотрудника за истекший период, дается оценка этой работы как руководителем, так и самим сотрудником, утверждается план работы сотрудника на следующий год и на перспективу.
Аттестацию рекомендуется начать с обсуждения достижений сотрудника, сосредоточиться на положительных результатах. При обсуждении недостатков руководитель должен быть предельно конкретным, использовать реальные факты, избегать характеристики личных качеств сотрудника, сконцентрироваться на должностных обязанностях. В течение всего собеседования руководитель должен внимательно следить за состоянием аттестуемого и при необходимости вносить коррективы в собственные действия. Закончить аттестацию следует на положительной ноте, еще раз подчеркнув свое уважение к сотруднику и искреннюю заинтересованность в его развитии.
Подчеркивая положительные моменты в работе подчиненного и обсуждая перспективы его развития, руководитель мотивирует сотрудника на более производительную работу. Предлагая помощь и разрабатывая вместе с сотрудником план действий, руководитель предоставляет в его распоряжение средства, необходимые для самосовершенствования. Приводя конкретные примеры как достижений, так и упущений подчиненного, руководитель демонстрирует свое участие в развитии сотрудника и постоянное внимание к тому, чем тот занимается.
б) Профессиональное продвижение
Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.
Под карьерой же понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе).
Профессиональный
и должностной рост – важнейший
мотив в деятельности большинства
работников. Отсутствие возможности
роста часто приводит к снижению
трудовой активности работников и ухудшению
деятельности предприятия. Профессиональный
рост тесно связан с проблемой
кадрового резерва и
Этапы профессионального роста работника:
- Карьера руководителя;
- Карьера специалиста.
Принципиально
важно выделение в качестве самостоятельных
и почти независимых путей
профессионального роста –
Профессиональный
рост возможен как при сохранении
социального статуса, так и при
изменении его, т.е. приобретении рабочим,
например, статуса инженера или руководящего
работника. В первом случае важно
иметь либо широкий диапазон рабочих
специальностей, либо разрядность работ
и соответственно многоразрядную рабочую
сетку и ее тарификацию. Шестиразрядная
сетка, получившая в РФ преимущество,
мало способствует организации работы
по профессиональному росту. Положение
осложняется еще и тем, что
большинство ПТУ и других учебных
заведений дают на выходе, по меньшей
мере, третий разряд. Как показали наши
исследования, к 35–40 годам большинство
рабочих имеют шестой (высший) разряд
и лишены возможности дальнейшего
профессионального роста. Смена
социального статуса, т.е. переход
на должность техника или
в) Планирование карьеры и карьерный рост
Планирование карьеры на основе формирования кадрового резерва – составная часть развития персонала на предприятии.
Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. Планы карьеры в отличие от планов развития не направлены на конкретные рабочие места, а отражают только профессиональную деятельность на предприятии. Они должны разрабатываться на основе тщательного анализа работы, так как обладают сильным мотивирующим действием, которое при неблагоприятных условиях может привести к серьезному разочарованию.
Любая карьера делается ради чего-то, и, таким образом, имеет движущие мотивы, которые с годами меняются. Отталкиваясь от них, люди предпринимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. К таким мотивам относятся следующие: автономия (стремление к независимости), функциональная компетентность (стремление быть лучшим специалистом), безопасность и стабильность (желание сохранить и упрочить свое положение), предпринимательская креативность (творческое самовыражение), потребность в первенстве, материальное благосостояние и другие.
Различают два вида карьеры: профессиональную и внутри-организационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и, наконец, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях.
Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. В этот период происходит поиск вида деятельности и процесс самоутверждения человека как личности, он заботится о безопасности существования.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет – от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, здоровье. Появляется желание получать заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума.
Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, начинается самовыражение работника как личности. Усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и здоровья.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Его продолжает интересовать уровень оплаты труда, проявляется все больший интерес к другим источникам дохода.
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить и другие источники дохода, которые заменили бы заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.