Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:57, реферат
В сфере материального производства во взаимной связи находятся три вида ресурсов. Среди них – кадры, которые являются наиболее ценной и важной частью производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.
КАДРОВЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Никакая
теория, программа или
организация не могут сделать предприятие
успешным.
Это могут сделать только люди.
А. Морита
Все хозяйственные
операции можно в конечном счёте
свести к обозначению тремя словами: люди,
продукт, прибыль.
На первом месте стоят люди. Если у вас
нет надёжной команды,
то из остальных факторов мало что удастся
сделать.
Л. Яккока
Введение
В сфере материального
производства во взаимной связи находятся
три вида ресурсов. Среди них –
кадры, которые являются наиболее ценной
и важной частью производительных сил
общества. В целом эффективность
предприятия зависит от квалификации
служащих, их расстановки и использования,
что влияет на объем и темпы
прироста вырабатываемой продукции, использование
материально-технических
В наше время быстро развивающихся технологий развитие кадров является для организации жизненно необходимым. Существует множество причин, по которым фирма просто обязана уделять внимание образованию и повышению квалификации своих сотрудников. Например, конкурентоспособность и адаптация предприятия к окружающей среде являются производными от уровня квалификации персонала. Таким образом, организация всегда заинтересована в наиболее эффективном развитии кадров.
Сегодня в России
при наличии различных форм собственности
и прогрессе рыночных отношений,
возникновении конкуренции и
росте неопределенности без продуманной
кадровой стратегии, учета альтернативных
вариантов развития не обойтись. Многое
зависит от правильного понимания
особенностей современных рыночных
отношений в сфере труда. Предприятие
обязано занимать активную позицию
в изучении спроса и предложения
квалифицированной рабочей
1. Персонал – основа успеха предприятия
Руководители
процветающих фирм любят повторять,
что главный потенциал их предприятий,
заключен в кадрах. Какие бы ни были
прекрасные идеи, новейшие технологии,
самые благоприятные внешние
условия, без хорошо подготовленного
персонала высокой
Персонал предприятия – совокупность его сотрудников, работающих по найму при наличии трудовых взаимоотношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Персонал фирмы в современных условиях.– это та основа, на которой только и. возможно добиться рыночного успеха. Наличие денежных и материальных успехов еще отнюдь не гарантия, а только предпосылка преуспевания. Надежным же фундаментом его являются работники, специалисты предприятия.
Качественные характеристики, персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности. Качественные характеристики предопределяют структуру персонала по категориям и по профессиям, специальностям, квалификационным признакам.
Персонал любой организации делится на следующие категории:
Исполнители –
люди, которые непосредственно
Технические работники – люди, которые не работают под непосредственным началом руководителя, но от их работы и отношений с руководителем зависит общий успех предприятия.
Руководители низового звена. Это младшие начальники, в основном осуществляющие контроль за выполнением производственных заданий, использованием выделяемых ресурсов. Это, пожалуй, самая напряженная, наполненная разнообразными действиями работа, с которой начинают свою деятельность менеджеры. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой, необходимостью поиска оперативных решений при ограниченных информационных, коммуникационных, ресурсных возможностях, при наиболее частых общениях непосредственно с подчиненными и более редких с начальством высшего уровня. Типичными руководителями этой категории являются мастера, заведующие отделами, секциями, прорабы.
Руководители
среднего звена. Эта категория руководителей
призвана координировать действия руководителей
низового звена. Типичными представителями
являются начальники цехов, заведующие
отделами, руководители филиалов. Руководители
среднего звена часто возглавляют
крупные структурные
Руководители высшего звена. Эта менее значительная по численности категория, в организации их всегда всего несколько человек. Они отвечают за принятие важнейших решений, выстраивают организационную структуру управления в зависимости от рыночных изменений, определяют меры по борьбе с конкуренцией, постоянно работают на поддержание имиджа компании, нередко воздействуют на нормативно-законодательные изменения. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Персонал работает
на достижение определенных целей предприятия.
Эффективность его работы в значительной
мере определяется тем, насколько цели
каждого сотрудника адекватны целям
предприятия. Лозунг "Кадры решают
все" сегодня особенно актуален.
Поэтому предприятия так
2. Подбор и расстановка кадров
а) Цели и принципы подбора и расстановки кадров
Под подбором и
расстановкой персонала понимается
рациональное распределение работников
организации по структурны подразделениям,
участкам, рабочим местам в соответствии
с принятой в организации системой
разделения и кооперации труда, с
одной стороны, и способностями,
психофизиологическими и
Подбор и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия подразумевает наличие у кандидата деловых и нравственных качеств, определяемых имеющимися знаниями и опытом, а также способностей применять их на практике в той сфере деятельности, куда предполагается его назначить или выдвинуть. Принцип соответствия состоит также в том, чтобы достичь гармоничного сочетания полезных для дела личных качеств менеджера и его ближайших помощников.
Принцип перспективности. Расстановка кадров с учетом их перспективности является конечной целью кадровой политики. Для ее реализации невозможно обойтись без действенного резерва. Он формируется путем отбора, изучения, оценки, подготовки групп специалистов или менеджеров для последующего их назначения на заранее предусмотренные должности.
Важно, чтобы в этой работе кроме кадровых служб, социологов, психологов широкое участие принимали те коллективы, где специалист будет работать в будущем. Объективная оценка кандидата помогает своевременно выявлять его недостатки, как личные, так и деловые, необходимость или целесообразность повышения его квалификации, получения им дополнительных знаний в смежных или соприкасающихся сферах деятельности. Хорошо себя зарекомендовала практика замещения резервистом руководителя на время отпуска или другой отлучки последнего.
Принцип сменяемости. Он способствует преодолению такого порока, как застой кадров, который проявляется в длительном пребывании человека в одной и той же должности, заставляет соблюдать рациональные пропорции сочетания молодых и опытных старых кадров, стимулирует деловой интерес к профессиональному и управленческому росту в коллективе.
б) Привлечение кадров
Задачей планирования привлечения персонала является удовлетворение в перспективе потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Есть два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией). Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в таблице 1.
Таблица 1. Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
|