Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:49, курсовая работа
Цель курсового проекта - разработка и обоснование кадровой политики с учетом особенностей функционирования и формы собственности организации.
Выполнение курсового проекта предполагает решение таких задач:
изучение опыта формирования кадровой политики на предприятиях различных форм собственности;
выбор методов анализа и разработки кадровой политики организации;
анализ кадровой политики конкретной организации;
разработка предложений по совершенствованию системы управления персоналом, повышению рентабельности организации.
Введение
1. Методологическая характеристика кадровой политики
2. Аналитическая часть
2.1 Методика анализа кадровой политики
2.2 Кадровая политика в условиях кризиса
2.3 Направления совершенствования кадровой политики ЗАО «Ферост»
2.4 Факторы, способствующие эффективному развитию кадровой политики
3. Разработка организационного проекта
Заключение
Список литературы
Ш Сокращаются потери
квалифицированных сотрудников
компании, вызванные отсутствием
перспектив профессионального и
карьерного роста.
Все эти достоинства
имеют конкретное материальное выражение
для компании в виде сокращения недополученной
прибыли из-за снижения эффективности
работы персонала. Вот почему большинство
компаний заинтересованы в профессиональном
росте своих сотрудников на всех
уровнях, и стараются создать
кадровый резерв.
Цель создания кадрового
резерва - чтобы лучшие в профессиональном
плане сотрудники заняли руководящие
должности в компании. Также нужно,
чтобы для всех ключевых должностей
был определен кадровый резерв -
это обеспечивает процесс преемственности.
Всю систему работы
с кадровым резервом условно разделим
на четыре этапа, и строить систему
в соответствии с целями и задачами
компании, адаптируя или видоизменяя
их в соответствии с конкретной ситуацией
на рынке, финансовыми возможностями
компании и стратегией ее развития.
Хотелось бы подчеркнуть, что предложенная
схема содержит только укрупненные
рекомендации.
Также необходимо обратить
внимание, что внедрение лишь отдельных
пунктов данной схемы без последующего
построения целостной системы работы
с кадровым резервом может не дать
ожидаемого эффекта и привести впоследствии
как к моральным, так и к
материальным потерям для компании.
Одной из главных
задач первого этапа при
На втором этапе
основная задача - это разработка системы
конкурсного отбора на замещаемые должности,
причем конкурс проводить в
На третьем, наиболее
трудном этапе ставится задача развития
профессиональных навыков и знаний
«резервистов», необходимых им для
успешной работы в резервируемой
должности и оценки эффективности
работы с кадровым резервом. Для
ее решения в идеальном варианте
разработать программу
Задача четвертого
этапа - так называемая «обкатка резервистов»
или построение системы приобретения
«резервистами» практического опыта
работы по резервируемой должности.
Сюда входят замещение «резервируемого»
сотрудника при отсутствии его на
работе по различным причинам, приобретение
«резервистом» опыта общения
с подчиненными «резервируемого». В
идеальном варианте после прохождения
цикла практической подготовки, срок
которого определяется для каждой должности
индивидуально, «резервист» должен
уметь справляться с задачами
«резервируемого» в течение продолжительного
времени и выполнять весь комплекс
работ по данной должности.
На первом этапе
для полноценной работы с кадровым
резервом необходимо разработать Положение
о формировании кадрового резерва,
в котором закрепляются основные
принципы и порядок формирования
кадрового резерва, круг обязанностей
должностных лиц, ответственных
за формирование кадрового резерва.
В этом документе также целесообразно
отразить вопросы организации работы
с кадровым резервом, порядок пополнения
кадрового резерва и внесения
изменений в количественный и
качественный состав «резервистов». Для
получения полной картины текущего
состояния работы с кадровым резервом
необходимо предусмотреть систему
отчетности для ответственных должностных
лиц.
Параллельно с Положением
о формировании кадрового резерва
составить Перечень должностей, подлежащих
резервированию и определить конкретное
количество «резервистов» для каждой
должности. Оба эти локальных
нормативных акта готовятся службой
управления персоналом и утверждаются
руководителем организации.
Помимо названных
документов следует разработать
и утвердить формы отчетности,
установить периодичность сдачи
отчетов, а также определить круг
лиц, ответственных за их составление
и обобщение. В этом же блоке работ
разрабатывается форма списка кадрового
резерва, План профессиональной подготовки
и развития резервистов, Отчет о
продвижении по служебной лестнице
сотрудников состоящих в
Для решения задач
второго этапа в Положении
о формировании кадрового резерва
необходимо предусмотреть механизмы
конкурсного отбора специалистов. В
число кандидатов на позиции, которые
подлежат резервированию, как правило,
привлекаются сотрудники, имеющие определенный
опыт работы в компании. Но не исключены
ситуации, когда «резервиста» целесообразно
искать и на внешнем рынке труда. Для того,
чтобы сделать механизм отбора наиболее
объективным, для участия в работе конкурсной
комиссии компании приглашают как внутренних
специалистов, так и внешних консультантов.
Далее служба персонала
должна отобрать максимальное число
работников, потенциально соответствующих
тем требованиям, которые предъявляются
к претендентам на данную позицию.
Для повышения эффективности
конкурсного отбора желательно привлекать
к участию в нем максимально
возможное количество работников, потенциально
соответствующих требованиям
В состав участников
конкурса на зачисление в резерв руководителей
высшего звена рекомендуется
включать работников компании не старше
40 лет. В группу резервируемых должностей
руководителей среднего звена целесообразно
включить менеджеров низшего звена.
Для определения
персонального состава «
Для решения задач
третьего этапа в организации
формируется общая система
Система развития сотрудников
должна включать в себя не только различные
образовательные программы, но и
мероприятия, направленные на:
· развитие у «резервистов»
необходимых качеств для работы
на резервируемой должности;
· укрепление положительного
имиджа «резервистов»;
· придание «резервистам»
определенного статуса
Нельзя не учитывать
и такой немаловажный фактор как
моральное стимулирование сотрудников,
находящихся в резерве. Можно
внедрить систему стимулирования успешно
обучающихся по программе подготовки
кадрового резерва, например, по результатам
успешной сдачи экзаменов, зачетов,
прохождения тестирования.
Оплата сотруднику
второго высшего образования
и МВА также является не только
стимулирующим фактором, но и способствует
закреплению сотрудника в компании
как минимум на весь период обучения.
При разработке программ
индивидуального развития работников
следует максимально учитывать
стаж работы каждого из них, их потребности
и желание двигаться в
Очень важную роль в
системе корпоративного образования
играет обратная связь службы, курирующей
данное направление, с обучающимся
сотрудником. Для усиления положительного
эффекта от обучения можно с определенной
периодичностью устраивать семинары по
обмену опытом среди сотрудников, на
которых обучающиеся «
Четвертый этап служит
для проверки знаний и навыков
«резервистов», а также для приобретения
ими практического опыта работы
по резервируемой должности. На данном
этапе значительную роль играют не
только приобретенные новые знания
и возможность применить их на
практике, но и воля руководства
компании к привлечению «резервистов»
к активной работе. Здесь самым
важным является способность администрации
«рассмотреть» сотрудника, не дать
ему почувствовать, что он стал более
образованным, более опытным, способным
решать более сложные задачи, а
компания не в состоянии применить
весь этот «багаж» внутри себя, дать
ему реализовать себя на новом
витке служебной лестницы. Если такого
сотрудника вовремя не сориентировать,
то вероятность того, что он начнет
себе искать новое место работы в
связи с неудовлетворенностью становится
близкой 100%. Компания, в которой такие
просчеты случаются регулярно, может
смело называть себя «кузницей кадров»,
так как таких специалистов чаще
всего уводят конкуренты, обещая среди
прочих «золотых гор» и значительные
возможности карьерного роста. Часто
сотрудник в порыве обиды на компанию
принимает решение о переходе
к другому работодателю, не вдаваясь
в подробности предложенной работы, а
услышав на собеседовании ожидаемое сочетание
фраз о больших перспективах.
На этом этапе
нельзя также забывать и о тех
отношениях, которые складываются у
резервируемого работника с «резервистом».
Не секрет, что начальнику всегда сложно
осознавать, что на его место готовится
человек, который может быть не хуже,
а лучше его по некоторым параметрам.
Несомненно, значительные
сложности вызывает «сдерживание»
молодых энергичных сотрудников, обладающих
здоровыми амбициями, прошедших
программу подготовки кадрового
резерва и «рвущихся в бой».
Наиболее эффективно можно решить данную
проблему, назначив «резервиста» на вновь
введенную должность
Для того, чтобы наметить
шаги по дальнейшему формированию корпоративной
культуры в организации, выяснялось
у самих сотрудников как они
чувствуют себя в компании. С этой
целью в 2008 г в ЗАО «Ферост»
был проведен анкетный опрос сотрудников
головной компании и региональных филиалов.
В опросе на добровольной основе приняли
участие 752 человека (89% от общей численности).
Результаты опроса
показали:
· большинство сотрудников
(62%) считают, что в компании имеются
хорошие возможности для
· работа поделена среди
сотрудников, количество которых вполне
достаточно для выполнения всех обязанностей
(согласились 72%), при этом большинство
считает (53%), что коллектив не является
единой командой и только третья часть
(31%) признают, что в коллективе все
гладко, большинство (42%) считает, что
в коллективе не все гладко, а 27% затруднились
ответить на этот вопрос. Можно сделать
общий вывод: психологический климат
в коллективе не достаточно хороший,
сотрудники не чувствуют себя командой.
· мнение персонала
о корпоративности в ОАО «»:
60% уверены, что корпоративность
в фирме находится на хорошем
уровне, 27% уверены, что корпоративность
присутствует лишь частично, а 13% полностью
отрицают её наличие. Общий вывод
о развитии корпоративности в
«» утешительный, так как большинство
сотрудников признают наличие корпоративности
в компании.