Кадровая политика и кадровая стратегия на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме кадровой политики в организации. На сегодняшний день реализация кадровой политики не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться.
Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе реализации кадровой политики в организации на примере крупной компании ОАО Газпром.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты кадровой политики
1.1. Сущность и типы кадровой политики
1.2. Формирование кадровой стратегии
Глава 2. Кадровая политика на примере ОАО Газпром
2.1. Общая характеристика ОАО «Газпром»
2.2. Штат предприятия. Реализация кадровой политики
2.3. Нормирование и оплата труда
2.4. Стратегия подготовки специалистов на ОАО Газпром
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию кадровой политики на предприятии ОАО «Газпром»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

кадровая политика газпром нов.doc

— 316.50 Кб (Скачать)
 

     Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

     коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):

     Кпр 2007 = Количество принятого персонала на работу/Среднесписочная численность персонала = 65/159 = 0,41;

     коэффициент оборота по выбытию (Кв):

     Кв 2007 = Количество уволившихся работников/Среднесписочная численность персонала = 61/159 = 0,38;

     коэффициент текучести кадров (Кт.к.):

     Кт.к 2007 = Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины/Среднесписочная численность персонала  = 28/159 = 0,18;

     Необходимо  изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).

     Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах в результате проведения перечисленных мероприятий.

     Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает свои производственные мощности, создает новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.

     Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (табл. 4). 
 

     Таблица 4. Использование трудовых ресурсов предприятия 

Показатель Отчетный  год Отклонение
  План Факт  
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) 162 161 -1
Отработано  дней одним рабочим за год (Д) 225 215 -10
Отработано  часов одним рабочим за год (Ч) 1755 1612,5 -142,5
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч 7,8 7,5 -0,3
Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч 284 310 259 613 -24697,5
 

     ФРВ зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня. Эту зависимость можно представить следующим образом:

     ФРВ = ЧР ∙ Д ∙ П.

     На  анализируемом предприятии фактический  ФРВ меньше планового на 24 698 ч, в  том числе за счет изменения:

     а) численности рабочих

     ∆ФРВчр =  (ЧРф – ЧРпл) ∙ Дпл  ∙ Ппл = (161 – 162) ∙ 225 ∙ 7,8 = -1755 (ч);

     б) количества отработанных дней одним  рабочим

     ∆ФРВд = ЧРф ∙ (Дф –  Дпл) ∙ Ппл = 161 ∙ (215 – 225) ∙ 7,8 =  – 12558 (ч);

     в) продолжительности рабочего дня

     ∆ФРВп = ЧРф ∙ Дф ∙ (Пф – Ппл ) = 161∙ 215 ∙ (7,5 − 7,8) =  – 10 385 (ч).

     Как видно из приведенных данных, предприятие  использует имеющиеся трудовые ресурсы  недостаточно полно. В среднем одним  рабочим отработано 215 дней вместо 225, в силу чего сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 10 дней, а на всех – 1610 дней, или 12558 ч. (1610 ∙ 7,8).

      

    Одним из основных средств реализации кадровой политики Газпрома являются аттестационные процессы на предприятиях отрасли. Существующая в настоящее время система  аттестации кадров не отвечает возросшим  требованиям и должна быть существенно  модернизирована.

    Общая цель реформирования аттестации заключается  в том, чтобы превратить ее из рутинной, обременительной и отвлекающей  от производительной работы процедуры, направленной главным образом на вытеснение нежелательных или неэффективных  работников, в эффективное средство реализации социально-экономической стратегии предприятия и компании в целом. При этом результаты аттестации должны использоваться, в свою очередь, для оперативной корректировки стратегии, вывода ее на новый уровень, соответствующий актуальным задачам и проблемам Газпрома.

    Концепция создания и функционирования новой  системы аттестации персонала базируется на следующих основных принципах.

    1) Целостность системы аттестации, т. е. взаимоувязка различных  аттестационных процессов и процедур  в единый комплекс, способный к устойчивому функционированию в системе управления производством. Для совершенствования аттестационных процессов и процедур, корректировки системы аттестации должен быть предусмотрен аттестационный мониторинг, обеспечивающий своевременное получение информации о необходимости внесения изменений в организацию и функционирование системы аттестации.

    2) Многоуровневость системы аттестации, т. е. охват аттестационными  процедурами и процессами объектов, представляющих все основные  уровни управления производством - от отдельных работников и коллективов до предприятий в целом. Для этого в систему аттестации включены такие обычно раздельно существующие процедуры, как элементы стратегического планирования, анализ эффективности предприятия в целом и его отдельных подразделений, социологическое исследование коллективов, оценка деятельности руководителей и специалистов, совершенствование расстановки и развития персонала.

     3) Стратегичность, т. е. ориентация  оценки состояния и деятельности  объектов аттестации на требования, вытекающие из комплексной стратегии предприятия и ОАО «Газпром» в целом. В соответствии с принципом многоуровневости системы аттестации ее предметом должна быть оценка соответствия работника требованиям к рабочему месту, сформулированным во внутренних нормативных документах предприятия соответствия коллектива подразделения требованиям к нему обусловленным внутренним разделением труда на предприятии; соответствия состояния и результатов деятельности предприятия (объем, номенклатура и качество продукции или услуг, активы предприятия и т. д.) требованиям, обусловленным стратегическим разделением функций в системе общества.

    4) Гармоничность взаимодействия системы  аттестации с другими подсистемами  управления производством в обществе, то есть обеспечение тесного взаимосогласования целей, объектов и процедур аттестации с процессами формирования и реализации кадровой, технической, финансовой и маркетинговой политики предприятия.

    Создаваться новая система аттестации также  должна синхронно с модернизацией других управленческих подсистем предприятия и компании в целом. Кадровые решения, принимаемые по результатам аттестации персонала и руководства, должны дополняться соответствующими организационно-техническими решениями, направленными на совершенствование организационной структуры и технического оснащения предприятия.

    Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов, обеспечиваемое за счет ежегодного проведения в сроки, определяемые руководителем  предприятия по согласованию с вышестоящей организацией, полномасштабной аттестационной сессии (а также по необходимости - внеочередных локальных сессий) и непрерывной работы аттестационных служб на предприятиях и в управлении кадров и социального развития ОАО «Газпром», а также за счет преемственности аттестации каждого конкретного объекта аттестации.

    Сбор  информации для аттестации осуществляется в рамках систематического непрерывного ежемесячного наблюдения (опроса руководителей, проводимого службой организационно-методической поддержки аттестации). Результаты предшествующей используются при проведении очередных аттестационных сессий. Для реализации этих принципов предлагается концепция многоуровневой непрерывной аттестации в ОАО «Газпром». Объектами аттестации в новой системе являются не только работники предприятий, но и коллективы подразделений (сами подразделения) и ж руководители, а также предприятия в целом и руководители предприятий, входящих в систему Газпрома. При этом результаты аттестации одних элементов организационно-управленческой структуры используются для аттестации другие: так, результаты аттестации подразделения служат исходной информацией, необходимой для аттестации руководителя подразделения, а совокупность данных аттестации подразделений учитывается при аттестации руководителя предприятия. В сочетании с надлежащей организацией аттестационных процедур такой подход позволяет реализовать потенциал аттестации для повышения комплексности и качества управления предприятиями газовой промышленности.

      Совершенствование аттестационных  процессов в ОАО «Газпром» направлено на усиление роли аттестации в реализации социальной стратегии компании в целом и каждого предприятия в отдельности. В настоящее время на предприятиях общества действует сложившаяся система аттестации персонала, а значительной степени сохранившая черты дореформенной модели экономики. Переход к новой системе аттестации, основанной на более полном учете современных особенностей экономики, трудового потенциала и достижениях прикладной теории корпоративного управления, представляет собой самостоятельную организационную задачу. Заметим, что от «качества» этого перевода в значительной степени зависит, приживется ли новая система или будет рассматриваться как очередное быстро проходящее «увлечение» начальства.

    Предлагается  решать эту задачу в соответствии с современной концепцией управленческого ре-инжиниринга, суть которой в данном случае заключается в том, чтобы вместе с коллективом каждого предприятия заново переосмыслить сущность аттестационной деятельности компании. Отказавшись от пооперационного усовершенствования, надо радикально системно перепроектировать аттестационные процессы для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как целевая и экономическая эффективность, качество предоставляемых услуг, уровень, надежность и оперативность обслуживания.

    В практически любом бизнесе, в  том числе и связанным с  удовлетворением базисных потребностей общества, различаются периоды создания, трансформации и ликвидации. Этим циклическим закономерностям подвержена и система аттестации. В соответствии с принятой концепцией, в новой системе аттестации работающего персонала (САРП) предусмотрен механизм самомониторинга, который призван своевременно генерировать сигналы о необходимости модернизации или коренного пересмотра системы.

    Создание  адекватной современным условиям перехода к рыночной экономике (с учетом российской специфики} системы аттестации работников - многоэтапный и разветвленный процесс, при котором в течение длительного  времени задействованы практически все подразделения и персонал компании. Для получения в итоге устойчиво и эффективно функционирующей аттестационной системы этот процесс должен быть структурирован, тщательно спланирован и организован.

    В процессе создания САРП выделяют следующие стадии:

    - разработка;

    - ввод в действие;

    - опытная эксплуатация;

    - стабильное функционирование, включая  корректировку и модернизацию  отдельных элементов;

    - радикальная корректировка;

    - реинжиниринг.

    Система аттестации работников должна находиться в тесном взаимодействии с другими подсистемами управления, в частности, с системой мер поощрения и наказания. Арсенал этих мер должен быть достаточно полным и разнообразным, чтобы, с одной стороны, обеспечивать реализацию социальной (кадровой) политики и, с другой, - возможность выбора адекватной реакции на результаты аттестации. В частности, это означает, что должны быть средства как материального, так и морального поощрения и наказания, причем в достаточном разбросе по «степени мягкости».

2.3. Нормирование и оплата труда

 

    Наряду  со структурой управления на всех уровнях, эффективной оплатой труда и  созданием благоприятных условий  работы, первостепенное значение отводится  нормированию труда.

    Свою  работу в области нормирования труда  управление начало с укомплектования кадрами нормативных станций и лабораторий, так как по количественному составу эти подразделения малочисленны, и подобрать квалифицированных специалистов в области нормирования труда было нелегко. Ставка была сделана на молодых работников, а для углубления их знаний в этой области была организована учеба в г. Калининграде в Отраслевом научно- исследовательском учебно-тренажерном центре, а также в Учебном центре ОАО «Газпром».

Информация о работе Кадровая политика и кадровая стратегия на предприятии