Качество управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников. Принятие решений – процесс систематизированный. Многолетний опят принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой накопленный опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации зависит судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества, такие как искусство анализа ситуации, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки при работе с людьми.

Работа содержит 1 файл

Качество управленческих решений.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Важность  проблем, связанных с принятием  решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников. Принятие решений –  процесс систематизированный. Многолетний  опят принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой накопленный опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации зависит судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества, такие как искусство анализа ситуации, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки при работе с людьми.

     Принятие  решений присуще любому виду деятельности, от них может зависеть результативность работы одного человека, группы.  С  экономической и управленческой точек зрения принятие решений следует  рассматривать как фактор повышения эффективности производства.

     Кризис  качества управленческих решений на всех уровнях власти и хозяйствования тесным образом связан со сложившимися в стране подходами и построению систем управления, уровнем подготовки управленцев и специалистов.

     В условиях рыночной экономики с жесткой конкуренцией переход к концепции научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества управленческой работы обеспечивает выживание организации. Не желающие работать качественно терпят банкротство.

     В современных условиях актуальным является вопрос формирования таких решений, которые были наиболее эффективным. Для этого разрабатываются методологические рекомендации формирования как эффективных решений, так и общей концепции принятия управленческих решений при современных условиях хозяйствования.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь  организации.

     В работе поставлена цель дать общее  понятие управленческого решения,  условий обеспечения его качества.  

     1. Сущность управленческого  решения.

     Решение – это результат выбора из множества  вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или  плана работ.

     Управленческое  решение – это результат конкурентной управленческой деятельности менеджера. Принятие решения является основой  управления.

     Цель  такого решения – обеспечение  движения к поставленным задачам. Поэтому  наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижении конечной цели.

     Решение можно рассматривать как продукт  управленческого труда, а его  принятие  как процесс, ведущий  к появлению этого продукта.

     Существуют  разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими Оправданной считается та точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.

     Подготовка  управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива работников.

     Процесс осуществления решения связан с  реализацией специального плана, который  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива аппарата управления.

     Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на:

    1. стратегическое планирование деятельности организации;
    2. правление управленческой деятельностью;
    3. управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
    4. управление производственной и обслуживающей деятельностью;
    5. формирование системы управления компании;
    6. управленческое консультирование;
    7. управление внутренними или внешними коммуникациями.
 

    2. Качество управленческих  решений

     Опыт  успешных предприятий показывает, что  достижение высокой эффективности  невозможно без наведения порядка  в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. Качество  получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.

     Принятие  управленческих решений и повышение  их качества является важной проблемой.  

     2.1 Понятие качества  управленческого  решения.

     Качество  – это совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные или  предполагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплутационными характеристиками, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хорошего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналом.

     Качество  управленческой деятельности – это  степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений. На качество продукции оказывает влияние не только технический уровень производства, состояние экономики и организации производства, но и профессионализм и культура управленческих решений.

     Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс производства, так как управленческие решения могут загубить эффективное использование самой современной технологии.

     Качество  управленческого решения – это  степень его соответствия внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реализации управленческого решения руководитель должен уделять внимание каждому этапу разработки и реализации решения. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего управленческого решения.  Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству решения присваивается значения 0, а высшему – 1. Общему качество управленческого решения вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.

     Пример. Каждое управленческое решение (УР) требует последовательного выполнения восьми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая процедура имеет только одну операцию. При этом значения качеств процедур оценивались следующими величинами:

     • информационная подготовка — 0,8;

     • разработка вариантов УР — 0,7;

     • согласование вариантов — 0,8;

     • выбор одного варианта — 0,7;

     • утверждение варианта УР — 0,8;

     • реализация УР — 0,7;

     • контроль выполнения — 0,7;

     • информирование — 0,8.

     Значение  качества каждой операции само по себе хорошее. Однако общее качество УР будет равно 0,098! Это очень низкий уровень.

     Поэтому только при профессиональном отношении  ко всем составляющим процесса разработки и реализации правленческого решения можно обеспечить приемлемое его качество.

     На  качество процесса подготовки и реализации управленческого решения оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, методы разработки решения набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки решения, форма его подачи. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные элементы законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации управленческого решения. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, го есть составлять систему.

     Качество  управленческого решения может  рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политической и партийной стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты.

     Каждая  составляющая качества управленческого  решения вносит свой вклад в общее качество. (табл.1)

     Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отводится  организаторской стороне. Она включает, прежде всего, создание творческого  коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива. К этим условиям можно отнести:

  1. создание творческой обстановки при подготовке УР;
  2. обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;
  3. использование современных информационных технологий;
  4. профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов;
  5. использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;
  6. разностороннее рассмотрение всех этапов процесса ПРУР, а особенно ситуацию;
  7. усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);
  8. отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;
  9. осуществление мониторинга решений.

     Этот  далеко не полный перечень может дать представление о качественной стороне  эффективной работы коллектива.

       Таблица 1

     Содержание  основных составляющих качества УР

    Наименование  сторон качества
    Основные  нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР
    Организационная
    Регламенты, инструкции, принятые в компании
    Экономическая
    Сертифицированные методы экономических расчетов
    Социальная
    Права человека
    Технологическая
    Национальные  или мировые технологические  нормативы
    Психологическая
    Прогрессивные традиции и нормы общежития
    Правовая
    Национальные  и международные законодательные  акты
    Экологическая
    Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития
    Этическая
    Прогрессивные традиции и нормы общежития
    Политическая
    Программа национального  развития
    Партийная
    Устав и программа  представляемой партии
 

     2.2 Факторы качества  управленческих решений. 

    Факторы, определяющие качество и эффективность  УР, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды):

  • законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
  • четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
  • объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
  • время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
  • организационные структуры управления;
  • формы и методы осуществления управленческой деятельности;
  • методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
  • субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.
  • состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

Информация о работе Качество управленческих решений