Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель исследования. Выявить подходы к классификации качественных характеристик персонала и определить пути формирования современных квалифицированных кадров. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: - выявить роль персонала на предприятии; - определить подходы к разработке классификаций качественных характеристик рабочей силы и дать оценку качества российского работника; - сформулировать основы кадровой политики в современных условиях; - определить пути формирования квалифицированных работников.
Введение
I. Человеческий фактор трудовой деятельности
1.1 Персонал, кадры, рабочая сила: общее и различия
1.2 Роль персонала в организации
II. Формирование качественных характеристик рабочей силы
2.1 Классификации качественных характеристик работника
2.2 Оценка качеств российского работника
2.3 Влияние технического прогресса и рыночных преобразований на
требования к персоналу
III. Формирование современных работников для социальной сферы
3.1 Роль кадровой политики в современных условиях
3.2 Опыт РГСУ в подготовке квалифицированных кадров для
социальной сферы
Заключение
Список литературы
- мотивации (сфера
профессиональных и личных инте
- свойства (способность
воспринимать определенный
Профессиональные характеристики
Проведенные исследования позволяют выделить четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности:
а) Профессиональные знания:
общие профессиональные знания; знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.
б) Деловые качества:
дисциплинированность, ответственность; честность, добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность.
в) Индивидуально психологические качества:
мотивационная направленность;
уровень интеллектуального
г) Психофизиологические качества:
выносливость, работоспособность; острота зрения, глазомер; острота слуха, дифференциация звука; дифференциация запаха; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).
Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формируется новый перечень качеств.
Нравственные характеристики
Вторая группа нравственная характеристика - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей.
Личностные характеристики
Третья группа показателей оценки – личностные качества: Дисциплинированность, наличие навыков, коммуникативные особенности, организаторские способности, самообладание, самоуправление, уверенность в себе, адекватная самооценка, добросовестность, оперативность, творческая активность. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности.5
2.2 Оценка качеств российского работника
Если мы наблюдаем людей при выполнении ими определенной работы, то мы можем говорить в основном об их образе поведения или достигнутых результатах и в меньшей мере о свойствах личности. Сложность заключается в том, что какой-либо образ поведения может стать результатом действия не проявленных свойств личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается систематичность оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть.
Указанные особенности
применения личностных свойств в
качестве показателей оценки персонала
требуют осторожного и
По мнению ряда западных специалистов, главные черты нашего отечественного характера, мешающие сегодня развитию рыночных отношений и отрицательно воздействующие на дисциплину – это необязательность, отсутствие порядочности и деловой этики, неумение и нежелание работать, психологическая неготовность к самостоятельности, жадность до легких денег, паническая боязнь конкуренции, плюс полная экономическая безграмотность.6
Кроме того, к особенностям
поведения работников следует отнести:
неспособность принимать
По данным обследований ВЦИОМ, проведенного в 90-е годы, не менее 80% работников имели деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено многое из того, что имеет отношение к общественно полезному смыслу трудовой деятельности, развитию профессиональных качеств и пониманию необходимости интенсивно работать ради заработка. Суть трудовой мотивации у большинства работников сводится к желанию иметь гарантированную заработную плату при низкой интенсивности и низком качестве труда. Рассмотрим в таблице основные положительные и отрицательные качества российского работника.
Таблица Качество российского работника7
Положительные |
Отрицательные |
Бескорыстие – готовность отдать последнюю рубашку, как «Иванушка – дурачок» |
Воровство государственной и частной собственности, злоупотребление служебным положением, личное обогащение за счет фирмы |
Благодарность – на собранные деньги строились церкви, школы, памятники, |
Неблагодарность за оказанную помощь, консультации, к учителям, к старшим по возрасту, по должности |
Гостеприимство – умение встретить гостей, готовность истратить последние средства и запасы продуктов для приема гостей |
Пьянство на работе, в семье на отдыхе. Несоблюдение норм выпивки |
Доброжелательность – очень доброе отношение к людям |
Зависть к чужому дому, имуществу, участку, работе, должности, карьере |
Интернационализм – терпимое отношение к людям другой национальности на работе, в браке, общении |
Русский шовинизм – и национализм, пренебрежение к малым нациям |
Искренность – открытость эмоций и чувств к другим людям |
Подозрительность к иностранцам, незнакомым людям, новым технологиям и приемам труда |
Коллективизм – это сознание принадлежности к определенной социальной группе |
Индивидуализм – нежелание кооперироваться, ориентация на свой бизнес |
Покорность – готовность выполнять законы и инструкции администрации и даже терпеть притеснения |
Недисциплинированность, отсутствие уважения к правилам фирмы |
Неприхотливость к работе, пище, удобствам и условиям труда |
Барство – деление работ на «черную» и «белую», руководящую и исполнительскую |
Трудолюбие – природное качество русских |
Лень – нежелание стабильно работать, стремление иметь побольше «перекуров», возможность отложить работу на завтра |
Преданность Родине, предприятию, семье |
Предательство интересов Родины во время войн, увольнение с предприятия в погоне за «длинным рублем» |
Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам |
Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству |
Широта кругозора, умение видеть перспективу, стремление к новым знаниям |
Узость взглядов, нежелание видеть и работать на долгую перспективу, желание сиюминутных успехов |
Искаженное трудовое сознание (иждивенчество) |
Активизированное антикризисное сознание |
Наличие в психике
элементов маниакально- |
Навыки автономной психокоррекции |
Неспособность
принимать стратегически важные
решения и нести |
Склонность к риску |
Зависимость от мнения окружающих |
Стремление к комфортному морально – психологическому климату в организации |
Пассивность, (нежелание действовать) |
Умение полагаться только на себя |
Преобладающая на предприятиях России скудость мотивации и неразвитость потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают работника трудноуправляемым, практически неподвластным стимулированию. Иждивенческий подход к труду породил консерватизм, нежелание воспринимать инновации нежелание повышать квалификацию и получать новые знания, а так же получать новую профессию. В большей своей части такой работник претендует на спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии, похожее на старое место работы, желательно в государственном секторе. В меньшей части работник согласен на интенсивную работу с высокой оплатой.
Кроме названных работников на рынок труда выходит часть работников с богатой трудовой мотивацией, развитым профессионализмом и сохранившимися нравственными основами трудового сознания. Их слабость только в одном – в возрасте: как правило, им около или больше 50 лет. Если работодатель при подборе кадров опирается на формальные процедуры и рекомендации, то шансов найти работу и принести фирмам реальную пользу у этих людей очень мало.
2.3 Влияние
технического прогресса и
Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.
НТП порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в автоматизированном производстве приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально - квалификационного состава работников.8
Высший технический уровень производства с жесткостью технологического закона требует соответствия рабочей силы и средств труда, опережение роста квалификации рабочих в качестве предпосылки эффективного использования новой техники. Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. С экономической точки зрения культурно-технический уровень предприятия – это богатство, которое предпосылку для развития и повышения эффективности производства и НТП.
Влияние профессиональной подготовки рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.
Еще одним важным моментом является характерная особенность современного производства использование ЭВМ, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности производства. В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в течении всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.
Таким образом, в условиях перехода к рыночной
экономике на основе НТП предъявляются новые, более
высокие требования к
работникам, их профессиональной
подготовке, техническим и экономическим
знаниям.
III. Формирование
современных работников для социальной
сферы
3.1 Роль кадровой политики в современных условиях
В связи со сложностью
и многообразием задач
Информация о работе Качественные характеристики персонала в организации