Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы определения менеджмента.
2. Изучить управленческую революцию возникновения менеджмента.
3. Провести анализ различных школ управления.
4.Возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
5. Изучить и провести анализ разнообразие моделей менеджмента.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
А
сейчас по подробней рассмотрим школы
управления существующие в России.
Школа научной организации труда и управления
В России идея рационализма представлена школой научной организации труда и управления П. Кержинцева и А. Гастева. Исследования этой школы имели и большое практическое значение: ее представителями были разработаны нормативные документы памятки, правила, широко внедрявшиеся в то время на предприятиях и в учреждениях
После революции 1917г. управленческая мысль в России основывалась на идеологических постулатах экономической теории К. Маркса, в трудовой теории стоимости которого роль человека в производстве рас сматривалась лишь сквозь призму его функции - конкретного труда, из меряемого затратами рабочего времени. Главной задачей управления считалось достижение экономии общественного труда.
Социально концепция управления Н. Витке (“Организация управления и индустриальное развитие”, 1925г.) включает следующие принципиальные положения:
1) управление - способ реализации творческого потенциала работников;
2) крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих;
З) для обеспечения коллективно сотрудничества необходимо внедрять новые методы управления, минимизирующие послёдствия авторитаризма;
4) организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально освобождая их от на и опеки сверху;
5)
аппарат управления может
В результате формулирования этой концепции были ввёдены в научный оборот такие понятия, как “человеческий фактор производства ”, “коллективно-трудовая деятельность”, “социально-психологическая атмосфера”, “социальная организация предприятия”. Социально-трудовые отношения получили дальнейшее развитие в трудах академика С. Струмилина, исследовавшего проблемы демографии, статистики экономики и организации труда.
Значительный вклад в теорию организации внес А. Богданов( “Всеобщая организационная наука”, 1925г.), который рассматривал её как систематизацию организационного опыта человечества для формулирования организационных законов. Он выделил самостоятельную организационную науку со своими принципами и законами для органического и неорганического мира, положения которой в дальнейшем использовались в теориях систем, организации и кибернетики.
В период индустриализации СССР ключевые проблемы организации управления народным хозяйством решались с участием крупных организаторов промышленного строительства - С. Орджоникидзе и В. Куйбышева. Существенный вклад в развитие централизованного управления народным хозяйством и теории хозяйственного расчета внес Н.Вознесенский. Даже во время Великой Отечественной войны российские организаторы промышленности разрабатывали удивительные по смелости и срокам проекты в сфере военного производства, предусматривавшие перевод предприятий на новые территории и освоение новых видов продукции.
Школа по использованию
Представителями
школы по использованию экономико-
Развитие кибернетики, математической логики и статистики, системотехники способствовало формированию теории управленческих решений в качестве нового раздела управленческой науки и использованию новых методов в исследовании процессов управления: экспертного прогнозирования, сетевых методов и моделей (метод критического пути РЕРТ), теории массового обслуживания, разработки алгоритмов и методов социологических исследований.
Российская школа системных исследований
Российская
школа системных исследований раскрыла
потенциальные возможности
Наибольшее
распространение получили функциональное
и организационное
Объективные процессы экономического развития России в 60--70 годы ХХ века способствовали выделению науки управления как самостоятельной области экономической науки. Особенность управленческой науки состоит в интеграции теории, методологии, практики и искусства управления. Наряду с академическими институтами центрами развития управленческой науки стали высшие учебные заведения, работающие в сфере исследований, образования и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, разработки практических программ научного управления.
В конце 70 начале 80 годов ХХ века в экономике России усиливается спад производства, ведется поиск резервов и ресурсов для обеспечения жизненного уровня населения. Теория эффективности как раздел науки управления становится востребованной практиками, занимает важное место в исследованиях академических и отраслевых институтов, а также высших учебных заведений.
В 90-е годы ХХ века в России происходит переход от командно-административной системы управления к менеджменту.
Современный
менеджмент как способ управления деятельностью
людей, объединенных корпоративными интересами,
отражает в принципах, целях, стратегии,
методах и средствах
1.2. РАЗВИТИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗА РУБЕЖОМ
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960г.).
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
По
мнению М. Мескона и других, за всю
историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три
принципиально различных
Информация о работе Эволюция управленческой мысли в России и за Рубежом