Эволюция управленческой мысли в России и за Рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы определения менеджмента.
2. Изучить управленческую революцию возникновения менеджмента.
3. Провести анализ различных школ управления.
4.Возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
5. Изучить и провести анализ разнообразие моделей менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Оригинал.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что любая наука базируется на использовании исторического  опыта. Изучение уроков истории позволяет  избежать противоречий и ошибок, встречающихся  на ранних этапах развития науки.

    Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

    Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления - изменялось и учение об управления.

    В России, как и в других европейских странах (Франции, Австрии, Пруссии) концепция управления сложилась в XVI - XVIII веках. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений - задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

    В 90-е годы в связи с переходом  к системе управления, основанной на рыночных отношениях стало широко использоваться понятие менеджмента. Данный термин подчеркивал ориентированность коммерческих организаций, предприятий на достижение максимального эффекта их деятельности при помощи умелого планирования, организации, мотивации, корректировки и контроля.

    Развитие  промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение рыночных условий, поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале ХХ века способствовали формированию управленческих концепций, школ научной организации и управления в Европе и США. В то время получили развитие четыре четко различные школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). В России это были школа научной организации труда и управления, школа по использованию экономико-математических методов в экономике и управлении, школа системных исследований.

    На  каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности; акценты  переносились с технологических процессов на человеческие отношения.

    В соответствии с данной целью в  курсовой работе мною решаются следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы  определения менеджмента.

    2. Изучить управленческую революцию  возникновения менеджмента.

    3. Провести анализ различных школ управления.

    4.Возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

    5. Изучить и провести анализ разнообразие моделей менеджмента.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 

    В настоящее время существует много определений менеджмента. Например: В.Р. Веснин дает следующее определение: «Менеджмент - это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка».

    Н.И. Герчикова предлагает определять менеджмент как управление в условиях рынка. Вместе с тем она рассматривает менеджмент в виде организации управления фирмой, работой людей, как процесс принятия управленческих решений.

    Р.А. Фатхутдинов: «Менеджмент - вид профессиональной деятельности людей по организации  достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора».

    Современный экономический словарь трактует понятие «менеджмент» в двух аспектах:

    - совокупность принципов, форм, методов,  приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента

    - достижение высокой эффективности  производства, лучшего использования  ресурсного потенциала предприятия,  фирмы, компании;

    - руководство предприятия, фирмы,  руководящий орган.

    У. Джек Дункан предлагает понимать под  «менеджментом» координацию людских  и иных ресурсов с целью решения  поставленных организационных задач.

    Труд  управленческий и труд непосредственно  производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

    Согласно  концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

    1. Религиозно-коммерческая. Она произошла  в Шумерии в третьем тысячелетии  до н.э. На определенном этапе  жрецы отказались от приношения  кровавых жертв богам, а стали  взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

    2. Светско-административная. Связана  с деятельностью вавилонского  правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до  н.э.), который попытался организовать  эффективную систему управления  своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. 
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

    3. Производственно-строительная. Связана  с правлением в Вавилоне царя  Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который  значительно усовершенствовал организацию  труда на текстильных фабриках  и зернохранилищах.

    Однако  первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к началу двадцатого века.

    Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

    Первой  объективной предпосылкой, которая  стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в  Англии.

    Однако  идея того, что само управление может  реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.

    Третья  предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.

    Появление и оформление управления как области  научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

    Успехи  в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в  других областях знаний, в том числе  с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.

    В то же время в мире происходили  великие перемены, связанные с  научно-техническим прогрессом, с  изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.

    С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:

     Подход к управлению с позиций  выделения различных 
школ, базирующихся на соответствующих концепциях.

    - Процессный подход.

    - Системный подход.

    - Ситуационный подход.

    Основные  этапы эволюции управленческой мысли  могут быть представлены табл. 1. 

    Таблица 1.Эволюция управленческой мысли 1

    Подходы, школы     Годы
    Подход  научного управления     1885-1920 г.г 
    Подход  административного управления     1920 - 1950 г.г
    Подход  с позиций человеческих отношений     1930 - 1950 г.г
    Подход  с позиций науки о поведении     1950 г. - по настоящее время 
    Подход  с позиций количественных методов     1950 г. - по настоящее время
    Подход  к управлению как к процессу     1920 г. - по настоящее время
    Системный подход     конец время 1950-х г.— по настоящее
    Ситуационный  подход     конец время 1960-х г. — по настоящее
 

    Ни  одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в России и за Рубежом