Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:55, контрольная работа
Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия.
Введение 3
Глава 1. Эволюция систем менеджмента XIX-XX веков 5
Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России в XIX-XX веках 12
Заключение 16
Список литературы 17
Федеральное агентство по образованию РФ
Филиал Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Челябинский Государственный Педагогический Университет»
(ГОУВПО «ЧГПУ») в г. Миассе
Кафедра
общегуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Контрольная работа по дисциплине «История менеджмента»
Тема: Эволюция
менеджмента XIX-XX веков
Выполнил: студент 3 курса, гр. 301/5
специальность: «Менеджмент организации»
Биккинеев М.Ф.
Проверил:
к. э. н. Шипилова С.М.
Миасс
2011
Содержание
Введение
Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.п. В этом случае какой-либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей.
Как только люди заселили землю и стали жить племенами, то сразу же появилась потребность в науке и искусстве управления. Очевидно, что для поддержания порядка в сообществе первой сформировалась потребность в политическом управлении. Совместный труд (охота, рыболовство, приготовление и распределение пищи, устройство жилищ, изготовление одежды, орудий труда и оружия), защита от врагов и диких зверей стимулировали зарождение экономического и военного управления.
В настоящее время насчитывается пять управленческих революций в корне менявших роль управления:
«Религиозно-
Светско-административная (1792-1790 год до н.э.) связано с Вавилонским царем Хумураппи, издавшего свод законов управления государством, для регулирования общественных отношений между социальными группами. Вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за работой чиновников.
Производственно-
Командно-
Бюрократическая (конец XIX начало XX века) ее появление связано с возникновением теории «рациональной бюрократии М. Вебера». Основные ее результаты:
- Формирование крупных иерархических структур
- Разделение управленческого труда
- Введение ном и стандартов
- Установление должностных обязанностей.
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Классическое
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепцию бюрократических организаций, предполагающую четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.
Как
самостоятельная наука
Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.
Получив заочно высшее образование, Тейлор уже в 35 лет стал известным консультантом по менеджменту. Дослужившись за 8 лет до должности главного инженера сталелитейной компании в г. Бетлехеме, он провел в 1898 — 1901 гг, первую серию своих экспериментов.
Суть экспериментов заключалась в исследовании процесса подрезки чугунных чашек, который выполнялся самыми сноровистыми рабочими. Разделив операции на отдельные элементы, Тейлор определял с помощью секундомера продолжительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые впоследствии распространялись на всех рабочих. В результате производительность труда возросла в 3,5—4 раза, а заработная плата — на 60%. Причем, это было достигнуто не за счет интенсификации труда, как это довольно часто считают, а прежде всего за счет его рационализации.
Второй эксперимент Тейлора, проводившийся в той же компании, был связан с определением оптимальных способов постановки заготовок на станки и скоростей резания металла.
Тейлор провел несколько десятков тысяч опытов и выявил 12 независимых переменных, влияющих на конечный результат. Для облегчения этого труда ему пришлось даже изобрести специальную счетную линейку.
Поскольку эксперименты Тейлора, в конечном счете, приводили к сокращению потребности в труде, по вполне понятным причинам они вызывали озлобление у рабочих, и его даже собирались убить. Против тейлоризма вначале выступили и крупные предприниматели. Поэтому в 1912 г. палата представителей Конгресса США создала специальную комиссию для изучения системы Тейлора.
Все это заставило его довольно скоро пересмотреть свои излишне технократические взгляды и прийти к выводу, что благосостояние предпринимателей невозможно без благосостояния рабочих, и наоборот.
Свои взгляды Тейлор изложил в книгах: «Управление предприятием» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.). Эти взгляды касались четырех основных проблем: нормирования труда; роли менеджеров; вознаграждения и стимулирования; отбора и обучения персонала.
На
основе тщательного изучения затрат
времени, движений, усилий Тейлор доказал
возможность разработать
Прежде
за результаты производства полностью
отвечали рабочие. Однако Тейлор считал
их ленивыми, не способными самостоятельно
понять сложную организацию
Поэтому он полагал, что каждый менеджер должен не только осуществлять подбор, обучение и расстановку работников на те места, где они могут принести наибольшую пользу, но и устанавливать им задания, распределять материалы, ресурсы, стимулировать их рациональное расходование, высокую производительность, контролировать трудовой процесс и достигнутые результаты.
Тейлор
считал, что менеджер должен определять
для подчиненных порядок
Он писал: «Управление фабрикой и развитие научной организации труда и полагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменили собой личное суждение работника и которые могут быть с пользой применимы только после того, как будет проведен систематический учет, измерение и т.п. их действия».
Предложение возложить на менеджеров обязанность изучать трудовой процесс и вырабатывать научные рекомендации по его совершенствованию, а также повышать квалификацию работников, по сути, означало интеллектуальную революцию.
Тейлор пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда заключается в несовершенстве системы оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект, вознаграждение, приносит в том случае, если будет своевременным, относиться к конкретному человеку, а не к месту, которое он занимает выплачиваться на основе не догадок, а единообразных расценок, выведенных исходя из точного знания, обоснованных критериев.
Вознаграждением он считал и уступки работникам со стороны управляющих, поддержание дружеской атмосферы, а поэтому рекомендовал открывать на предприятиях столовые, детские сады, различные вечерние курсы как средство «для создания более умелых и интеллектуальных рабочих».
В соответствии с его советом на одной из фабрик, где трудились в основном женщины, завели породистого кота, с которым работницы имели возможность поиграть во время перерыва. Это улучшало их эмоции, поднимало настроение и в конечном итоге способствовало повышению производительности труда. Подобные действия должны были, по мнению Тейлора, вызывать у рабочих «добрые чувства по отношению к хозяевам».
В
результате своих исследований Тейлор
сформулировал следующие
1. Детальное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы «со строгими правилами для каждого движения» каждого человека и усовершенствования и стандартизации всех орудий и рабочих условий.