Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Слово менеджмент все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя иногда и отменяя, привычное понятие управление. С одной стороны, такая, во многом не оправданная, замена является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление - это далеко не одно и то же.

Содержание

Содержание:
1. История возникновения менеджмента 2
1.1 Предпосылки формирования менеджмента 2
1.2 Школы и модели менеджмента 7
Глоссарий 15
Список использованных источников 17
Приложения 20

Работа содержит 1 файл

готовая менеджмент.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

22. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М- НОРМА-ИНФРА. 2005.-274.

23. Лайл М.  Спенсер. Компетенции на работе. Издание 4-е, дополненное и переработанное. - М.: Управление персоналом, 2006. - 122.

24. Литвак Б.Г.  Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2004. - 392 с.

25. Маковская  Н. Анализ человеческих ресурсов  в системе управления персоналом. // Кадровик. Управление персоналом. - 2004. - № 3. - С. 82-86.

26. Менеджмент  в России на рубеже веков:  опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие  менеджеры", 2000.- 157.

27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704.

28. Ойкен В.  Основные принципы экономической  политики./Пер. с нем. - М.: Прогресс, 2005.-372.

29. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2001. - С.12.

30. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: ОАО Издательство "Экономика", 1999.-367.

31. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии  личности//Социол. исслед. - 1995. - № 12. - С. 101, 103-104

32. Румянцева  З.П., Соломатин Н.А., Акабердин и др. «Менеджмент организации» Учебное пособие. М. 2005.-382

33. Савкова Е.  Манипулирование в менеджменте. // Кадровик. Управление персоналом. - 2005. - № 11, 12. - С.74.

34. Самоукина  Н.В. Управление персоналом: российский  опыт. - СПб.: Питер: Питер принт, 2003. - 236.

35. Семенова И.И.  История менеджмента: Учебное  пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222.

36. Стишенок И.  Мотивационные побуждения сотрудников  организации. // Кадровик. Управление  персоналом. - 2005. - № 11. - С. 77.

37. Стрекалова  Н.Д. Управление персоналом: Учебное  пособие по специальности «Менеджмент  организации». - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского  гуманитарного ун-та профсоюзов, 2004. - 156.

38. Уткин Э.  А. Курс менеджмента. Учебник  для вузов. - М.: Издательство «Зеркало», 2005.-278.

39. Феонова М.Р.  Управление персоналом: методология  анализа качества рабочей силы. - М.: Наука, 2001. - 516.

40. Хигир Б.Ю.  Нетрадиционные методы подбора  и оценки персонала. - Издание  2-е, дополненное и переработанное. - М.: Управление персоналом, 2006. - 584.

41. Шапиро С.А.  Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224.

42. Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации:  научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников.  Издание 2-е, дополненное и переработанное. - М.: Управление персоналом, 2006. -398.

43. Шонбергер  Р. Японские методы управления производством. - М.: Экономика, 1988.- 371.

Приложение  А

Таблица - Основные этапы развития менеджмента

 
Годы Индивидуум  или этническая группа Основной вклад  в развитие менеджмента  
5000 до  н.э. Шумеры Письменность; регистрация фактов  
4000 Египтяне Признание необходимости  планирования, организации и контроля  
2700 Египтяне Признание необходимости "честной игры". Доверительные  беседы - "облегчи свою душу"  
2600 Египтяне Децентрализация в организации управления  
2000 Египтяне Признание необходимости  письменных запросов. Использование  рекомендаций "штаба"  
1800 Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности  
1600 Египтяне Централизация в организации управления  
1491 Евреи Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения  
1100 Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля  
600 Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату  
500--

Менциус

Китайцы

Сун Цзы

Признание необходимости  систем и стандартов

Признание принципа специализации

Признание необходимости планирования, руководства и организации

 
400 Сократ Формулировка  принципа универсальности менеджмента  
400 Ксенофонт Признание менеджмента  как особого вида искусства  
ок. 400 Кир Признание необходимости  контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов  
350 Греки Использование научных методов труда и рабочего ритма  
350 Платон Формулировка  принципа специализации  
325 Александр Великий Создание штаба  
175 Като Использование описаний работ  
50 Варрон Использование рабочих спецификаций  
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения  
284 Диоклетиан Делегирование полномочий  
900 Альфа раби Требования  к руководителю  
1100 Газали Требования  к менеджеру  
1340 Лука Пачоли (Генуэзец) Двойная бухгалтерия  
1395 Франсиско Ди Марко Учет издержек производства  
1410 Братья Сорансо Использование журнала доходов и гроссбухов  
1418 Барабариго Формы предпринимательской  организации; обработка статистических отчетов  
1436 Арсенал Венеции, венецианцы Учет издержек производства; чеки и балансы для  контроля; присваивание номеров при  инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости  
1500 Сэр Томас Мор Призыв к  усилению специализации; анализ недостатков  плохого менеджмента и руководства  
1525 Никколо Макиавелли Осознание принципа массового согласия; признание необходимости  целеустремленности в организации; определение качества руководителя  
1767 Сэр Джеймс Стюарт Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации  
1776 Адам Смит Применение  принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля, расчет оплаты труда  
1785 Томас Джефферсон Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей  
1799 Эли Уитни Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества, концепция  взаимозаменяемости частей; признание  интервала менеджмента  
1800 Джеймс Уатт, Маттеус Бултон; Сохо, Англия Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное  время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности  
1810 Роберт Оуэн, Нью-Ланарк, Шотландия Использование на практике личного опыта; ответственность  за подготовку рабочих; строительство  домов с удобствами для рабочих  
1820 Джеймс Милл Анализ и  обобщение человеческой мотивации  
1832 Чарльз Баббедж Упор на научный  подход; признание особой важности специализации; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность  труда; исчисление себестоимости  
1835 Маршалл, Логлин и др. Признание и  обсуждение относительной важности функций менеджмента  
1850 Милл и др. Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация -- разделение труда; стимулирование через заработную плату  
1855 Генри Пур Принципы организации, связи и информации в применении к железным дорогам  
1856 Даниэль К.МакКаллум Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном  транспорте  
1871 B.C. Джевонс Использовал на практике мотивационные исследования, изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости  
1881 Джозеф Вартон Разработал  для колледжа курс предпринимательского менеджмента  
1886

Генри К. Меткалф

Генри Р. Таун

Искусство менеджмента; наука управления  
1886 Генри Р. Таун Наука менеджмента  
1891 Фредерик Халси План премиальных  выплат, заработной платы  
1900 Фредерик У. Тейлор Hayчный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между  трудом и менеджментом; высокая заработная плата, равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация, принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию  
1900 Френк Б. Гилберт Наука мотивационных  исследований  
1901 Генри Л. Гантт Задания и система  поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих  
1910 Хьюго Манстерберг Использование психологии в менеджменте и работе  
1910 Харрингтон  Эмерсон Эффективный инжениринг; принципы эффективности  
1911 Харлоу С. Лерсон Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента  
1911 Дж. К. Дункан Первый учебник  менеджмента для колледжей  
1915 Х.Б. Друри и  Р.Ф. Хокси Критика научного менеджмента -- утверждение первоначальных идей  
1915 Ф.В. Харрис Модель экономической партии товара  
1915 Томас Альва  Эдисон Разработка  плана военных маневров в целях  обнаружения и уничтожения подводных  лодок  
1916 Генри Файоль Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях  
1916 Александр Г. Черч Функциональная  концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций  менеджмента и связавший их в  единое целое  
1916 А. К. Эрланг Предвосхитил  теорию очередностей  
1917 У.Г. Леффингвелл Применил научный  менеджмент в ведомствах  
1918 К.К. Парсонс Признал необходимость  использования научного менеджмента  в ведомствах  
1918 Ордвэй Тид Применение  психологии в промышленности  
1919 Моррис Л. Кук Различные области использования научного менеджмента  
1921 Вальтер Д. Скотт Привнес психологические  знания в рекламное дело и работу с кадрами  
1923 Оливер Шелдон Развил философию  менеджмента; принципы менеджмента  
1924 Г.Ф. Додж, Г.Г. Ромиг, У.А. Шумарх Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств  
1925 Рональд А. Фишер Различные современные  статистические методы, включая бейесовскую  статистику, теорию проб и разработку экспериментов  
1927 Элтон Майо Социологическая концепция групповых устремлений  
1928 Т.К. Фрай Статистические  основы теории обслуживания  
1930 Мэри Р. Фоллетт Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента  
1931 Джеймс Д. Муни Признание универсальности  принципов организации  
1938 Честер Барнард Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации  
1938 П. М. С. Блэкетт  и др. Операционные  исследования  
1943 Линдэлл Урвик Сведение воедино  и корреляция принципов менеджмента  
1947 Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис Сделали упор на психологию, социальную психологию и  исследования человеческих отношений  в теории организации; включение  широкосистемной теории организации  
1949 Норберт Винер, Клод Шеннон Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте  
1951 Франк Абрамс, Бенджамин  М. Селекман Ввели искусство  управления в мышлении менеджеров  
1955 Герберт Саймон, Гарольд Дж. Левитт, РобертШляйфер Придали особое значение поведению человека при  принятии решений, которое рассматривалось  ими как идентичный, наблюдаемый  и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента  
1960 Дуглас Макгрегор Доказал, что  отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" -- утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" -- принцип распределения ответственности  
1965 Игорь Ансофф Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования Позднее сформулировал этот подход в книге "Стратегический менеджмент"  
1967 Фред Фидлер Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения  
1967 Джейм Томпсон, Джей Гелбрайт, П. Лоренс, Дж. Лорше Отметили, что  не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и  провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства  
1969 Карл Вейк Исследовал  организации как интерпретируемые системы  
1975 Вильям Оучи, Оливер Вильямсон Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка -- причина  существования фирм  
1975 Генри Минцберг Рассмотрел  организационные структуры от машинной бюрократии до "адхок"-кратии  
1975 Геральд Саланчик Теории властных структур внутри и между организациями  
1976 Розмари Стюард Альтернативы  и ограничения действий менеджера  в разнообразных ситуациях и  различия между отдельными видами управленческих задач  
1980 Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье Теории властных структур внутри и между организациями  
1980 Майкл Портер Выдвинул новые  идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских  качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость  
1982 Джон Коттер, Джон Габарро Исследование  работы высших руководителей. Различные  характеристики и их восприятие во времени  
1982 Теренс Дил, Аллан Кеннеди Создали концепцию  корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие  
1985 Том Петерс Отношение к  потребителям как к людям, а к  персоналу организации -- как к  важному ресурсу развития бизнеса  
       

Приложение  Б

Развитие  теории и практики менеджмента в XXом веке.

 
Школа научного классического менеджмента.

1900

(1885-1920)

«Тейлоризм» - научное, рациональное управление предприятием с перенесением достижений инженерных наук в управление.  
 

1920

(1920-1950)

«Файлеризм» - принципы управления, ориентированные на построение организационных структур и достижение эффективности организации в целом.  
Неоклассицизм и школа человеческих отношений.

1930-1940

(1930-1960)

«Неоклассицизм» (теория организации как социальной системы; как управление с учётом психологических аспектов человека (человеческое отношение)).  
Школа количественного и системного подходов.

1950

(1950- наши дни)

Привлечение систематизирующих  и интегрирующих принципов - разработка и применение теории систем, экономико-математических и экономико-статистических методов  и компьютеризации.  
 

1960

(1960- наши дни)

«Бихевиоризм» (поведенческая концепция) - повышение  эффективности организации за счёт повышения эффективности человеческих ресурсов.  
 

1970

(1970- наши дни)

Ситуационный  подход во взаимосвязях внутренней среды  организации и внешнего окружения бизнеса.  
Школа ситуационного и инновационного подходов.

1980

(1980- наши дни)

Культура управления как мощный инструмент воздействия  на людей (организационная или корпоративная  культура).  
 

1990

(1990- наши дни)

Инновационные и международные процессы - синтез деятельности людей и высоких технологий, либерализация управления, участие работающих в прибыли к капиталу; усиление международного характера управления.  
 

2000

(2000- наши дни)

Глобализация  процессов развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое.  
       

Приложение  В

Таблица - Сравнительный анализ теорий

 
Поход

Тип «А»

Американские  организации

Тип «Z»

Японские организации

 

Человеческий

капитал

Малые вложения в обучение.

Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка.

Крупные вложения в обучение.

Общее обучение

Неформализованная оценка.

 

Трудовой

рынок

На первом месте  внешние факторы. Краткосрочный  найм. Специализированная лестница продвижения. На первом месте - внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.  

Преданность

организации

Прямые контракты  по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочие задания Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая  ориентация в работе.  
       

Информация о работе Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения