Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:41, контрольная работа
Описание работы
Слово менеджмент все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя иногда и отменяя, привычное понятие управление. С одной стороны, такая, во многом не оправданная, замена является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление - это далеко не одно и то же.
Содержание
Содержание: 1. История возникновения менеджмента 2 1.1 Предпосылки формирования менеджмента 2 1.2 Школы и модели менеджмента 7 Глоссарий 15 Список использованных источников 17 Приложения 20
Этот метод
исследования впервые был применен
к отдельно взятому предприятию
американским инженером Ф.У. Тейлором,
которого следует считать основоположником
научного управления производством.
Термин «научное
управление» впервые был предложен
в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора
это название получило всеобщее признание
применительно к его концепции.
Метод исследования
Тейлора заключался в расчленении
процесса физического труда и его организации
на составные части (труд исполнительский
и труд распорядительский) и последующем
анализе этих частей. Целью Тейлора было
создание системы научной организации
труда, базирующейся на основе экспериментальных
данных и анализе процессов физического
труда и его организации.
Создавая свою
систему, Тейлор не ограничивался только
вопросами рационализации труда
рабочих. Значительное внимание Тейлор
уделял лучшему использованию производственных
фондов предприятия. Требование рационализации
распространялось также и на планировку
предприятия и цехов. Функции осуществления
взаимодействия элементов производства
были возложены на плановое или распределительное
бюро предприятия, которому в системе
Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание
того, что работа по управлению -- это определенная
специальность. Основной задачей предложенной
им системы Тейлор считал сближение интересов
всего персонала предприятия.
Философскую основу
системы Тейлора составила концепция
так называемого экономического человека,
получившая в тот период широкое распространение.
В основе этой концепции лежало утверждение
о том, что единственным движущим стимулом
людей являются их потребности. Тейлор
считал, что с помощью соответствующей
системы оплаты труда можно добиться максимальной
производительности труда. Другой ложный
принцип системы Тейлора заключался в
провозглашении единства экономических
интересов рабочих и менеджеров. Цели
не были достигнуты.
Идеи Ф. Тейлора
были развиты его последователями, среди
которых в первую очередь следует назвать
Генри Гантта, наиболее близкого его ученика.
Гантт внес значительный вклад в разработку
теории лидерства.
Френк Гилбрет
и его супруга Лилиан Гилбрет
занимались вопросами рационализации
труда рабочих и исследованием возможностей
увеличения выпуска продукции за счет
роста производительности труда [17,с.30].
Значительный вклад в развитие системы
Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал
принципы трудовой деятельности применительно
к любому производству независимо от рода
его деятельности. Генри Форд продолжил
идеи Тейлора в области организации производства.
В системе Тейлора центральное место занимал
ручной труд. Форд заменил ручной труд
машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в
развитии системы Тейлора.
КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ)
ШКОЛА В УПРАВЛЕНИИ
Классическая
или административная школа в
управлении занимает отрезок времени
с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой
школы считается Анри Файоль, французский
горный инженер, выдающийся менеджер-практик,
один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления,
которая занималась в основном вопросами
рациональной организации труда отдельного
рабочего и повышением эффективности
производства, представители классической
школы занялись разработкой подходов
к совершенствованию управления организацией
в целом.
Целью классической
школы было создание универсальных
принципов управления. Файоль и другие
относились к администрации организаций,
поэтому часто классическую школу
называют административной. Заслуга Файоля
заключается в том, что он разделил все
функции управления на общие, относящиеся
к любой сфере деятельности, и специфические,
относящиеся непосредственно к управлению
промышленным предприятием.
Последователями
Файоля, развившими и углубившими основные
положения его доктрины, являются Линдал
Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред
П. Слоун, Г.Черч[35,с.68]. На основе разработок
Файоля и его последователей сформировалась
классическая модель организации, базирующейся
на четырех главных принципах:
- четкое функциональное
разделение труда;
- передача команд
и распоряжений сверху вниз;
- единство распорядительства
(«никто не работает более чем
на одного босса»);
- соблюдение
«диапазона контроля» (осуществление
руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные
принципы построения организации справедливы
и для настоящего времени, несмотря
на то, что достижения НТП наложили
на них определенный отпечаток. Так,
широкое использование в практической
деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между органами
(звеньями) управления в организации за
счет ускорения обработки информации.
В целом же для
классической школы менеджмента
характерно игнорирование человека
и его потребностей. За это представители
школы подвергаются справедливой критике
со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ
И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Одним из недостатков
школы научного управления и классической
школы было то, что они до конца
не осознавали роли и значения человеческого
фактора, который в конечном счете является
основным элементом эффективности организации.
Поэтому школу психологии и человеческих
отношений, которая устранила недостатки
классической школы, часто называют неоклассической
школой.
Первая попытка
применить психологический анализ к практическим
задачам производства была предпринята
профессором Гарвардского университета
США Г. Мюнстербергом. В 20--30-е годы нашего
столетия зародилась школа человеческих
отношений, в центре внимания которой
находится человек. Возникновение доктрины
«человеческих отношений» обычно связывают
с именами американский ученых Э. Мэйо
и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими
исследованиями в области социологии
производственных отношений.[15,с.39]
Одним из главных
отличий школы психологии и человеческих
отношений является внесение в нее бихевиоризма,
т. е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии
и человеческих отношений является профессор
Школы бизнеса Гарвардского университета
Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих
отношений» рекомендовали уделять серьезное
внимание изменению неформальной структуры
при перестройке формальной структуры
организации. Формальный менеджер должен
стремиться к тому, чтобы стать и неформальным
лидером, завоевав «привязанности людей».
Это -- не простая задача, а «социальное
искусство».[11,с.70]
К недостаткам
школы психологии и человеческих
отношений можно отнести игнорирование
вопросов самоуправления и самоорганизации
рабочих в производстве, учеными
был явно завышен уровень воздействия
на рабочих с помощью социально-психологических
методов.
Однако, несмотря
на критику, которой подвергалась школа
психологии и человеческих отношений,
основные ее положения нашли впоследствии
отражение в новых, более сложных
и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых,
примыкающих к школе психологии и человеческих
отношений, занимают проблемы мотивации
людей в организации. К числу исследователей,
уделивших этим проблемам значительное
внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.
Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.[9,c.168]
Наиболее последовательно
концепция мотивации развита
видным представителем школы психологии
и человеческих отношений, профессором
школы менеджмента Мичиганского
университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор
внес значительный вклад в развитие содержания
теории человеческих ресурсов, сосредоточив
свое внимание на вопросах лидерства,
стиля руководства, поведения людей в
организациях.
ШКОЛА НАУКИ
УПРАВЛЕНИЯ
Становление школы
науки управления связано с развитием
математики, статистики, инженерных наук
и других смежных с ними областей знаний.
Наиболее известными представителями
этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи,
С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р.
Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.[17,c.59]
Школа науки
управления сформировалась в начале
50-х гг. и успешно функционирует
и в настоящее время. В школе
науки управления различают два
главных направления:
Системный подход
предполагает, что каждый из элементов,
составляющих систему (рассматриваемую
организацию), имеет свои определенные
цели. Процессный подход основывается
на положении о том, что все функции управления
зависят друг от друга.
Ситуационный
подход непосредственно связан с
системным и процессным подходами
и расширяет их применение на практике.
Сущность его заключается в определении
понятия ситуации, под которой подразумевается
конкретный набор обстоятельств, переменных,
оказывающих влияние на организацию в
определенное время.
Заслуга школы
науки управления заключается в
том, что она сумела определить основные
внутренние и внешние переменные (факторы),
влияющие на организацию. Второе направление
школы науки управления связано с развитием
точных наук и, прежде всего, математики.
В современных условиях многие ученые
называют это направление новой школой.
Начало применения математических методов
в экономических исследованиях в XIX в.
связывают с именем французского экономиста
А. Каунота (1801--1877). Возможность использования
математики для решения экономических
проблем вызвала большой интерес в России
(приложение Б).
Разнообразие
моделей менеджмента
ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ
МОДЕЛИ
Изучение американской
модели менеджмента представляет известный
интерес. Именно в США впервые
сформировалась наука и практика
менеджмента. Американский менеджмент
впитал в себя основы классической школы,
основателем которой является Анри Файоль.
Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик
сделали много для популяризации основных
положений классической школы. Классическая
школа оказала значительное влияние на
формирование всех других направлений
в американской теории управления.
Переход от экстенсивных
к интенсивным методам хозяйствования
в 20--30-е гг. потребовал поиска новых
форм управления. Постепенно сложилось
понимание того, что для выживания
производства необходимо изменить отношение
к положению рабочего на предприятии,
выработать новые методы мотивации и сотрудничества
между рабочими и предпринимателями[29,c.89].
Современный американский
менеджмент в таком виде, какой
сложился в настоящее время, базируется
на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный
способ организации производства.
3. Корпорация
как основная форма предпринимательства.
Американский
экономист Роберт Хейлбронер указал
на три основных исторически сложившихся
подхода к распределению ресурсов общества.
Это -- традиции, приказы и рынок. Традиционный
подход имеет в виду распределение экономических
ресурсов общества посредством сложившихся
традиций, от одного поколения к другому.
Командный подход подразумевает распределение
ресурсов через приказы. Рыночный подход
предусматривает распределение ресурсов
с помощью рынка, без какого-либо вмешательства
общества. Этот подход является наиболее
эффективным.
Современная американская
модель менеджмента ориентирована
на такую организационно-правовую форму
частного предпринимательства, как корпорация
(акционерное общество), возникшую еще
в начале XIXв. Американские корпорации
широко используют в своей деятельности
стратегическое управление. Это понятие
было введено в обиход на стыке 60--70-х гг.,
а в 80-е гг. охватило практически все американские
корпорации.
Основой стратегического
управления является системный и
ситуационный анализ внешней (макроокружение
и конкуренты) и внутренней (научные
исследования и разработки, кадры
и их потенциал, финансы, организационная
культура и пр.) среды.[22,с.66]
Важнейшей составной
частью плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее
в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений. Для снижения сопротивления рабочих
организационным изменениям, происходящим
в корпорациях, разрабатываются программы
повышения «качества трудовой жизни»,
с помощью которых работники корпорации
привлекаются к разработке стратегии
ее развития, обсуждению вопросов рационализации
производства, решению разнообразных
внешних и внутренних проблем.
Американские
ученые продолжают ставить и разрабатывать
реальные проблемы менеджмента. Американская
практика подбора руководящих работников
делает главный акцент на хорошие организаторские
способности, а не на знания специалиста.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ
За последние
два десятилетия Япония заняла лидирующее
положение на мировом рынке. На ее
долю приходится 44,5% общей стоимости акций
всех стран мира. И это притом, что население
Японии составляет всего 2% от населения
земного шара