Эволюция менеджмента как научной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:29, реферат

Описание работы

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

     Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение  уже во второй половине ХХ века. Научно-технический  прогресс, давший мощный толчок широкой  автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее  воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями.

     Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как  особая методология научного анализа  и мышления. Суть системного подхода  заключается в представлении  об организации как о системе, т.е. совокупности взаимосвязанных  элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что  её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов.

     Качество  организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется  в том, что результат функционирования системы в целом получается выше (ниже), чем сумма одноимённых  результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и  тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового  свойства, но различной эффективности  в зависимости от того, как эти  элементы будут взаимосвязаны между  собой, т.е. как будет организована сама система.

     Особенность системного подхода состоит в  том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный  подход говорит лишь о том, что  организация состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем  и является открытой системой, которая  взаимодействует с окружающей средой.

     2.3 Ситуационный подход 

     Ситуационный  подход внёс значительный вклад в  теорию управления, раскрыв возможности  прямого приложения теоретических  положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором  правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и  путях их решения.

     Ситуационный  подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. В нём  сохранены основные концепции и  подходы, которые применимы ко всем организациям. Но признавая, что общий  процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические  приёмы, которые используются на практике для достижения целей предприятия.

     Ситуационный  подход стал логическим продолжением системного подхода к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей  с внешней средой.

     Производственные  системы, как системы открытого  типа, имеют входные и выходные каналы, которые позволяют взаимодействовать  с внешней средой. Согласно ситуационному  подходу вся организация внутри предприятия есть ответ на различные  по природе воздействия факторов внешней среды.

     Ситуация  – центральный момент этого подхода. Она означает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Число факторов внешней среды, воздействующих на производственную систему, столь велико, что из этого многообразия выделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов, влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не более десятка факторов внутренних и внешних переменных, существенно значимых для успешного управления предприятием.

     Ситуационный  подход, вобрав в себя все достоинства  предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и  внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу все известные  концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его  часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее время  лучшим способом сделать управление эффективным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Практика  управления имеет такую же древнюю  историю, как и сами организации, но управление стало признанной и  широко распространенной научной дисциплиной  только начиная с 1910 г.

     Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ  для повышения эффективности  на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более  широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы  заключалась в том, что понимание  человеческих потребностей и социального  взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и  ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в  защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

     Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей  и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку  она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой  концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

     Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. В данной книге основными функциями считаются  функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются  связующими процессами, поскольку они  требуются для реализации всех основных четырех функций.

     Системный подход рассматривает организацию  как открытую систему, состоящую  из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и  выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей средой.

     Ситуационный  подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию.

     Учения  об управлении условно можно разбить  на две группы: "одномерные" и "синтетические". "Одномерные" учения концентрируют  внимание на решении одной из проблем  управления: задачи, люди, организация  управленческой деятельности. Наиболее известными "одномерными" концепциями  являются "научное управление", разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские  учения, учения об организации основоположником которых являются А. Файоль . и М. Вебер.

     В данной работе представлены некоторые  различия между организациями древности  и современными организациями. Описаны  три подхода к управлению и  три школы управленческой мысли, которые получили развитие в первой половине XX века. Также рассмотрено, что общего между различными подходами  к управлению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

     
  1. Валовой Д. В. История менеджмента: учебное пособие / Д. В. Валовой. – М. : Инфра-М, 2000. – 300 с.
  2. Иванов Л. Б.  Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли: учебное пособие / Л. Б. Иванов. – СПб. : ИД Питер, 2008. – 430 с.
  3. Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Мн. : Мисанта, 2003. – 624 с.
  4. Кравченко А. И. История менеджмента: учебное пособие / А. И. Кравченко. – М. : Академический Проект, 2002. – 560 с.
  5. Кредисов А. И. История учений менеджмента: учебное пособие / А. И. Кредисов. – Киев: ВИРА-Р, 2000. – 336 с.
  6. Управление организацией: учебник для вузов / А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин. – М. : Инфра-М, 2006. – 669 с.
  7. Черныш Л. П. Теория управления. Менеджмент. В 3 ч. Ч. 2. Классики менеджмента / Л. П. Черныш, Л. П. Ермалович. – Мн. : БГУ, 2007. – 376 с.

Информация о работе Эволюция менеджмента как научной дисциплины