Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности этики менеджмента, этические нормы менеджеров в организации и особенности этики менеджмента в бизнесе.
Введение…………………………………………………………..………………3
1. Содержание этики менеджмента.…...........................................................5
1.1. Понятие и сущность этики.………….........................................................5
1.2. Этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства………………….9
1.3. Этическое принятие решений…………………………………………….15
1.4. Управленческая менеджерская этика.…………………………………...19
1.5. Факторы формирования этики менеджмента...………………………….22
1.6. Проблема этики в современной России………….....................................26
2. Этика управления на примере гостиницы «Аркадия»…………………..28
2.1. Краткая характеристика гостиницы «Аркадия»………………………....28
2.2. Оценка уровня этичности в гостинице «Аркадия»……………………...29
Заключение………………………………………………………..........................32
Список литературы……………………………………………….........................
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных или очень сильно затруднить это общение.
Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило морали: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, уже убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий.
Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая представляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образам, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом.
Следует иметь ввиду, что деловая этика – это не поучения и моральные нормы бизнеса (доверие, честность, взаимное уважение). Все это очень важные вещи, но они составляют только часть этики – нормативную этику. Понятие этики также не стоит смешивать с этикетом (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.). Эти правила хорошего тона достаточно просто выучить и придерживаться их, но по соблюдению норм этикета нельзя судить, придерживается ли менеджер или организация норм деловой морали. Деловая этика поднимает вопросы использования заповедей в конкретных ситуациях. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама, использование конфиденциальной информации, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, управление людскими ресурсами и др.
Структура этики бизнеса представлена тремя группами норм.
1. Нормы высшего уровня (гипернормы), основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. В Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. Они сводятся к следующему:
Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к:
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.
2.
Национальные нормы (
3.
Корпоративный уровень (
При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с другой культурой, чем у центрального подразделения. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, следует считаться и с микронормами. Например, если компания из развитой страны создает предприятие в отсталой стране, она вводит принятие в стране базирования материнской компании правила техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и детский труд. Считается, что данные гипернормы, отвечают как интересам отсталой страны, так и ее развитых партнеров. Однако оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать принцип справедливости в отношении других предприятий.
Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются. Противоречивые и неясные нормы трудно использовать для принятия решений. Неоднозначен, например, вопрос о применении физического труда женщин. В некоторых странах их используют на тяжелых работах, чего не принято делать в развитых странах, и конфликт норм налицо. Если решать такой вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения все же не должны полностью игнорироваться. Можно, например, ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно, по мере возможности, обеспечить «подгонку» норм и их логическую взаимосвязь.
При разработке управленческих решений приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если принимаются во внимание все или большинство аспектов, решение наиболее обоснованно. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеется у многих решений, задевающих интересы других людей или организаций, но верное решение не всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшит ли выгоду от реструктуризации моральные издержки вследствие сокращения штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.
Для
бизнеса естественна ведущая роль экономического
обоснования принимаемых решений, но это
не значит, что этика либо безоговорочно
уступает, либо препятствует экономической
либо иной выгоде. Менеджеры зачастую
напрасно приписывают этике «антиприбыльную»
направленность и исключают ее из рассмотрения.
Такая позиция ошибочна: при выработке
оптимального решения важно, чтобы этические
соображения усиливали действие экономического.
Этика не претендует на роль «судьи», она
скорее направлена на выработку всесторонне
обоснованного решения, оправданного
со всех точек зрения.
1.3. Этическое принятия решений
Принять решение, какие действия являются этичными, а какие – нет, сверхтрудная задача. Менеджеры обнаруживают, что решающий фактор, по которому мы относим решение к этичному или не этичному – это последовательность решения. Поэтому менеджеры часто пытаются применять тот философский подход, который обращает внимание на последовательность того или иного решения. Существует три основных этических подхода: утилитарный, нравственно-правовой и подход социальной справедливости.
1.
Тот, кто применяет
2.
Тот, кто придерживается
3. Тот, кто принимает подход социальной справедливости, судит о том, насколько его действия справедливы и беспристрастны при распределении наград и ценностей между отдельными личностями и группами. Эти идеи проистекают из двух принципов, известных как принцип свободы и принцип разногласия. Принцип свободы утверждает, что человек имеет определенные свободы, совместимые с такими же свободами, которыми обладают другие люди. Принцип разногласия утверждает, что если возникают сомнения в правильности какого-либо решения, то все социальные и экономические несправедливости должны устраниться таким образом, чтобы можно было более справедливо распределить товары и услуги.
Кроме
этих определяющих принципов, существует
ещё три «практических
1.
Согласно принципу правосудия
отношение к человеку не
2.
Принцип справедливости
3.
Принцип естественных