Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:18, контрольная работа
Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета.
Другими словами можно сказать, что этика менеджмента – это наука, рассматривающая поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна там, где действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.
Целью данной работы является выявление основных принципов этики менеджера, его моральных принципов, а так же делового этикета.
Введение
1. История возникновения и развития этики менеджера
1.1. Основные принципы этики менеджера
1.2. Внешний вид менеджера
1.3. Этика служебных отношений
2. Сущность и значение этикета
2.1. Деловой этикет менеджера
2.2. Правила делового этикета
2.3. Речевой этикет
2.4. Этикет телефонного общения
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине менеджмент
На тему «Этика и этикет менеджера »
Вариант 25
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение
1. История возникновения и развития этики менеджера
1.1. Основные принципы этики менеджера
1.2. Внешний вид менеджера
1.3. Этика служебных отношений
2. Сущность и значение этикета
2.1. Деловой этикет менеджера
2.2. Правила делового этикета
2.3. Речевой этикет
2.4. Этикет телефонного общения
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «управление», используя интуицию, как на которую опирались руководя людьми (подчиненными).
Только с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как отдельная наука, название которой - менеджмент.
Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен управлять своими подчиненными, что бы предприятие было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.
Следовательно, менеджер должен правильно планировать и организовывать свою работу.
Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.
Английское слово «менеджмент» сегодня известно каждому образованному человеку. В самом простом понимании, менеджмент – это умение с помощью труда, интеллекта, мотивов поведения других людей добиваться поставленных целей. Менеджмент – по-русски «управление» - система функций, вид управленческой деятельности. Менеджмент – это также область человеческих знаний, научных исследований, помогающих наилучшим образом осуществлять управленческие функции. Менеджмент – это область деятельности определенной категории людей, целого социального слоя – менеджеров, которые осуществляют работу по управлению[1].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения менеджера. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с иностранными фирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. В результате они становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров и клиентов. Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи прекращают все переговоры с представителями, не соблюдающими элементарных правил делового этикета.
Так же очень высока важность данной темы потому, что половина репутации вашей фирмы, достигнутые успехи зависят от соблюдения деловой этики и этикета представителями, рядовыми сотрудниками, руководителями данной организации.
Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета.
Другими словами можно сказать, что этика менеджмента – это наука, рассматривающая поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна там, где действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.
Целью данной работы является выявление основных принципов этики менеджера, его моральных принципов, а так же делового этикета.
1 История возникновения и развития этики менеджера
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Когда Россия перешла к рыночной экономике, появилась проблема формирования соответствующего этой экономике менеджмента. Т.к. не существует общего, исторически сложившегося аналога перехода от административно-командной системы управления, то возникает вопрос о том, что должна быть сформирована модель современного российского менеджмента. Такая ситуация возникла из-за того, что Россия всегда шла по собственному пути развития, а так же из-за нарушений преемственности в развитии нашей страны.
На протяжении ХХ века эти нарушения происходили, как минимум, дважды: в результате Октябрьской революции 1917 года, а так же в 1991 году после распада СССР и из-за кризиса административной командной системы управления страны.
Влияние геополитического положения: т.к. Россия находится как в европейской, так и в западной части, то в менталитете соединяются обы противоположных начала (восточного и западного). Западное начало- стремление к свободе, индивидуализму. Восточное же начало характеризуется высокой степенью духовности, консерватизмом, коллективизмом. Соотношение коллективизма и индивидуализма, как двух совершенно противоположных основ менталитета, постоянно меняется.
К примеру, до 1917 года господствовал коллективный образ жизни, в советское время на вооружение взята коллективистская идеология. Человек в этом случае ничего не значил. Коллективизм обладает рядом преимуществ, среди которых взаимодействие, взаимопомощь, обмен опытом и т.д., но так же имел и недостатки: возможность уйти от ответственности, отвести от себя вину, ограничение свободы человека, порождение безынициативности.
Индивидуализм подразумевает социальное равенство, свобода личности.
Спустя 10 лет после начала рыночных реформ, выяснилось, ято большая часть населения выступает за социальное равенство населения, но работа в команде всегда была более эффективной. Таким образом, возникала задача оптимального сочетания обеспечения социального равенства, справедливости, работы в команде и соблюдения личных интересов каждого. К традиционным ценностям также добавилась свобода деятельности, высокая ответственность, в том числе и за собственное благополучие.
Вообще, наряду с такими противоположными началами, как коллективизм и индивидуализм, в российском менталитете сочетаются и такие противоположности, как трудолюбие и леность, дефицит вежливости и высокий уровень культуры (литература, искусство), готовность к переменам и консерватизм, образованности и недисциплинированность и .д.
В таких условиях основной задачей менеджмента становится использование сильных сторон населения и нейтрализовать его слабые стороны.
В общем и целом, основной особенностью российского менеджмента является его гибкость, его приспособляемость, маневренность.
Российский менталитет заставляет государство вмешиваться в экономику куда больше, чем в западных странах. Вместе с экономическими методами должны быть использованы и административные методы управления. Менеджмент в России должен учитывать противоречия, различия по регионам, развитие т.п. Это развитие идет в направлении увеличения индивидуализации, материальной обеспеченности и снижении политизированности.
1.1. Основные принципы этики менеджера
Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом.
Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.
В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:
Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
Вся прибыль (а также другие доходы производства) – результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
При разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции.
10 принципов делового поведения были сформулированы в работе Л. Хосмера, американского социолога:
1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании;
2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать;
3. Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи и поддержки в коллективе;
4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон- это основные моральные нормы современного общества;
5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь;
6. Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь;
7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого;
8. Никогда не делай того, что может повредить слабым;
9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека;
10. Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона.
Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.
Каждый для себя вырабатывает свою схему общения с другими людьми, воздействия на них. Существует несколько основных критериев, благодаря которым можно выбрать наилучшую схему поведения, они помогут избежать возможных ошибок в процессе общения, а также добиться наилучших результатов.
Первый критерий: соответствие этой схемы закону и порядку.
Вторым критерием: нравственность ( честность, справедливость, совестливость. Соблюдение и осознание этих понятий является гарантом того, что схема выбрана правильно.
Третьим критерием: оценка ситуации, в которой личность действует или в которой оказалась из-за некоторых обстоятельств. оценка ситуации (с помощью интуиции или умозрительная) это важнейшее условие оптимизации схемы поведения
Четвертым критерием: цель, которую ставит перед собой человек. Чем цель значительнее, тем больше человек ею увлечен, т.е. добивается ее с большим усердием и энтузиазмом.
Пятый критерий: самокритичная оценка возможностей для использования определенной модели поведения. Копирование чужого стиля в общении опасно.
Шестой критерий: выделение и конкретизация собственных возможностей.
Седьмой критерий: психолого-половые характеристики человека, т.е. его личностные и деловые качеств, которые партнеры ожидают от него.
Выбор той или иной схемы (модели) поведения зависит от самого человека, его личности, набора его психологических характеристик и моральных принципов, а так же от того, с каким именно человеком надо общаться.