Этика и этикет менеджера на примере предприятия ООО «Стрид-АС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
изучение теоретических основ этики и этикета необходимых менеджерам для успешной управленческой деятельности;
на основе рассмотренных данных разобраться в структуре этики бизнеса, этических проблемах деловой жизни предприятия ООО «Стрид-АС», разработать предложения по совершенствованию деловой этики и этикета в управлении.

Работа содержит 1 файл

этика+.docx

— 163.32 Кб (Скачать)

    – темные брови придают выражение  уверенности, однако при «обработке»  бровей они не должны терять естественности.

    Духи  – дорогие, но запах их должен быть едва уловим.

    Украшения. Лучше одно хорошее и дорогое, чем несколько среднего достоинства. «Но самое главное украшение - обручальное кольцо». Его рекомендуется носить на работе и незамужним женщинам. Что касается других колец, то их максимальное количество – одно.

    В наши дни получили широкое распространение  всевозможные деловые мероприятия, проводимые вне своего учреждения: семинары, конференции, школы бизнеса  и т. п. Как должна выглядеть на них деловая женщина? В отличие  от мужчин, которые могут позволить  себе в этих случаях некоторые  вольности, деловая женщина, увы, лишена этих «маленьких радостей». Одежда и  здесь должна оставаться строгой, цвета  – умеренными. «Кричащие» ткани  противопоказаны. Не рекомендуется  носить брюки.

    Современный менеджер должен выработать свой собственный стиль. Его внешний вид должен стать визитной карточкой в деловом мире. Так как наш внешний вид несет информацию о наших деловых и личных качествах нашим партнерам и работодателям [4, с. 112].

    Далее рассмотрим следующий немаловажный аспект этики и этикета менеджера - жесты или невербальный этикет.

    Для успешного ведения дел, продвижения  по карьерной лестнице важно учитывать  невербальный (бессловесный, деловой  язык). В понятие невербального  языка входит не только умение интерпретировать тесты, мимику партнера, но и контролировать свое поведение. Почему по проявлению невербального этикета рассуждают об общей культуре человека? Сравните вежливое положение лицом к собеседнику  и невежливое - спиной к нему. Жестом можно приветствовать и прощаться  с человеком, обратиться к знакомому  и незнакомому. Жестом можно обидеть  собеседника, а можно доставить  ему радость. Многие из нас знают  разницу между жестом торжественным  и развязным, дружеским и официальным. Поэтому жест может многое рассказать о человеке, о его воспитанности  и культуре поведения. По наблюдениям французского психолога Франсуа Сюлже, результаты которых можно увидеть на рисунке 2, оказывается, что при разговоре люди придают словам 7% значимости, интонации - 38% , мимике и жестам - 55%. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов [5, с. 213].

    

    Рисунок 2 – Наиболее значимые факторы при  разговоре 

    Об  уровне общей культуры человека, его  тактичности, деликатности и вежливости можно говорить по используемым жестам в той или иной ситуации. Специалисты  в области невербального этикета  рекомендуют не злоупотреблять жестами, особенно если вы не уверены, что ваш  собеседник их правильно поймет.

    Очень остроумными и внимательными  необходимо быть при «передаче» и  «прочтении» жестов, которые в  разных странах мира интерпретируются - по-разному. Обратимся к некоторым  примерам рассмотрим жесты, которые  приняты в европейских странах, но по значению отличаются от принятых у нас.

    Если  вы готовы отвечать у доски или  с места на вопрос преподавателя, то вы тяните руку, в европейских  образовательных учреждениях поднимают  указательный палец правой руки. В  Германии по окончании лекции можно  услышать стук кулаков по столам - это  не знак протеста, а благодарность за хорошую лекцию.

    Мы  привыкли считать, загибая пальцы и  начиная с мизинца. У европейцев при счете пальцы левой руки отгибаются из центра ладони (если счет ведется  одной рукой, то первым в сторону  выбрасывается большой палец, затем  указательный и т.д.). Для нас уже  стал привычным жест, образовательный  большим и указательным пальцами - «ноль», который в США и многих других странах означает: «все нормально», «отлично»,

«о, кей». В Японии он означает «деньги», и  в Португалии воспринимается как неприличный.

    В процессе общения собеседники часто  кивают головой. У одних народов  этот жест является знаком согласия, а  у других, например у болгар, - знаком несогласия.

    Для людей, занятых в сфере обслуживания и бизнеса, общающихся по роду своей  деятельности с огромным количеством  разных людей, значение невербального  этикета является неотъемлемой частью профессионализма. Умение заинтересованность собеседника своей продукцией, успешно  провести презентацию товара, добиться оформления заказа во многом зависит  от умения понимать невербальный язык партнера.

    Важным  атрибутом деловых встреч является рукопожатие. Оно очень информативно, особенно обращают внимание на его  интенсивность и длительность. О  безразличии говорит вялое рукопожатие  сухих рук. При сильном волнении у людей бывают влажные ладони (но подавать влажную руку считается дурным тоном).

    Удлиненное  рукопожатие, сопровождаемое улыбкой, демонстрирует дружелюбие. Не рекомендуется  протягивать руку тыльной стороной вниз, а также задерживать руку партнера в своей руке, поскольку  у него может возникнуть ощущение «попадания в капкан». Долгое рукопожатие  может говорить о скрытой борьбе за лидерство.

    Рука, поданная ладонью вниз, показывает превосходство партнера и читается: «беру контроль и ответственность  на себя». Это рукопожатие называют «подавляющее». Для его нейтрализации  специалисты рекомендуют подойти  намного вперед. В этом случае руки автоматически переходят в вертикальное положение, которое свидетельствует  о партнерском рукопожатии: «мы  равны и готовы к взаимодействию». Рука, поданная для рукопожатия ладонью  вверх, означает согласие на подчинение: «отдаю вам контроль над ситуацией».

    Третий  основной аспект этики - речевой этикет.

    «Пулей  попадешь в одного, а метким словом — в тысячу», — утверждает солдатская мудрость.

    Успешная  деятельность фирмы, ее имидж в определенной степени зависят от того, насколько правильным языком разговаривают ее руководители и служащие, насколько грамотно и литературно они ведут переписку.

    Невозможно  переоценить значение речи (словесного общения) для руководителя. Это:

  • инструктаж подчиненных;
  • выступление на собрании, совещании;
  • постановка задачи;
  • дружеская и воспитательная беседы;
  • анализ ошибок подчиненных.

    Менеджер  находится в постоянном общении: в непосредственном диалоге (с подчиненными, руководителем, сослуживцами, посетителями офиса) и опосредованном (телефон, электронная почта).

    В общении с другими людьми менеджер проводит значительную часть рабочего времени, поэтому ему необходимо владеть правилами речевого этикета.

    Самое главное и трудное в речевом  этикете — это умение слушать других людей. Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому ¾ возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применения. И обычно находят его в посторонних мыслях. Так как люди не умеют слушать другого, даже сосредоточившись на предмете, они многое упускают. Происходит это оттого, что человек очень быстро переключается на собственные мысли. Собственные мысли человека и внешние помехи отвлекают внимание собеседников тем незначительнее, чем важнее и интереснее информация и сам собеседник. Для получения исчерпывающей информации менеджеру следует внимательно слушать своего руководителя, коллег по работе, подчиненных, делового партнера. Иначе вам придется все время переспрашивать, а это подорвет ваш авторитет.

    Нельзя  перебивать собеседника, следует дослушать  его до конца, особенно если он чем-то раздражен. Будьте по возможности кратки. Не стоит отнимать время у других своим многословием. К тому же многословие  — признак неуверенности. Не рекомендуется исправлять ошибки речи собеседника, показывая тем самым, что вы умнее и грамотнее его.

    Менеджер, как и любой другой работник, должен владеть культурой речи, которая определяется объемом активного словаря, дикцией, а также владением речью.

    Воспитанные люди не допускают в своей речи жаргонных выражений.

    Очень режет слух засорение речи словами-паразитами. Все эти «ну», «значит», «так сказать», «как бы», «там», повторяемые через каждое слово, лишают речь убедительности.

    Менеджер  работает с людьми, поэтому словам, сказанным им, придается большое значение. Отсюда требования к подбору слов (словарному запасу), общей эмоциональной окрашенности речи, к ее содержательной стороне и прочим ее характеристикам, включая технические (дикцию, темп речи, ритм и т. п.) Ведь если менеджер имеет плохую дикцию, нечетко произносит слова, особенно окончания, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные последствия. 

    2 АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРИД-АС») 

    2.1 Анализ этического климата в российских компаниях 

    С чем приходиться сталкиваться российским менеджерам? Приведем результаты исследования, проведенного в 1996 и 2008 году. В 2000 г. группа американских ученых (Cатиш Дешпанд, Элизабет Джордж и Джейкоб Джозеф) опубликовала статью «Этический климат и менеджерский успех в российских организациях» (Deshpande, George, Joseph, 2000). Выводы исследователей были основаны на результатах опросов 136 человек, проведенных в одном  из российских регионов в 1996 г. Респондентам задали пять вопросов:

  • Приходилось ли вам на работе поступаться этическими принципами?
  • Считались ли вы на работе с тем, что успешные менеджеры скрывают информацию, выставляющую их в невыгодном свете?
  • У вас на работе успешные менеджеры уклоняются от ответственности за совершенные ими ошибки?
  • У вас на работе успешные менеджеры выставляют своих подчиненных или коллег в невыгодном свете?
  • У вас на работе успешные менеджеры присваивают идеи и результаты работы своих подчиненных или коллег?

      В марте 2008 г. кадровый центр  SuperJob.ru по договоренности с «Ведомостями»  провел опрос 1000 менеджеров российских. Оказалось, что доля людей,  считающих, что в их организациях  сомнительные с точки зрения  этики поступки ведут к успеху, значительно возросла . При этом  процент респондентов, утверждающих, что для достижения успеха  им приходится поступаться этическими  принципами, резко снизился ,это можно увидеть на рисунке 3 [17, с. 118].

    После обсуждения в группах участниками был выделен ряд причин , указанных в таблице 2, которые могли бы объяснить низкий уровень этического климата в компаниях [12, с. 104].

    

    Рисунок 3 - Изменение этического климата в российских компаниях 

Таблица 2 – Причины низкого уровня этического климата

    
причины уровень
Индивидуальные  характеристики

Стремление выглядеть  лучше, чем есть

Отсутствие оценки собственного поведения

Реализация личных интересов

 
ЛИЧНОСТЬ
Сокрытие  информации в корпоративных интересах

Пример работы руководителей

Легкость управления

 
ГРУППА/ОРГАНИЗАЦИЯ
Изменение морально-этических принципов общества

Конкуренция на рынке труда

Нечеткое определение  этических норм

 
ОБЩЕСТВО

    На  уровне личности: различные индивидуальные характеристики указываются в качестве причин неэтичного поведения. Например, стремление к реализации личных интересов приводит к тому, что руководитель в условиях неопределенности, использует сложившуюся ситуации для достижения личных целей. Данные цели при этом могут противоречить организационным целям. Когда становится непонятен механизм ответственности, остается полагаться на личность человека, его ценности и принципы. Здесь важным оказывается умение оценить свое поведение. Отсутствие рефлексии ценностей, стоящих за тем или иным выбором, также может приводить к неэтичному поведению. «В чужом глазу соломинку видит, а в своем — бревна не замечает»,- говорится о такой личностной позиции в пословице.

Информация о работе Этика и этикет менеджера на примере предприятия ООО «Стрид-АС»