Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Донаучный период развития менеджмента – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. до XVIII века.
Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.32 Кб (Скачать)

                                                 Часть 1

                                Этапы развития менеджмента.

Донаучный период развития менеджмента – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. до XVIII века.

Менеджмент (от англ.  management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Менеджмент можно условно разделить на три основных институциональных сферы:

бизнес;

государственная социально-экономическая  система;

некоммерческие институциональные  организации.

 

Менеджмент в той или  иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как  правило, в трех сферах человеческого  общества: 
1) политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах; 
2) экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов; 
3) оборонительной – защита от врагов и диких зверей. 
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.).

К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого  искусства того времени, поскольку  строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в  планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

В Римской империи были построены  хорошие дороги, отдельные из которых  используются и сейчас, что позволило  ускорить связь с провинцией и  оперативно собирать налоги и дань. Империя славилась своей военной системой, которая являлась образцом для современных армий.

Китай. Великая Китайская стена, многочисленные армии, чрезвычайно  развитая система дорог, торговля шелком — свидетельствуют об успешной практике менеджмента в древнем Китае. Принцип разделения труда применялся еще в 1850 г. до н.э., а текучесть  кадров была известна с 400 г. до н.э.

В древние времена управление развивалось  на основе опыта, не имея теоретической  основы, методом проб и ошибок. Обмен  идеями осуществлялся в узком  кругу правителей, военных и церковных  деятелей. Но уже в средние века встречаются труды, тематика и содержание которых во многом предшествуют современным  идеям управления.

Николо Маккиавелли (1469-1527 гг.), итальянский  государственный и политический деятель, в своих трудах попытался  вывести законы государственной  власти. Он был первый, кто исследовал, как получить и использовать власть. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате “Государь”.

Римская католическая церковь является ярким примером рациональной организации  управления. Она эффективно управлялась  в давние времена и столь же успешно действует и теперь, являясь  более “современной”, чем структуры  многих сегодняшних организаций. Она  отличается сильной централизованной и в то же время простой административно-ответственной  системой взаимоотношений. Ее можно  считать уникальной организацией в  части выживаемости и продолжительности  существования.

Россия. Наибольшего расцвета Российское государство достигало при умных  и энергичных правителях, умело использующих власть и законы во благо отечества. Так было в древней Руси при  Ярославе Мудром и Владимире Мономахе, которые сумели объединить и укрепить страну, прославились многими победами и подняли международный авторитет  государства на небывалую высоту. Они совершенствовали законы и поощряли торговлю.

Так было и при Петре I. Проведенные  им реформы армии, государственного и хозяйственного управления, его  знаменитые указы свидетельствуют  о незаурядности и управленческом таланте их автора.

В развитии теории и практики управления выделяют два крупных  исторических периода: донаучный и  научный. 
Первый период – донаучный период – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н. э. Примерно до XVIII в. Второй период – научный период (1776 г. – до настоящего времени). 
I период – донаучный (древний) период.  
Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

 

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций  до новой истории) зарождения менеджмента  как особого научного знания и  вида деятельности.

В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением  опыта управления. Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

В ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Примерно в 5 тысячелетии  до н.э. Шумеры изобрели письменность и  стали заниматься регистрацией фактов.

В Древнем Египте был накоплен богатый  опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 — 2800 гг. до п. э.) сформировались достаточно развитый для того времени  государственный управленческий аппарат  и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).                В этот период происходит:

  • необходимость планирования, организации и контроля;
  • необходимость "честностной игры";
  • децентрализация в организации управления.

В это же время прорабатывались  идеи обслуживающей прослойки управленческого  аппарата.

В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.

Основными регламентирующими  правилами Хаммурапи выделил  следующие:

  • Независимость и обязательность решений.
  • Исполнение обязанностей.
  • Регулирование вопросов иерархии власти.
  • Организация труда работников на поле.
  • Регулирование товарно–денежных отношений.
  • Установление минимальной заработной платы.

В качестве основных элементов  контроля, Хаммурапи предложил использование  свидетелей и письменных документов.

В 1491 году до н.э. евреями  были сформулированы такие важнейшие  концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.

В 1100 году до н.э. в Китае  в качестве важнейших функций  управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.

Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производством и стимулированием  работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался  вопросами, связанными с системами  и стандартами. В этот же период в  Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой  функции управления, как организация.

400 год до н.э. был  связан с именами таких философов,  как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым.

В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод  труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип  специализации. Платон (428 — 348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

 
Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр  Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время, когда решались вопросы  иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений.

С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.

В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными  вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.

В период с 1500 по 1767 гг., который  явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.

                

              Научный период (1776 г. – до настоящего времени).

В свою очередь научный  период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный. 
 
Индустриальный период (1776–1890 гг.) 
 
Система знаний по истории менеджмента зародилась во времена промышленной революции XIX в., характеризующейся заменой ручного труда фабричной системой производства. 
 
Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда. 
 
Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений. 
 
Период систематизации (1856–1960 гг.) 
 
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

Информационный период .

Данный период представлен количественной школой управления.

Информационный период связан с  повсеместным внедрением компьютеров  и применением математики в теории управления.

В это время разрабатывается  идея системной теории, которая заключается  в том, что все действия обязательно  должны быть взаимосвязаны и не приниматься  изолированно от других. Системный  подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области  превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация  имеет тенденцию приспосабливаться  к многообразной внутренней среде.

Этот же период ознаменовался появление  ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями: 
- развития реального общественного и затем промышленного производства; 
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути; 
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);

Управление  зародилось примерно семь тысяч лет  назад, но только с конца XIX века и  особенно в ХХ-м, с развитием социального  рыночного хозяйства, менеджмент выделился  в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации  и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем  и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как  достижение цели с учетом ресурсных  ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения  более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента  породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент.

                         

                          Основоположники менеджмента.

Информация о работе Этапы развития менеджмента