Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа
Донаучный период развития менеджмента – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. до XVIII века.
Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
Донаучный период развития менеджмента – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. до XVIII века.
Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
Менеджмент можно условно разделить на три основных институциональных сферы:
бизнес;
государственная социально-экономическая система;
некоммерческие
Менеджмент в той или
иной форме существовал всегда там,
где люди работали группами и, как
правило, в трех сферах человеческого
общества:
1) политической – необходимость установления
и поддержания порядка в группах;
2) экономической – необходимость в изыскании,
производстве и распределении ресурсов;
3) оборонительной – защита от врагов и
диких зверей.
Даже в самых древних обществах требовались
личности, которые бы координировали и
направляли деятельность групп (сбор пищи,
строительство жилья и т. п.).
К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
В Римской империи были построены хорошие дороги, отдельные из которых используются и сейчас, что позволило ускорить связь с провинцией и оперативно собирать налоги и дань. Империя славилась своей военной системой, которая являлась образцом для современных армий.
Китай. Великая Китайская стена, многочисленные армии, чрезвычайно развитая система дорог, торговля шелком — свидетельствуют об успешной практике менеджмента в древнем Китае. Принцип разделения труда применялся еще в 1850 г. до н.э., а текучесть кадров была известна с 400 г. до н.э.
В древние времена управление развивалось на основе опыта, не имея теоретической основы, методом проб и ошибок. Обмен идеями осуществлялся в узком кругу правителей, военных и церковных деятелей. Но уже в средние века встречаются труды, тематика и содержание которых во многом предшествуют современным идеям управления.
Николо Маккиавелли (1469-1527 гг.), итальянский государственный и политический деятель, в своих трудах попытался вывести законы государственной власти. Он был первый, кто исследовал, как получить и использовать власть. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате “Государь”.
Римская католическая церковь является
ярким примером рациональной организации
управления. Она эффективно управлялась
в давние времена и столь же
успешно действует и теперь, являясь
более “современной”, чем структуры
многих сегодняшних организаций. Она
отличается сильной централизованной
и в то же время простой административно-
Россия. Наибольшего расцвета Российское
государство достигало при
Так было и при Петре I. Проведенные
им реформы армии, государственного
и хозяйственного управления, его
знаменитые указы свидетельствуют
о незаурядности и
В развитии теории и практики
управления выделяют два крупных
исторических периода: донаучный и
научный.
Первый период – донаучный период – начиная
с 9-го – 7-го тысячелетия до н. э. Примерно
до XVIII в. Второй период – научный период
(1776 г. – до настоящего времени).
I период – донаучный (древний) период.
Наиболее длительным был первый период
развития управления – начиная с 9-7 тыс.
лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем
выделиться в самостоятельную область
знаний, человечество тысячелетиями по
крупицам накапливало опыт управления.
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления. Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
В ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели письменность и стали заниматься регистрацией фактов.
В
Древнем Египте был накоплен богатый
опыт управления государственным хозяйством.
В этот период (3000 — 2800 гг. до п. э.) сформировались
достаточно развитый для того времени
государственный управленческий аппарат
и его обслуживающая прослойка
(чиновники-писцы и пр.).
В это же время прорабатывались
идеи обслуживающей прослойки
В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.
Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:
В качестве основных элементов
контроля, Хаммурапи предложил
В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.
В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.
Нововавилонский царь Навуходоносор
II посвятил себя вопросам контроля за
производством и
400 год до н.э. был
связан с именами таких
В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации. Платон (428 — 348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан
с такими именами, как Александр
Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос.
Это было время, когда решались вопросы
иерархии управления, организации управления,
единоначалия и человеческих отношений.
С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.
В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.
В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.
Научный период (1776 г. – до настоящего времени).
В свою очередь научный
период подразделяется на индустриальный
период, период систематизации и информационный.
Индустриальный период (1776–1890 гг.)
Система знаний по истории менеджмента
зародилась во времена промышленной революции
XIX в., характеризующейся заменой ручного
труда фабричной системой производства.
Фабричная система – система производства,
широко внедренная после промышленной
революции и характеризующаяся созданием
все более крупных предприятий, позволяющая
применять новые природные источники
энергии, расширять разделение труда и
вводить более полный контроль над процессом
труда.
Разделение труда – один из главных принципов
организации производственных процессов,
предполагающий дифференциацию и специализацию
трудовой деятельности, выделение специализированных
устойчивых трудовых функций и функциональных
областей, а также профессионализацию
работников и их групп, специализирующихся
в определенной области, обособление и
организационное оформление структурных
подразделений.
Период систематизации (1856–1960 гг.)
Наука об управлении находится в постоянном
движении. Формируются новые направления,
школы, течения, изменяется и совершенствуется
научный аппарат, наконец, меняются сами
исследователи и их взгляды. С течением
времени менеджеры изменили ориентиры
от потребностей своей конкретной организации
на изучение сил управления, действующих
в их окружении.
Информационный период .
Данный период представлен количественной школой управления.
Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.
В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
В 70-е гг. появилась идея открытой
системы, согласно которой, организация
имеет тенденцию
Этот же период ознаменовался появление ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.
Этапы
менеджмента рождались под
- развития реального общественного и затем
промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов,
обобщавших опыт и прокладывавших новые
пути;
- развития внутренней (собственной) логики
менеджмента, приводящее вкупе с двумя
вышеназванными причинами, к смене парадигмы
(системы принципов и подходов в менеджменте
как науке);
Управление
зародилось примерно семь тысяч лет
назад, но только с конца XIX века и
особенно в ХХ-м, с развитием социального
рыночного хозяйства, менеджмент выделился
в самостоятельную область
Основоположники менеджмента.