Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:22, курсовая работа
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Введение 3
1. Этапы развития менеджмента 5
1.1 Эволюция управленческой мысли 5
1.2 Этапы развития менеджмента в мире 8
1.3 История американского менеджмента на примере Ford Motor
Company 14
1.4 Развитие менеджмента в России 17
2.Разнообразие моделей менеджмента 22
1. Особенности американской модели 22
2.2 Западноевропейская модель менеджмента 24
2.3 Характеристика японской модели 26
3. Анализ современного состояния менеджмента 28
3.1 Характеристика и тенденции развития современного менеджмента 28
3.2 Задачи и цели современного менеджмента 34
3.3 Виды современного менеджмента 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", зарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано, прежде всего, с именамем Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
По
мнению М.Мескона и других, за всю
историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три
принципиально различных
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования (таблица 1). [4]
Таблица 1 - Школы управления
|
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управленияприведен в таблице2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ старой и современной организации
|
1.3
История американского менеджмента на
примере Ford Motor Company
История Ford Motor Company - история всего американского менеджмента. Генри Форду удалось организовать массовое автомобильное производство - фактически осуществить революцию в промышленности, - когда большинство жителей США пользовались гужевым транспортом. А сто лет спустя переживавшая и успехи и неудачи Ford Motor прочно закрепилась на рынке как крупнейший в мире производитель пикапов и второй (после General Motors) поставщик легковых автомобилей. Это раньше потребители «имели право» приобрести «Ford» только черного цвета, а сегодня компания предлагает широкий спектр типов, моделей и расцветок, так что покупатель легко подберет себе автомобиль в зависимости от толщины кошелька, образа жизни или просто настроения.
Помимо одноименной марки компания Ford владеет такими брендами, как «Jaguar», «Lincoln», «Mercury» и «Volvo», 33% акций компаний Mazda и Land Rover, а также фирмой по прокату автомобилей Hertz. У Ford были (и есть) как чрезвычайно популярные модели, такие как «Taurus», так и откровенные провалы, о которых лучше не вспоминать (в частности «Pinto»).
Несколько лет назад компания оказалась в самом центре скандала, связанного с популярным вседорожником «Explorer» и шинами Firestone/Bridgestone, которыми он комплектовался. И все же компания устояла: внесла изменения в стиль лидерства, повысила эффективность и результативность управления и производства, внедрила новые компетенции менеджмента.
От конвейера, с которого сходила легендарная черная «Модель Г», а позже «Модель Л», перенесемся в конец XX в., когда исполнительным директором Ford Motor стал «ураганный» Жак Нассер. Не успев принять дела, он тут же взялся за изменение управленческих порядков, и в первую очередь - за централизованное в лучших традициях бюрократии принятие решений и полнейшее нежелание «раскачивать лодку».
Хотя Ж. Нассер не полностью использовал термин «обучающаяся организация», цель его деятельности состояла в трансформации Ford Motor именно в этом направлении. Он пригласил талантливых менеджеров из автомобильных компаний всего мира (в том числе из Volkswagen и BMW), привлек искусных специалистов по маркетингу и сбыту из фирм-производителей потребительских товаров и мотивировал всех без исключения работников Ford быть как можно ближе к покупателям.Менеджер организовал обмен информацией, например, с известным web-сайтом CarPoint, предоставляющим данные об онлайновых продажах автомобилей.
Теперь
маркетологи и дизайнеры
Далее Ж. Нассер объявил о децентрализации власти и принятия решений в компании, а также о превращении концерна Ford в глобальную систему полуавтономных бизнес-единиц. «Жак научился принимать решения без указки из Дирборна (города, где находится штаб-квартира Ford)», - вспоминает Роберт Лутц, бывший начальник Ж. Нассера. И вот теперь бывший подчиненный учит новое поколение менеджеров компании брать ответственность на себя.
Стратегия Ж. Нассера состоит в превращении столетнего индустриального гиганта в гибкую, способную быстро подстраиваться под вкусы и желания потребителей компанию. Дизайнеры, инженеры и специалисты по маркетингу Ford в обязательном порядке посещали семинары, где они учились прислушиваться к покупателям, узнавать, какими атрибутами и функциями должен обладать современный автомобиль. Затем их разбили на небольшие команды и отправили, что называется, на места, для «погружения» в покупательскую среду. Никаких шуток: Ж. Нассер действительно потребовал, чтобы менеджеры всех уровней знали потребности конечных пользователей как «Отче наш».
Ж.
Нассер осуществил ряд кардинальных
изменений в Ford Motor- организации,
которая всегда олицетворяла собой американский
бизнес. Компания существует очень давно
и прошла через несколько исторических
стадий управления, от научного менеджмента
до новейшей идеи обучающейся организации.
В 1913 г. на заводе Ford в Хайленд-Парке был
запущен один из первых в мире движущихся
конвейеров, что привело к сокращению
времени сборки на 50% (новая «Модель Г»
выезжала за ворота цеха каждые 10 секунд).
Сегодня менеджеры Ford работают в командах,
делегируют полномочия, используют Интернет
и другие вычислительные технологии, а
компания выпускает тысячи машин в день.
Способность изменяться, когда того требует
ситуация, можно назвать важнейшим фактором
долголетия Ford Motor. [1]
Информация о работе Этапы развития менеджмента в России и за рубежом